Словарь терминов по психологии
Психология – наука, изучающая внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей.
Психика – свойство высоко организованной материи отражать окружающий мир.
Структура психики: три крупные группы психических явлений, а именно: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Рефлекторный характер психики состоит из условных и безусловных рефлексов.
Психические процессы – явления, которые протекают в виде реакций, т.е. имеют начало, развитие и конец.
Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно–социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.
Психические состояния – определившийся в данное время,относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Структура психологии включает в себя конкретная деятельность, развитие, отношения людей в социализме.
Отрасли психологии – общая и социальная психологию, психология личности и психология семьи, возрастная и патопсихология, психотерапия, консультирование, коучинг, психология развития, психология тренинговой деятельности
Междисциплинарные связи психологии – психология имеет связь с такими науками как философия, естественный, технические, медицинские и общественные науки.
Объект науки – та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука
Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.
|
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности.
Метод психологии – это путь научного исследования или способ познания какой–либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого–либо объекта.
Объективный метод – стратегия анализа – психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта и на использование верифицируемых гипотез.
Субъективный метод – предполагает, что объектом выступает сам человек — как наблюдатель и наблюдаемый, экспериментатор и испытуемый
Методы диагностики – психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Наблюдение – познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него.
Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Беседа – это вопросно–ответный метод организации и осуществления процесса обучения.
Анкетирование – психологический вербально–коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
|
Интервью – психологический вербально–коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Психологические тесты – тесты, проводимые для оценки личностных характеристик и способностей индивидов с целью определения их пригодности к выполнению конкретной работы и наилучшего использования их талантов.
Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
методики психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов.
Принцип детерминизма – принцип, требующий учитывать разнокачественное и разнонаправленное влияние реальных причин на развитие психических явлений и личности и саму личность в качестве причины и субъекта деятельности, жизненного пути и т. д.
Принцип развития психики – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Принцип единства сознания и деятельности – один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30 – е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего – то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
|
Принцип системности – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Тема 2. История становления и развития психологии. Основные концепции в зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология). Отечественная психология (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев)
Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально–групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, образ по своему содержанию может быть как чувственным (образ восприятия, образ представления, последовательный образ), так и рациональным (образ атома, образ мира, образ войны и т. п.). Образ является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.
Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.
Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.
Предмет психологии – это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Душа – это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Бихевиоризм – направление в психологии человека и животных, буквально – наука о поведении.
Психоанализ – психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Теория установки – общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и пр.).
Теория деятельности – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.
Культурно-историческая психология (КИ-психология) – направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.
Индивид – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Личность – 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации.
Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Образ «Я» - это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.
Самореализация – выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.
Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Тема 4. Темперамент и характер
Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Уравновешенность – характеристика поведения человека, имеющая под собой психологические и психофизиологические корни, проявляющаяся в устойчивости психического состояния к весьма сильным раздражителям разного рода.
Подвижность нервных процессов – одно из основных функциональных свойств нервной системы, характеризующееся быстротой, с которой процессы возбуждения и торможения сменяют друг друга; в случае хорошей подвижности нервных процессов такая смена происходит быстро, в случае малой подвижности - медленно, с трудом, а иногда совсем не происходит.
Динамичность нервной системы – свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов.
Лабильность — максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Типы темперамента:
· Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
· Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
· Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
· Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
Реактивность – исходное положение социальной психологии о том, что действительные причины поведения человека являются исключительно внешними по отношению к нему и что его поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы.
Активность — категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой). Активность субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте.
Пластичность — способность мозга приспосабливать новые структуры для исполнения функций повреждённых.
Ригидность — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Эмоциональная возбудимость человека – склонность человека поддаваться воздействиям других людей и обстоятельств жизни, быстро приходить в состояние эмоционального возбуждения.
Экстраверсия — интроверсия — характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.
Индивидуальный стиль деятельности — достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью.
Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Черты характера:
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
· отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
· черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
· черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
· черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Акцентуация характера — это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить её к психическим расстройствам будет неправильно.
Тема 5. Способности
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием.
Гениальность — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта.
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Интеллект — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.
Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Профессиональная пригодность — комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
В основе одинаковых достижений при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.