Второй этап исследования предполагал реализацию разработанной программы




(Слайд 9) Цель и задачи формирующего этапа экспериментапредставлены на слайде.

Коррекционно-педагогическая работа по по развитию самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения включала три этапа: 1- подготовительный, 2- основной, 3- заключительный.

(Слайд 10) I этап – подготовительный – был направлен на развитие самостоятельности мышления, умению выделять существенные признаки понятия, правильно сравнивать целое и часть. На данном этапе было проведено 4 занятия. Начиная с первого занятия, для развития познавательной активности, мы использовали загадки и задания в стихах. Так, выполняя «Упражнения в стихах» и игру «Почему это произошло», дети с каждым разом с интересом относились к новым заданиям, наблюдались проявления вариабельности и оригинальности в процессе поиска решения, свободный выбор заданий из большого количества предложенных педагогом. Также для умения выявлять существенные признаки объекта и научению детей сравнивать предметы и их составные части мы использовали игры и задания типа: «Чем и почему похожи бурый и белый медведи?», «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?».

(Слайд 11) На втором – основном – этапе по развитию самостоятельности мышления было проведено 9 занятий.

Задачами данного этапа выступили следующие: развитие активности и раскованности мышления, проявляющегося в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе и гибкости перехода от одной из них к другой.

В рамках данного этапа были проведены познавательно-игровые занятия «Мир открытий и изобретений», в которых дети не только узнавали о том, как происходят определенные события и явления, но им предлагалась возможность самостоятельно высказывать свои идеи в рамках предложенных вопросов. Важным было развитие умений размышлять, высказывать суждения, делать умозаключения. Серия заданий из программы «Что может произойти, если...», «Что бы произошло? Что будет?» способствовали продуцированию различных идей и ответов, тем самым дети давали различные варианты ответа, предлагали свои гипотезы. Положительное отношение и эмоциональный отклик вызвала игра «Что может быть одновременно».

(Слайд 13) На III этапе занятия осуществлялось совершенствование формирования мыслительных операций. Для реализации данного этапа проводились игры для закрепления организованности и целенаправленности мышления, четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, обучения детей использованию обобщенных схем анализа, на основе предыдущего опыта, осознанию собственных способов мышления и контроля за ними. Игры и упражнения, предлагаемые детям, содержали в себе проблемную задачу, ситуацию, при разрешении которой необходимо было умение четко выделять существенные детали, пользоваться ранее усвоенными приемами анализа ситуации, а также выдвигать собственные умозаключения. Для достижения этих целей мы так же продолжали использовать упражнения в стихах.

(Слайд 14) С целью проверки эффективности апробированной программы нами был проведен контрольный этап эксперимента.

(Слайд 14) Наглядно динамика показателей по двум методикам на контрольном этапе представлена на слайде. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает, что в группе со средним уровнем развития самостоятельности мыслительной деятельности увеличилось количество детей на 20%, с низким уровнем уменьшилось количество детей на 30%, за счет снижения испытуемых с низким уровнем. Следует отметить, что высокий уровень наблюдался у 20% испытуемых.

Таким образом, произошедшие позитивные сдвиги, анализ и сопоставление результатов до и после формирующего этапа исследования свидетельствуют о результативности реализованных мероприятий, что подтверждает эффективность разработанной нами программы и правильность выбора педагогических условий в развитии самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

(Слайд 15) Проведенное исследование и полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Отметим, что коррекционно-педагогическую работу по формированию самостоятельности мышления с детьми, имеющими нарушения зрения необходимо продолжать на последующих этапах обучения. Поэтому перспективы дальнейшей работы по данной проблеме мы видим в изучении и формировании самостоятельности мышления детей в младшем школьном возрасте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: