ПУТЬ ПАРТНЁРСТВА, ИЛИ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ




 

Наверное, все владельцы щенков понимают необходимость воспитания своих питомцев, большинство пытаются отнестись к ним с любовью и вниманием. Попробуем хоть в какой-то мере восполнить отсутствие современной соответствующей литературы, чтобы помочь вам, приведшим домой собаку, не сделать ошибок, серьёзно нарушающих ваши взаимоотношения.

В начале нашего века великий русский физиолог Павлов показал, как образуется основной элемент поведения — условный рефлекс. Теперь каждое пособие по дрессировке начинается со слишком упрощенного описания открытия Павлова, согласно которому последовательность действий при формировании навыка должна быть следующей: а) команда, б) принуждающее действие, в) выполнение команды. Иногда предлагается поощрение после выполнения, иногда во время выполнения предлагается, доставляя удовольствие собаке, показать правильность её действий, что называют подкреплением. Подразумевается, что многократными повторениями можно добиться понимания собакой сигнала (команды), то есть выполнения команды без принуждения. Кажущаяся простота описанного процесса заставляет однократно рассмотревшего эту схему считать себя вполне специалистом. Но такая схема — слишком линейное описание одного, пусть и важного, элемента в сложном, многоступенчатом процессе воспитания — ЭЛЕМЕНТА ПРИНУЖДЕНИЯ. Забывается порой даже, что принуждение может быть пищевым.

Пьяный мастеровой, монотонно повторяя своей собачке «умри», так же монотонно шлёпает её стоптанным башмаком по голове, собачка визжит и вырывается — это почти дословное классическое описание национальной дрессировки — бытовое понимание приведенной схемы. Оказаться в роли такого дрессировщика может каждый из нас. Но есть ли другие способы?

Райзер, человек, посвятивший значительную часть жизни дрессировке собак, предложил схему построения поведения животных и на её основании получил метод обучения, давший не одного чемпиона мира по рабочим качествам. Он предлагает опираться на наследуемые цепочки элементов поведения, от реализации которых собака получает удовольствие, на основные инстинкты, то есть на потребности нашей собаки.

Яркий пример — выработка навыка движения у ноги. На первой стадии выработки проводник щенка по команде должен начать двигаться в высоком темпе, чтобы щенок получал удовольствие уже только от темпа, так будет удовлетворён один из основных инстинктов собаки — инстинкт движения. Кроме этого, щенок получит удовлетворение от того, что хозяин так и не смог убежать от него: удовлетворит инстинкт преследования. Если при этом хозяин ещё и покажет щенку любимую игрушку, то малыш начнёт на неё охоту, что ещё сильнее заставит его держаться ноги хозяина. Когда хозяин отдаст игрушку щенку после нескольких шагов возле ноги, то удовлетворит один из самых сильных инстинктов — охотничий. Можно слегка побороться с малышом, подёргивая игрушку, удовлетворив его инстинкт общения и тут же отдать её, удовлетворив его ещё и как борца. Если щенок потреплет игрушку и пронесёт её несколько шагов, то замкнётся цепь инстинктивного — автоматического поведения: ведь теперь «добыча» «убита» и унесена в «укрытие» — совершено КОНЕЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Результатом такой удачной охоты является чёткое запоминание того, что ей предшествовало, как непреложной инструкции в дальнейшей жизни. А предшествовала ей команда «рядом» и движение у ноги.

Примеров действенности этого метода бесконечное множество, один из них я привожу ниже.

Симпатичный небольшой восточный человек вышел из БМВ цвета мокрого асфальта, а за ним выпрыгнул огромный английский мастиф. Я ждал их на обочине дороги у заброшенной лужайки.

Эмоционально размахивая своим телефоном, восточный человек жаловался на собаку: «Пошёл давить ротвэйлера, понимаешь, я его нэ удэржал, понимаешь, он мнэ обэ ноги разбил. Что мне тэперь дэлать?» — спрашивал он. Я очень сочувствовал маленькому восточному человеку, ведь мастиф остался без хозяина, поэтому и попал к новому человеку уже взрослым трёхлеткой.

Я рассказал собеседнику о мечтах его собаки, в которых пёс охотится на жирных байбаков и сусликов в шёлковых травах несбыточных снов, дал в руки толстую матерчатую колбасу, долженствующую изображать этих сусликов, и показал, как ею пользоваться. Уже через несколько минут я наблюдал, как собака не просто с охотой, а именно в ажиотаже, с нервной дрожью восторга выполняла команды маленького человека. «Лэжать… ко мнэ… сидэть… рядом», — доносились до меня азартные возгласы, а вслед за каждой командой раздавалось довольное урчание собаки, которой после выполнения нужного действия отдавался матерчатый «суслик» на растерзание. В довершение приключения на лужайку выбрался ротвейлер, волоча за собой на поводке хозяина. Маленький восточный человек прикрикнул на свою английскую собаку, и через мгновение огромный мастиф трусил у его ноги ожидая появления из-за пазухи хозяина предмета охоты и даже не глядел в сторону ротвейлера, принимавшего вызывающие позы.

Следует сказать, конечно, что собака была воспитанной, иначе нельзя было бы с первого раза заставить её подчинятся, но маленький человек справился легко и быстро с огромной чужой собакой, прожившей у него всего несколько дней, справился совершенно без насилия, вернее два существа (человек и собака) одновременно добились желаемого, да ещё и получили при этом удовольствие. Кстати, неизвестно чем бы закончилась попытка силового принуждения собаки в таком случае.

Приведенный пример показывает, насколько сильны способы, управления поведением, использующие положительный эмоциональный фон с помощью «игровых» методов. На самом деле эти методы нужно назвать скорее жизненными, так как в жизни животных обучение происходит именно таким способом.

Обобщим сказанное. В нормальном поведении любого животного выделим следующие стадии: а) поисковое поведение — направленное на поиск раздражителя, включающего инстинктивные цепочки поведенческих реакций, б) обнаружение одного из «ключевых» (по Райзеру) раздражителей, сопровождающееся усилением мотивации инстинктивного поведения, в) цепочка инстинктивных действий, доставляющая животному удовольствие, успокаивающая животное и приводящая к снижению мотивации — КОНЕЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Жизнь обучает нас с партнёрских позиций, предлагая удовлетворение за верные шаги. Таким образом, обучающий приём всегда должен включать последний элемент схемы и обязательно использовать второй.

Приведём пример действия схемы в обыденной жизни: молодой человек со своим бультерьером отправился с приятелями на шашлыки. А) он лежит на солнечной опушке у реки, обнимая кастрюлю с маринованной свининой, лениво оглядывая окрестности, его бультерьер зигзагами носится в кустах, товарищи отправились удить рыбу. Б) по тропинке идёт умопомрачительная блондинка, парень взволнованно подскакивает, подтягивается, откапывает в сумке шоколадку и бросается знакомиться с девушкой, бультерьер на очередном зигзаге натыкается на никем не охраняемую кастрюлю и тыкает её мордой, нервно оглядываясь по сторонам. В) парень находит в сумке бутылку марочного портвейна, возбуждённо выпивает его с новой знакомой, они рефлекторно и застенчиво подсаживаются друг к другу, совершают ряд других рефлекторных действий, после чего немного ошарашено и умиротворённо изучают кружева листвы над их головами, бультерьер в то же время, истекая слюной. всё сильнее тыкает мордой кастрюлю, которая, наконец, переворачивается, пёс совершенно рефлекторно заглатывает больше пяти килограммов маринованной свинины и задрёмывает на солнцепёке не в силах даже вынуть голову из кастрюли. В результате парень навсегда запомнил хороший вариант знакомства, а его бультерьер научился проверять кастрюли.

Парень, как и его собака не просто лежали на берегу, (живые существа ничего и никогда не делают просто так), они активно искали нечто, включающее механизм удовлетворения, состоящий из цепочки автоматических последовательных действий и подразумевающий запоминание способа включения. Это нечто, будь то блондинка или кастрюля со свининой, имеет над участниками событий почти неограниченную власть. Райзер называет это ключевым раздражителем и с его помощью включает механизм обучения. А энергию для его работы можно извлечь только из желания получить ключевой раздражитель, проще — жажды жизни.

Ключевой раздражитель — ключ от ворот в город, называемый партнёрством. Имея его в руках, мы имеем власть над поведением и животных, и людей, и даже над своим собственным поведением, пусть это и сложнее.

Будем учиться у жизни учить…

Итак, уважаемые собаководы, мы с вами увидели преимущество творческого способа обучения перед авторитарным, проиллюстрировали это на примере построения приёма обучения щенка движению у ноги, увидели пример практического применения метода в сложном случае, вслед за Райзером сформулировали схему построения поведения, проиллюстрировали её различными примерами. Наметили применение её на практике. В дальнейшем мы подробно разберём практическое её применение во время обучения наших питомцев.

 

ЗАКОНЫПАРТНЁРСТВА

 

Коль скоро мы отказываемся видеть в собаке устройство для удовлетворения своих прихотей, то нам придётся её рассматривать как партнёра. Только на первый взгляд это оказывается неудобным, на самом деле такой взгляд сулит, как мы уже видели в предыдущей главе, огромные преимущества и удовольствия.

ГЛАВНОЕ, что нужно о партнёре знать, начиная с ним беседу, — это его любимые темы, то, чего он хочет от жизни. Ведь все наши с ним переговоры, чтобы быть эффективными, должны быть к тому сведены. Иными словами, каковы же ключевые раздражители, используемые нами?

Это можно узнать, изучив список инстинктов или врождённые форм поведения, удовлетворяющие главные потребности животного: инстинкты поддержания жизни, или вегетативные:

• — добывания пищи (пищевая, охотничья, обонятельная, поисковая, — реакции)

• — самосохранения (знакомства с окружающей обстановкой, ориентации, настороженности, недоверия к незнакомым животным, освобождения, избегания боли, оборонительная, — реакции)

• — регулирования физиологических ритмов;

• — моторные (подвижности, борьбы, преследования, копания, — реакции);

• — обучения (игровые, подражательные); инстинкты социальные:

• — общения, охраны членов группы и территории, наведения порядка, доминирования, подчинения, агрессии, сочувствия, — реакции; инстинкты продолжения рода, или генеративные реакции:

• — ухаживания, вязки, садки, ухода за потомством — реакции.

Предложенная классификация сделана на основе:

• «Служебное собаководство» Ред. Зубко

• «Воспитание собаки» Ред. Отт, Сваровски, Вундерлих.

• «Собаки наши друзья» Ред. Навольный.

Всё вышеперечисленное — автоматические цепочки элементов поведения, ведущие к удовлетворению жизненных потребностей нашего партнёра. Только включая их, мы можем рассчитывать на то, что и для нас будет сделано то, что нам нужно, быстро и с радостью.

А каковы же эти потребности на вид? Кусочек печенья, матерчатый валик для игры, просто убегающий хозяин или хозяин после небольшой разлуки — вещи, ради которых наш пёс готов на всё.

Зная темы, интересующие собеседника (то, к чему мы сведём разговор), нужно знать, когда преследовать свои интересы и когда удовлетворить интересы партнёра. Это нам подскажет схема из предыдущей статьи и элементарная логика.

Будет ли наш партнёр думать о наших интересах, если в самом начале добьётся удовлетворения? Конечно, нет. Будет ли он входить с нами в контакт, не предвидя удовлетворения? Вряд ли. Значит, ВСЕГДА мы имеем для нашего щенка игрушку, лакомство или хотя бы желание побегать (подробнее смотри перечень инстинктов), но мы никогда не выкладываем сразу наши козыри, а только взамен на услуги со стороны малыша.

Разберём конструкцию приёма. А) показываем малышу бублик и поисковая реакция приводит щенка к нам; б) высоко и ласково говорим малышу «ко мне» и показывая ему бублик, одновременно отбегаем от малыша лицом к нему (мотивация максимальна, то есть малыш уже не сомневается, что хозяин — выгодный партнёр, ведь предложено и пищевое и двигательное удовлетворение); в) он кинется к ногам проводника, с удовольствием пробежавшись, получит ещё и кусочек бублика. Теперь нужно оставить щенка ненадолго в покое. Некоторое время он будет переживать счастье достижения цели. Потом можно повторить всё сначала. Бесполезно требовать от щенка подхода, если он что-либо уже жуёт или заинтересован чем-то.

Повторить урок можно тогда, когда от прежнего куска останется только сладкое воспоминание, а следующий уже мелькнёт в ладони проводника и будет замечен. Щенок НЕ ОБУЧАЕТСЯ сразу после того, как лакомство получено! Мы, наслаждаясь достигнутым, тоже не слышим ни друзей, ни родных.

Так мы применили четыре основных закона партнёрства.

Мы:

• ВСЕГДА ГОТОВЫДОСТАВИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ПАРТНЁРУ;

• СТАВИМ ЕГО В ПОЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ОДИН ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ — НУЖНЫЙ НАМ И ПРИЯТНЫЙ ДЛЯ НЕГО;

• ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЯЕМ ЕГО В ЕГО СТРЕМЛЕНИЯХ К КЛЮЧЕВОМУ РАЗДРАЖИТЕЛЮ, ТОЛЬКО КОГДА ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТО, ЧТО НАМ НУЖНО;

• НЕ ПЫТАЕМСЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ НЕГО ЧЕГО-ЛИБО, КОГДА ОН НАСЛАЖДАЕТСЯ ДОСТИГНУТЫМ.

Давайте научим щенка садиться по команде. А. Возьмём плотную тряпку, величиной в две ладони, перевяжем шнуром посередине, и предложим малышу поохотится на неё, подёргивая за шнурок. Б. Скажем ему «сидеть» и поднимем добычу повыше, щенок прыгнет пару раз, может даже тявкнет, и, наконец, сядет подумать, как же быть дальше. В. Отдадим ему тяпку, но только когда посидит хоть секунду. Когда малыш треплет и таскает добычу, не пристаём к нему ни с какими уроками!

Можно легко научить малыша приносить предметы.

А. Начнём игру в охоту за тряпкой,

Б. Отбросим тряпку на пару шагов по команде «апорт», двигаясь за щенком, обгоним его, после того, как он схватит тряпку, заставим себя преследовать с тряпкой в зубах просто убегая;

В. Когда щенок догонит нас, поймаем конец шнурка и слегка потянем — дадим ему победить нас в борьбе! Сразу отпустим тряпку и дадим малышу унести её на несколько шагов. Только после этого можно начать сначала уже просто с убегания. Очень скоро малыш будет преследовать нас, повсюду тыкая в руки свои игрушки, только бы мы побросали их ему или с ним поборолись за добычу.

Регулярное выполнение партнёрских обязательств со стороны проводника вызовет доверие со стороны собаки, и она скоро станет выполнять команды и без постоянной стимуляции, помня, что за партнёром, как говорится, «не заржавеет». Профессионально это называется установившимся навыком. Правда, злоупотреблять доверием всегда вредно, и до конца жизни нашей собаки мы будем носить в кармане хотя бы сладкий сухарик.

Всё сказанное выше касается щенков от трёх до пяти месяцев. Представьте себе человека, пытающегося войти в делёж прибылей предприятия, в создании которого он не участвовал. Так выглядит и человек пытающийся требовать послушания от годовалого подростка, о воспитании которого он до сих пор не думал. Собака уже нашла свои способы организации внимания, придумала для себя способы поведения, и с неприязнью примет попытки всё переменить. Поэтому сформулируем пятый закон партнёрства к уже приведенным четырём.

 

ПРЕДЛАГАЙТЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СВОЕВРЕМЕННО!

 

Мы с вами, уважаемые воспитатели своих щенков, разобрали все основные условия сотрудничества, кроме последнего: ваш щенок должен быть к сотрудничеству способен.

Щенок должен постоянно, активно искать те явления, которые включают реакции, перечисленные вначале, которые заставляют щенка хватать, преследовать, играть, гоняться за лакомством, названные Райзером ключевыми раздражителями.

Иными словами, наше со щенком предприятие обязательно обанкротится, если партнёры будут вялыми и безынициативными.

Ваш щенок должен быть любопытным, подвижным, активным, смелым, должен сгорать от жажды жизни.

Как выбрать такого щенка мы разберём в дальнейшем.

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 

Выбери приятеля, или о жажде жизни поконкретнее.

По команде, ко мне подбегает шоколадный доберман. Он всего третий день живёт у меня, но мы с ним уже без ума друг от друга. Пока приходится его твёрдо усаживать — скоро он научится это делать сам. Он смотрит мне в глаза, — гуляй, — пробегаю с ним насколько шагов — разделяю его счастье свободного полёта над лужайкой. Ко мне! — произношу высоко и ласково — он замирает — я отбегаю, сомнения оставлены, он несётся ко мне, а его шоколадное тело играет, как шёлковое знамя на ветру.

— Извините, можно спросить? — мы дружно поворачиваем головы. К нам по ранней влажной весенней траве приближается парочка. Это великолепная молодая дама в пышной длинной шубе, ведущая круглощёкого молодого человека. Они только что отчалили от автомобиля, напоминающего звездолет из какого-нибудь фантастического боевика.

Я польщён, мы производим впечатление на солидных людей.

— Конечно.

— Мы хотим такую же собаку, — я польщен вдвойне. — Он у вас такой послушный, — я таю, хочется поддакивать и стелиться ковром.

Ведь я дрессировщик, а собака у меня третий день. Это не важно, что цена такой похвале — копейка ломаная. Я начинаю расхваливать своего студента. Он невероятно чувствителен, умён, схватывает на лету, грациозен. В это время перед моим мысленным взором прокручивается мультик про эту милую даму. Как она в своей пышной шубе, модельных туфлях гоняет по грязной весенней лужайке за моим студентом. Я трясу головой, на месте дамы хочу представить её провожатого. Он как раз вынимает из недр модного пальто платок, с трудом наклоняется и машинально трёт лаковый ботинок, цену которого я даже не пытаюсь отгадать.

— Знаете, — осторожно говорю я, — доберманы очень быстрые собаки, они требуют мгновенной реакции от проводника, чёткой, аккуратной работы во время учёбы. Они очень любят бегать, если не бегать вместе с ними, контакта с собакой не найти. Если вы цените покой в доме, если у вас не слишком много выдержки, то, может, вам не нужен доберман. Заведите ротвейлера.

— Нет, нет, — делает гримасску дамочка, — это просто мясники какие-то.

Я припоминаю одного знакомого ротвейлера. Этот спокойный, вальяжный красавец хорошо слушался хозяйку. Однако, гуляя от неё вдалеке, пытался убивать всех своих братьев по полу. Если дама имеет в виду именно это, то она права. Исходно такие собаки сопровождали стада, гонимые на бойни, они охраняли скотину от крупных хищников и людей. Поначалу собаки такого типа отбирались отнюдь не по признаку управляемости — то есть не по скорости смены возбуждения торможением. С этими собаками нужно быть очень внимательными: во-первых, при воспитании, чтобы дома проблем не было; во-вторых, на прогулках, чтобы соседских зверей не ели. Те же особенности, только ярче выраженные, у большинства мастифоподобных собак, у бойцовых собак.

Шерстистых я даже не вспоминаю, глядя на стерильный салон машины. Хотя первая служебная собака у человека должна быть, вероятно, немецкой овчаркой. В силу многолетнего отбора по рабочим качествам даже собак отечественного разведения можно легко воспитать.

— Может, мастиф? — говорю я, дамочка мотает головой. — Нет, нет, эти сопли.

У меня недавно проходил воспитательный курс английский мастиф. Милый увалень весом килограмм восемьдесят. Учить его нужно было с трёхмесячного возраста, как любую собаку. Момент был упущен. При своём весе и игривом нраве он, шутя, валил своих воспитателей, как кегли. Ну и сопли, конечно. После отъезда англичанина моя супруга облегчённо вздохнула. Она сделала генеральную уборку. Она была счастлива… ровно сутки. Потому что вслед за англичанином ко мне прибыл невероятно мордатый, невероятно сопливый неаполитанец.

— Я хочу собаку, такую, как я хочу!

— Доберманы великолепны, но им необходима беготня…

— Как охотнику охота, — компетентно вставляет супруг, внимательно разглядывая стаю галок на дереве в двухстах метрах от нас.

— Вы же его учите для кого-то! — настаивает дама. Я поделился с ней меркантильной стороной наших со студентом любовных отношений в начале разговора.

— Характера собаки учёба не изменит, да и денег стоит.

— Сколько? — концентрируется на мне супруг.

Я описываю уровень цен и сервиса в своей сфере, стараясь не порочить конкурентов, зная, как это дурно выглядит со стороны.

— Нет проблем, вы же понимаете — не в деньгах дело, — говорит супруг.

Я не уверен, что пойму когда-нибудь такое состояние, когда дело не в деньгах, но продолжаю разъяснять.

— Проблемы есть — собака после курса не различает голоса хозяина, а вы не имеете навыков управления собственной собакой. Это исправимо, но потребует от вас некоторых дополнительных усилий. Способ хорош, когда времени на собаку у вас мало, а хочется вышколенного пса.

— Надо подумать, — наконец трезвеет дама.

— Мы подумаем, — говорит ей супруг с обещанием в голосе, по которому чувствуешь человека не имеющего проблем, по крайней мере, с деньгами.

Они отбывают на своём звездолёте в непонятный для меня мир, с разрушенной мечтой о шоколадном добермане, спокойно лежащем у кожаного кресла. Я же преисполняюсь любви и благодарности к этой парочке от имени тех собак, что будут у них жить (если будут), а уважения — от своего собственного имени. Ведь они ПОДУМАЮТ, хоть у них «нет проблем». Подумаем же и мы с вами, прежде чем завести собаку.

 

Вы всегда мечтали о собаке, но родители не разрешали приводить в дом животных, теперь вы живёте отдельно и можете завести щенка. Или у вас есть собственные дети, которые, наконец, заставили вас «купить собачку», или какой-то поворот в вашей жизни убедил вас оживить свой дом с помощью собаки, или у вас новая просторная квартира, и, наконец, сбывается ваша мечта о ласковой собачонке. В любом случае вы покупаете щенка.

Решение принято в общем. Осталось выяснить кое-какие частности: какой породы, какого возраста, какого пола должен быть ваш щенок, где его взять.

Почти все проблемы вами решены, и вот, наконец, перед вами помет, из которого вам предстоит выбрать партнёра на ближайший десяток лет. Как не ошибиться в своих надеждах на собаку?

Ваши приятели рады посоветовать вам. Один предложит посадить вашего будущего щенка под железное ведро, затем, стукнув по нему железкой, проверить, описался щенок или нет — это покажет насколько он будет смел, другой предложит брать самого большого — он де будет самым сильным и свирепым, третий посоветует взять того, который первым ткнётся в вашу руку, ему, мол, не будет равных по преданности. Будет хорошо, если вы выслушаете такие советы, чтобы не портить отношений с друзьями, но следовать им будете весьма осторожно. Можно обратится к специалисту. В этом случае приходится помнить о том, что украинский кинолог слишком часто имеет образование, содержанием которого сверх весьма средней школы являются трёхмесячные нерегулярные курсы. Наибольшая сложность обучения на них — выплата небольшой (или большой) суммы за корочки. Словом, есть риск услышать уже приведенные советы, только теперь от «профессионала».

Что делать? Справиться с этим революционным вопросом я хочу вам помочь. Для этого я сразу ограничу задачу. Я дрессировщик, поэтому для меня важен контакт с собакой. Советовать в выборе породы не стану, скажу только, что наилучший контакт возможен с собаками служебных пород, что большая собака хорошо чувствует себя там, где много места, шерстистая — в своём дворе, что любая порода хороша для того, для чего выводилась. Если вы не хотите разводить собак, то возьмите кобелька. У них поведение стабильнее, не предстоит возня со щенками. Правда, вас может ожидать столкновение с сильным характером, но, на мой взгляд, это не беда. Всё ниже приведенное предлагаю воспринимать не как документ типа воинских уставов, а как информацию, которая поможет вам сделать собственный выбор.

Возраст щенков, попадающих в продажу, сильно колеблется. Характер оформляется к году и позже, но основные реакции можно наблюдать уже с месяца. То, что мы будем выискивать, определяется задачами, поставленными впоследствии перед собакой. Наиболее гармонично и продумано выглядит система требований, выставляемая международной системой испытаний (IPO). Задачи соответствуют разделам международной системы испытаний (IPO): защита, послушание, работа по следу. Не стоит думать, будто ваша будущая собака не должна быть спортсменом, и потому, мол, (IPO) не для вас. Навыки этой системы очень прагматичны, да и подходы, ею используемые, должен знать каждый собачник. Ведь мы хотим полной реализации способностей нашей собаки, как и своих собственных.

Разберемся, какими приёмами стоит воспользоваться, чтобы попытаться увидеть среди играющих щенков вашу будущую собаку. Рассмотрим эти приёмы в порядке приоритетов выставляемых международной системой испытаний.

Итак: какие нужны способности нашему щенку для того, что бы из него получился защитник? При работе с собакой по защите используют охотничьи и социальные реакции — это стремление к добыче, способность к борьбе, агрессия.

Все эти реакции необходимы, если одной из них недостаёт, защитные функции будут не полными — утверждает Г. Северин, известный отечественный специалист по немецкой овчарке. Для примера стоит вспомнить одного агрессивного ризеншнауцера. Он великолепно защищал хозяина, иногда просто спасая его, нанося серьёзные раны нападавшим ударами зубов, но удерживать нападающих не мог из-за отсутствия способности к борьбе. Такая особенность сильно ограничивала возможность служебного применения этой собаки. Собака использовалась не на службе, а в быту, поэтому её судьбу можно назвать счастливой.

Увидеть стремление к добыче можно очень просто. Сделаем кошачью игрушку и поиграем со щенками. С месяца щенки будут пытаться хватать игрушку. Тот, который будет активнее в этой игре, отнимет игрушку у остальных, заслуживает внимания.

Способность к борьбе щенок покажет, если за конец игрушки слегка потянуть, а также в борьбе за игрушку с сопомётниками. Щенок должен как можно дольше удерживать игрушку.

Во взаимоотношениях с товарищами по играм можно увидеть и уровень игровой агрессии, на которой после строятся защитные реакции. Агрессию можно увидеть, опрокинув щенка на спину и потормошив его аккуратно ладонью. Он должен активно сопротивляться и проявлять агрессию. Для воспитания защитника нужен высокий уровень агрессии у щенка.

Вторым важнейшим качеством вашей собаки должно быть послушание. Печально видеть большую сильную собаку, медленно, уныло бредущую за хозяином, испуганно прижимающую уши и шарахающуюся при резких его движениях. Такая картина типична, если хозяин не использовал в общении с псом основных рефлексов, не пытался, опираясь на базовые поведенческие реакции, завладеть вниманием своего питомца, получал навыки послушания, пользуясь жёсткими механическими воздействиями.

В то же время приятно видеть веселую собаку, выполняющую требования хозяина с охотой и удовольствием. Такие партнёрские отношения можно наладить только со щенком, имеющим определённые способности.

У способного к обучению щенка должна быть хорошая ориентировочная реакция — он должен интересоваться всем новым для него, попадающим в его поле зрения. Новыми звуками, световыми феноменами, новыми запахами. Если этот интерес слаб — обучение проблематично, но если слишком силён — это тоже не хорошо. Ведь новую команду щенок должен заметить и подготовить свою нервную систему для работы. Если на новое щенок реагирует слабо, то и к выполнению команд будет не готов. Можно свиснуть, звякнуть ключами, зажечь спичку. Щенок должен явно остановиться, затем, подойдя поближе, проявить интерес к явлению. Затем, изучив явление, спокойно заняться своими делами.

Следом за командой мы заинтересуем щенка в выполнении действия. Наличие возможности вызвать нужный интерес необходимо проверить у нашей будущей собаки.

О стремлении к добыче мы уже говорили. Щенок должен заинтересованно относиться к предметам, пытаться отнять их у любого. Если это так, то в последствии с помощью предмета можно будет легко щенком управлять.

Следующая необходимая реакция — пищевая. Покажем щенку кусок лакомства. Попытаемся провести его за приманкой как можно дальше. Чем большее расстояние пройдёт щенок за кусочком лакомства, тем лучше. Чем более стойкой является эта реакция, тем проще будет управлять малышом.

Затем побегаем перед щенком. Щенок должен преследовать пробегающего или движущиеся рядом с ним крупные предметы, такая реакция поможет нам решить много проблем управления собакой.

Заволнуется ли щенок, если все скроются из его поля зрения? Если да, то мы потом сможем использовать эту его особенность в работе.

Поскольку у собаки есть замечательный нос, невероятно чувствительный и изощрённый, собака, не умеющая им пользоваться, будет чувствовать себя ущербной. А мы будем страдать оттого, что наш пёс не полностью реализовал свои жизненные возможности.

Чтобы нам было приятно заниматься запахами с собакой, нужны способности к этому у щенка.

Проведём по полу полосу кусочком мяса и спрячем этот кусочек под пластиковый стаканчик. Как быстро щенок отыщет кусок? Разбросаем по полу приманку маленькими кусочками. Как быстро и как тщательно он соберёт её? Забросим в траву любимую игрушку и поглядим, будет ли щенок пользоваться носом при поиске? Кто лучше и быстрее справляется с приведенными заданиями, тот сможет стать розыскной собакой.

Конечно, приведенное касается щенка, отделённого от помёта, но необходимо оценить и поведение его в группе товарищей. Он должен быть подвижным, активным, доминировать, ориентироваться в ситуациях, возникающих при питании, игре.

Последние испытания будут касаться уже не выраженности конкретных рабочих качеств, а качеств нервных процессов. Мы должны проверить чувствительность щенка к стрессам. Для этого бросим на пол недалеко от него крышку от кастрюли. Щенка нужно чем-то занять в это время. Наилучшей реакцией будет умеренный интерес щенка к источнику звука, затем быстрое возвращение к прежнему занятию. Если щенок надолго прервёт прежнее занятие и всерьёз насторожится, из него получится, скорее всего, трусоватая собака. Больно щипнув испытуемого во время игры, можно проверить, насколько он будет устойчив к жёсткому принуждению при воспитании, которого вы, безусловно, не избегнете. Если щенок не возобновляет игру с вами, если становится опасливым, это тревожный знак, обучать такую собаку будет сложно. Если же щенок быстро забудет обиду, учить его будет легко, он простит вам ваши ошибки при воспитании.

Таким образом, мы сможем проверить большинство реакций, необходимых при обучении, заранее и будем в какой-то мере застрахованы от разочарований. Все эти реакции проявляются в возрасте после полутора месяцев, раньше выбирать щенка нецелесообразно.

Перечисленные реакции — необходимые составляющие двигателя, приводящего в действие механизм партнёрских отношений, сила, которую не назовёшь иначе, как жаждой жизни, и которая так необходима нашему щенку. Чем сильнее будут выражены проверяемые реакции — тем сильнее стремление щенка к ключевому раздражителю — тем проще его обучить, тем сильнее у него жажда жизни или, научно говоря, аппетенция.

Вопросов ветеринарии, экстерьера, качества крови я не касался преднамеренно.

Буду очень рад, если приведенная информация поможет вам не ошибиться в выборе приятеля. Но если у вас есть противоположные соображения, никто не в праве навязывать вам своих, ведь ваш пёс будет любим именно вами.

 

ЩЕНОК

 

Кто может спокойно пройти мимо щенка служебной собаки, да и вообще мимо щенка? Я не могу. Каждому владельцу пушистого, вечно озабоченного, любопытного малыша, я безнадёжно завидую — у меня взрослая собака.

Дама двигалась короткими перебежками по лужайкам парка. Дама была в возрасте, и её порывистые пробежки издалека обращали на себя внимание. От куста к кусту, от дерева к дереву дама приближалась ко мне. Я в это время занимался со щенками. Когда она подошла поближе, причина порывистых продвижений солидной матроны, до того скрытая высокой травой, открылась сама собой. Это был английский бульдожек — очаровательный уродец пяти с половиной месяцев, сильный, настойчивый, заинтересованный всем на свете. Его движения были направлены от хозяйки в окружающее пространство с такой силой, что хозяйка на поводке едва удерживалась на ногах. Дама аккуратно начала интересоваться, как можно позаниматься со щенком, сколько это будет стоить. Я вспомнил большущего молодого человека, наверное, сына этой дамы, идущего вдоль домов с накрепко прижатым к уху мобильным телефоном и этим малышом на поводке. Молодой человек временами останавливался, одергивая тянущего во все стороны малыша, тогда малыш огорчённо усаживался у ног хозяина. Я объяснил даме, как нужны щенку ласковые прикосновения, как общаться со щенком с помощью предметов, как развернуть стремления малыша к себе, но принять в бесплатную группу отказался. Пары внимательных движений оказалось достаточно, чтобы остальную часть прогулки дама проделала по кругу, оттаскивая щенка, изо всех сил стремящегося туда, где ему досталась кроха взаимопонимания.

Как только щенок попадает к вам, сразу начинайте играть с ним, с полутора месяцев малыш неутомимо ищет обучающие ситуации, и если вы не предложите их ему, он организует их сам. Вряд ли он сам станет учить вести себя, как нужно вам, следовательно, обучение должно быть организовано хозяином.

Первая и ГЛАВНАЯ игра вашего малыша — «охота за мышкой». Мышку можно сделать из старого шерстяного помпона от детской шапки, если продеть сквозь него бельевую резинку. Резинка нужна, чтобы, подергивая за неё, оживить «мышку» при игре, не причиняя неудовольствия маленькому. Затем резинку можно заменить шнурком, помпон — матерчатой подушечкой, а затем резиновым мячиком. Игра заключается в том, что щенок ВСЕГДА убивает «мышку» и уносит её в укромное место. В игре могут принять участие все ваши знакомые и гости дома, когда они случатся.

Ваша цель в игре — развитие уверенности в себе у вашего питомца. Нормальные реакции взрослого необученного животного — недоверие, страх прикосновений, даже к хозяину. С этим нам как раз и нужно справится. Лучше играть со щенком на его уровне — на полу, на коленях, пуская его временами забраться нам на грудь, ощутив полную победу. Но иногда дайте понять щенку, кто сильнее на самом деле. Для этого ненадолго подержите его в одном положении, прижав к полу. Злоупотреблять этим не в коей мере нельзя, делать такое нужно редко, когда щенок, разыгравшись, вдруг больно нас укусит. Укус за руку — способ общения с хозяином. Нужно просто аккуратно научить малыша рассчитывать свои силы при общении.

Стоит упомянуть о так называемых альфа-собаках. Это животные с сильным инстинктом доминирования. Очень спокойно гулять с такой собакой по любым бандитским закоулкам, но дома альфа-собака хочет быть хозяином. Такой щенок требует внимательного обращения: следует не допускать конфликтных ситуаций, тщательно планируя все моменты взаимоотношений, жёстко отвлекая щенка от конфронтации, предлагая ему оправданные формы подчинения.

Не бойтесь, если ваш щенок будет излишне доверчив. Вы хотите развить в нём недоверие к посторонним? Сделайте это после года или полутора, попытки, предпринятые до установления характера, приведут к страху у собаки перед посторонними, и, как следствие, к неуправляемым неадекватным реакциям.

Нужно приучить щенка к гигиеническим нормам нашей жизни. На первом этапе можно оставить тряпку, которой мы убираем за малышом возле двери, уничтожая запах в других местах аммиачным раствором. На втором этапе, когда малыш привыкнет справляться на тряпке, вынесем тряпку на улицу в определённое место и завершим приучение. Для этого следует только в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: