Информационно-методическое письмо
«О проведении Недели психологии в образовательных организациях Забайкальского края»
Уважаемые коллеги!
В соответствии с планом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» с 16 ноября по 21 ноября 2020 года во всех образовательных организациях Забайкальского края проводится традиционная Неделя психологии, которая реализуется в рамках трех направлений: для дошкольных образовательных учреждений и звена начальной школы общеобразовательных учреждений организуется Марафон развития эмоционального интеллекта; для среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений организуется Марафон эффективного общения и Марафон управления временем соответственно.
В связи с этим целью Недели психологии 2020 года является содействие организации мероприятий, Недели психологии, направленные на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Поэтому в рамках предметной недели предусмотрены занятия в режиме марафона, творческое взаимодействие всех участников предметной недели.
Цели предметной недели: подготовка будущих участников к олимпиадам по психологии, формирование умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. формирование умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях
2. формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
3. активизация проблемы выбора профессии;
4. выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
|
5. уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
6. расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
7. Развитие у обучающихся способности к анализу, синтезу, классификации и формирование представления о проведении анализа профессий в разные временные отрезки;
8. информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
9. Обобщение и распространение опыта Службы психолого-педагогического сопровождения Забайкальского края по профориентационной работе с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Порядок проведения Недели психологии:
1. Неделя психологии проводится во всех образовательных организациях Забайкальского края с 16 ноября по 21 ноября 2020 года.
2. Форма проведения: Дистанционная.
3. Структура, содержание и формы психологической и социально-педагогической работы определены и предоставляются в виде дополнительных материалов к настоящему информационному письму. Также для наиболее эффективной реализации целей и задач Недели, позволяется и поощряется самостоятельное дополнение предложенного материала собственными актуальными для учреждения материалами.
4. По итогам проведенной Недели методисту-психологу или специалисту, курирующему Службу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в срок до 25.12.2020 года необходимо представить развернутый отчет по адресу: elena195720072008@yandex.ru (Приложение 1).
5. Итоги Недели подводятся на семинаре-совещании специалистов, курирующих вопросы организации Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
|
проректор по научно-методической
работе И.А.Грешилова
Структура Недели психологии
* Обращаем внимание, материалы к занятиям прилагаются отдельным файлом. Также просим учесть, что данные мероприятия не являются исчерпывающими - инициативность и креативность в теме Недели приветствуются.
Марафон развития эмоционального интеллекта (дошкольные образовательные учреждения, 1-4 классы школы) | |||
№ | Дата проведения | Название дня | Целевая установка |
1. | Понедельник 16.11.2020 г. | «Знакомство с эмоциональным интеллектом и эмоциями» | 1.Организация торжественной, деловой атмосферы проведения Недели психологии в образовательной организации, создания ситуации успеха каждому обучающемуся. 2. Повышение родительской компетентности в вопросах понимания явления эмоционального интеллекта. (рассылка информационных материалов «Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен вашему ребенку») 3. Знакомство детей с эмоциями и их предназначением. (- просмотр м/ф «Головоломка. Наши эмоции»: https://www.youtube.com/watch?v=0hzDhX8qcp8 - изучение электронной книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить: важная книга для детей и родителей») |
2. | Вторник 17.11.2020 г. | «Таинственный мир чувств» | 1. Повышение родительской компетентности (рассылка информационных материалов «Активное слушание в общении с детьми») 2. Вовлечение детей и их родителей в совместную творческую деятельность, продолжение знакомства детей с миром эмоций, развитие эмоционального интеллекта младших школьников. (Методика «Волшебная страна чувств (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева)» - Игра «Театр настроений») |
3. | Среда 18.11.2020 г. | «Вечерние посиделки» | 1. Повышение родительской компетентности в вопросах формирования самооценки у детей. (рассылка информационных материалов «Как ожидания взрослых влияют на успешность детей») 2. Развитие навыков рефлексии у младших школьников, способствование укреплению детско-родительских отношений. (Упражнение-дневник «Вечерние посиделки») |
4. | Четверг 19.11.2020 г. | «Поборемся с негативными эмоциями» | 1. Повышение родительской компетентности в вопросах обучения ребенка избавлению от негативных эмоциональных состояний. (рассылка информационных материалов «Не злись! Как научить ребенка справляться с негативными эмоциями») 2. Способствование развитию умения эффективно избавляться от негативных эмоций посредством творчества. (Упражнение «Мой монстрик») |
5. | Пятница 20.11.2020 г. | «Планета эмоций» | 1. Повышение родительской компетентности в вопросах развития навыков рефлексии у детей. (рассылка информационных материалов «Зачем и как развивать навыки рефлексии у ребенка») 2. Развитие навыков эмоционального интеллекта, самоорганизации, способствование выработки полезной привычки. (Упражнение «Планета Эмоций») |
6. | Суббота 21.11.2020 г. | «Копилка эмоций» | 1. Повышение родительской компетентности (рассылка информационных материалов «Как реагировать на детскую обиду») 2. Развитие навыков эмоционального интеллекта, самоорганизации, способствование выработки полезной привычки. (Упражнение «Копилка Эмоций») |
Марафон эффективного общения (5-8 классы школы) | |||
№ | Дата проведения | Название дня | Целевая установка |
1. | Понедельник 16.11.2020 г. | «Не поняв себя, не узнать других» | 1.Организация торжественной, деловой атмосферы проведения Недели психологии в образовательной организации, ознакомление обучающихся с маршрутом Марафона эффективного общения, мотивация к совместной работе. (Рассылка информационных материалов «Эффективное общение») 2. Развитие навыков самопознания, самодиагностики посредством работы с сетью Интернет, составление своего личностного портрета. (Упражнение «Познаю себя сам») |
2. | Вторник 17.11.2020 г. | «Как стать интересным собеседником» | 1. Ознакомление учащихся с понятием личного пространства и личной дистанции в общении, пополнение теоретической базы знаний о навыках позитивного взаимодействия с другими. (Работа с электронным материалом: - «Как быть интересным и найти контакт с любым человеком»: https://4brain.ru/blog/to-be-interesting/ - «Как оставить хорошее первое впечатление» https://4brain.ru/blog/to-leave-a-good-first-impression/) 2. Организация взаимодействия обучающихся друг с другом в режиме дистанционного обучения, способствование развитию взаимопонимания между обучающимися, установлению доверительных отношений. (Упражнение «Анкета друзей») |
3. | Среда 18.11.2020 г. | «Мой тип общения» | 1. Ознакомление учащихся с понятием эмпатии, способствование развитию навыков эмпатии и сопереживания. (Работа с электронным материалом: - https://4brain.ru/blog/как-развитить-в-себе-эмпатию/ - https://4brain.ru/blog/круг-эмпатии/) 2. Развитие навыков самопознания, актуализация знаний о разнообразии и индивидуальности личности, пополнение теоретической базы знаний об основах коммуникации. (Самодиагностика «Соционика») |
4. | Четверг 19.11.2020 г. | «Дружба» | 1. Просмотр мультипликационных фильмов о дружбе с последующей рефлексией (по возможности организация группового обсуждения на проблемные темы, например, «Что такое настоящая дружба», «Может ли дружба закончиться?» и пр.). (Чек-лист «Посмотрим и обсудим») |
5. | Пятница 20.11.2020 г. | «Что я хочу сказать о дружбе» | 1. Пополнение теоретической базы знаний о дружбе и фазах ее развития. (Работа с электронным материалом: - https://4brain.ru/blog/что-такое-дружба-законы-дружбы/ - https://4brain.ru/blog/три-типа-друзей/ - https://4brain.ru/blog/friendship-reflections/) 2. Осознание своего отношения к пониманию дружбы и дружеских отношений, развитие навыков аргументации собственной позиции. (Написание сочинения (эссе) по предложенным темам: 1. Как стать хорошим другом; 2. Что такое дружба) * Мероприятие можно организовать в форме выставки работ или в форме конкурса. |
6. | Суббота 21.11.2020 г. | «Мой мотиватор» | 1. Ознакомление учащихся с основами конфликтологии и управления конфликтами, пополнение теоретической базы о позитивном взаимодейсмтвии с окружающими. (Работа с электронным материалом: - https://4brain.ru/conflictology/ - https://4brain.ru/blog/стратегия-разрешения-конфликтов/) 2. Способствование осознанию учащимися, что самым близким другом и единственным человеком, который знает истинно знает ученика, является он сам. (Упражнение «Ищу друга-мотиватора») |
