Тема 6. Потребности, мотивы, ценности




Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Мотив — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации л ичности.

Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие.

Отражение — это простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позы, жестикулирование и выделение тоном голоса.

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Перцептивная деятельность — совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.

Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида.

Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя.

Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления.

Чувствительность — 1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии — повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике — величина, обратно пропорциональная порогу ощущения.

Чтобы возникло какое-либо ощущение, раздражитель, воздействующий на анализатор, должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (или нижним порогом абсолютной чувствительности). Если раздражитель слегка слабее, чем нижний абсолютный порог, то он будет восприниматься организмом, но не будет осознаваться в качестве ощущения; такие раздражения называются подпороговыми. Верхний абсолютный порог ощущения (верхний порог абсолютной чувствительности) - это наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данной модальности. Если раздражитель превышает эту величину, возникают болевые ощущения.

Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Сенсибилизация — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста.

Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи).

Структурность − свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.

Константность восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Апперцепция — одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.

Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Тема 8. Внимание и память

Доминанта — временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Индукция нервных процессов – возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом (последовательная индукция) или за его территориальными пределами (одновременная индукция).

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание - это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе.

Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности.

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько действий.

Переключение внимания – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей.

Рассеянность — нарушение способности к концентрации внимания.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Запоминание — активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей.

Заучивание – один из способов учебы, освоение новых знаний, умений и навыков. Заучивание - механическое повторение формулировок или действия для бездумного запоминания.

Воспроизведение — актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.

Сохранение — фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии.

Узнавание — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту.

Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.

Долговременная память — блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.

Оперативная память – форма памяти, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Непроизвольное запоминание — запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.

Произвольное запоминание — запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.

 

Тема 9. Мышление, воображение, речь

 

Мышление – психологический познавательный процесс человека, цель которого узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Это процесс решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов.

 

Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

 

Понятие – мысли, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

 

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

 

Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которого из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение. Извлекая его из содержания исходных суждений.

 

Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

 

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; сложное интегральное образование, включающее различные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание) в их взаимосвязи.

 

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

 

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Агглютинация – особый вид комбинирования, он соединяет несоединимое в реальности части.

 

Мечта – положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее, которая присуща практически всем людям.

 

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии.

 

Диалогическая речь - участвуют два человека, когда каждый выдаёт реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственное высказывание является реакцией на реплику данного человека.

 

Монологическая речь – речь, произносимая от начала до конца только одним человеком.

 

Устная речь – непосредственное общение людей друг с другом, произношение наборов звуков, которые ассоциируется с теми или иными предметами или явлениями.

 

Письменная речь – основана на изображении символов на материальных носителях.

 

Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции

 

Эмоциональные состояния - понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности

Эмоции – эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.

Чувства – чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность.

Аффект – аффект представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности, и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации.

Страсть - сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.

Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.

Высшие чувства – это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самой.

Воля – волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Волевое поведение – поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную необходимость и есть волевое поведение, где смысл заданного извне действия оправдывается через произвольно выбранный субъектом мотив, осмысливание ситуации и последствий действия. Другими словами, волевое поведение – это поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию.

Волевой акт – одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности.

Волевое усилие – это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности.

Борьба – психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности, столкновением разнонаправленных мотивационных тенденций.

Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой

Саморегуляция – представляет из себя процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам.

Ответственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты. А также объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.

Тема 11. Деятельность и её структура

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности.

Активность - процесс активного взаимодействия человека (субъекта) с окружающим миром

Микроструктура деятельности – составляют моторные способности, сенсорные способности, мнемические способности (память).

Действия – произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели.

Операции – единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями определенной ситуации.

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, образ, модель будущего продукта деятельности.

Задача – проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать

План – замысел, проект, задание, осуществление которых требует выполнения ряда предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных общей целью.

Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Умения – это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения

Привычка – это потребность совершать определенные действия, поступать именно так, а не иначе.

Игра – вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений

Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности.

Труд – целесообразная, формально материальная (физический труд) и нематериальная (умственный труд), деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Общение – это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий на основе потребностей и совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения состояния, поведения партнера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: