Кафедра эпидемиологии с курсом гигиены и эпидемиологии факультета дополнительного профессионального образования
Утверждаю:
Зав. кафедрой эпидемиологии
с курсом гигиены и эпидемиологии
факультета дополнительного
профессионального образования,
проф. ______И.В. Фельдблюм
ТЕМА: Эпидемиология и профилактика гепатитов в, С и ВИЧ-Инфекции
Методическая разработка для студентов
Курс: V (X семестр)
Факультет: лечебный
Дисциплина: Эпидемиология
Продолжительность занятия:4 часа.
Пермь, 2016 г.
1. Тема занятия: Эпидемиология и профилактика гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции.
2. Значение изучения данной темы для будущей практической деятельности. Вирусные гепатиты В и С (ГВ, ГС) и ВИЧ-инфекция– инфекции, которые становятся в современных условиях главными проблемами здравоохранения в силу широкого распространения, высокого уровня заболеваемости с выраженной тенденцией к росту, регистрации множества вспышек, в том числе и в медицинских организациях (МО), с вовлечением большого числа пораженных, частого развития неблагоприятных клинических последствий (хронизация, цирроз, рак печени), 100% летальности при ВИЧ-инфекции. Велик экономический ущерб, наносимый этими заболеваниями. Данная тема напрямую касается и молодежной политики, поднимая проблемы нравственного воспитания молодежи. Будущий специалист лечебного профиля должен владеть алгоритмом решения профессиональных задач при расследовании случаев ГВ, ГС и ВИЧ-инфекции и при организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятийпо предупреждению распространения данных инфекций среди населения.
- Цель занятия: научить студентов эпидемиологической диагностике в единичных и множественных очагах вирусных гепатитов В, С и ВИЧ-инфекции и организации мер борьбы с данными заболеваниями.
3.1. Студент должен знать:
· эпидемиологические, социальные и экономические аспекты ВГВ, ВГС, ВИЧ-инфекции;
· факторы, механизм развития и проявления эпидемического процесса при ГВ, ГС и ВИЧ-инфекции;
· перечень и содержание противоэпидемических мероприятий, направленных на источник возбудителя инфекции, на механизм и пути передачи и на лиц, общавшихся с источником возбудителя при ГВ, ГС, ВИЧ-инфекции;
· алгоритм противоэпидемической (профилактической) работы в очагах ГВ, ГС, ВИЧ-инфекции;
· Мероприятия по предупреждению инфицирования вирусами гепатитов В, С и ВИЧ в ЛПМО;
· Содержание мероприятий по локализации и ликвидации очага инфекции в условиях ЛПМО и по месту жительства при данных инфекциях;
· основные законодательные акты и нормативно-методические документы регламентирующие проведение мероприятий при ГВ, ГС и ВИЧ-инфекции;
3.2. Студент должен уметь:
· Провести расследование случаев заражения ГВ, ГС, ВИЧ-инфекции;
· Поставить эпидемиологический диагноз в очагах с единичной и множественной заболеваемостью ГВ, ГС, ВИЧ-инфекции;
· Составить план мероприятий по борьбе и профилактике вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции в единичных очагах;
· Предупредить профессиональные заражения медицинских работников гепатитами В, С и ВИЧ-инфекции;
· Предупредить профессиональные заражения медицинских работников ГВ, ГС и ВИЧ-инфекцией;
3.3. Студент должен владеть: алгоритмом решения профессиональных задач при расследовании случаев ГВ, ГС, ВИЧ-инфекции и основами организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения данных инфекций.
Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций:
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам(ПК-11);
-способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
Самоподготовка к занятию.
4.1. Цель самоподготовки. В процессе самоподготовки студент должен изучить информационный материал по данной теме, изложенный в основной и дополнительной литературе и лекционном материале.
4.2. Работа с методической разработкой кафедры: необходимо проработать методическую разработку, изучить и подготовить ответы на контрольные вопросы, решить ситуационные задачи и тестовые задания для самоподготовки, представленные в данной методической разработке.
4.3. Базисные разделы для повторения:
Правоведение
Знания: основные принципы и положения конституционного, гражданского, административного и уголовного права; обязанности, права, место врача в обществе.
Умения: работать с действующими нормативно-правовыми актами, применять нормы законодательства в конкретных практических ситуациях.
Навыки: ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах, применять нормы законодательства в конкретных практических ситуациях.