Марафон управления временем (9-11 классы) | |||
№ | Дата проведения | Название дня | Целевая установка |
1. | Понедельник 16.11.2020 г. | «Основы управления временем» | 1.Организация торжественной, деловой атмосферы проведения Недели психологии в образовательной организации, создания ситуации успеха каждому обучающемуся 2. Способствование развитию мотивации обучающихся 9-11 классов на осознанное управление своей жизнью, получение навыков эффективного управления временем и личными ресурсами, навыков целеполагания. 3. Создание целостной и полной картины о важности в современном обществе навыков тайм-менеджмента и стратегического планирования будущего посредством работы с предлагаемыми упражнениями, статьями блога 4Brain, изучением дополнительной литературы. (Рассылка информационных материалов «Основы управления временем») 4. Инициирование учащихся на рефлексивное самопознание себя и собственных ресурсов. (Упражнение «Мои ресурсы») |
2. | Вторник 17.11.2020 г. | «Стратегическое планирование жизни» | 1. Ознакомление обучающихся с понятием стратегического планирования жизни посредством изучения статьи блога 4Brain: (Работа с электронным материалом: - https://4brain.ru/blog/osnovy-strategicheskogo-planirovanija/) 2. Осознание своих жизненных перспектив и планов, актуализация жизненных целей и желаний, структуризация намерений. (Упражнение «Дерево желаний») 3. Развитие мотивации достижения целей посредством просмотра художественных автобиографических фильмов о выдающихся личностях в истории. (Чек-лист «Стоит посмотреть») |
3. | Среда 18.11.2020 г. | «SMART-цели» | 1. Знакомство обучающихся с современной техникой постановки работающих целей. (Работа с электронным материалом: - https://powerbranding.ru/marketing-strategy/smart-celi/ - https://goal-life.com/page/goals/postanovka-celey-po-metodu-smart - https://4brain.ru/blog/цели-smart/) 2. Отработка навыков эффективной постановки целей, преобразование желаний в SMART-цели. (Упражнение «ПереSMARTируй будущее») |
4. | Четверг 19.11.2020 г. | «Мой профессиональный выбор» | 1.Охватить максимальное количество обучающихся. 2. Помочь им определиться с собственными интересами и склонностями, через работу в Сетевом городе по проекту «Билет в будущее»: - познакомиться с интересующимися профессиями; - выбрать направление профессионального и карьерного роста; - Начать развивать навыки и умения, наиболее важные в будущей профессии; 3. «Хочу» и «Надо» в твоей учебе и поведении через психологические занятия, классные часа, общешкольные мероприятия. 4.Организация профориентационной работы с обучающимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование) Информация Билет в будущее Проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11 классов. Подписаться Раскрой свою суперсилу! Заходи. Регистрируйся. Сделай шаг к своей профессии! https://bilet.worldskills.ru/ bilet@worldskills.ru почта поддержки. Заходите на обновленную платформу, регистрируйтесь, проходите тесты и выбирайте свою будущую профессию! https://bilet.worldskills.ru/⠀билетвбудущее #worldskillsrussia. |
5. | Пятница 20.11.2020 г. | «Колесо жизненного баланса» | 1. Способствование развитию навыков эффективного планирования времени и использования личных ресурсов, развитие мотивации к приобретению навыков постановки целей. (Работа с электронным материалом: - https://4brain.ru/blog/достижение-целей/ - https://4brain.ru/blog/prokrastinacija-prichiny-i-10-sposobov-s-nej-spravitsja/) 2. Способствовать осознанию обучающимися различных сторон своей жизни, пониманию удовлетворенности ими и выделение перспективных направлений совершенствования собственной жизни. (Упражнение «Колесо жизненного баланса») |
6. | Суббота 21.11.2020 г. | «Персональный план развития» | 1. Знакомство обучающихся с понятием «персональный план развития», обоснование его актуальности и необходимости для современного человека. (Работа с материалами сайтов: - https://4brain.ru/blog/план-личного-развития/ - https://4brain.ru/blog/создание-личного-плана-развития/ - https://4brain.ru/blog/создание-плана-развития/ - https://smarttalks.me/ru/personal-development-plan/ - https://4brain.ru/blog/ckeck-lists-productivity/ - https://4brain.ru/blog/diary-ideas/) 2. Обобщение полученной на марафоне информации, создание личного перспективного плана действий на ближайший месяц, отработка навыков планирования, целеполагания и управления временными ресурсами. (Упражнение «Сам себе коуч») |
|