Оптимизация двукратноинтегрирующих СПР.




Симметричный оптимум

Рассмотрим сначала структурную схему двигателя постоянного тока при питании от тиристорного преобразователя (рис.10.18).

Если считать управляющее воздействие постоянным, то изменение (перепад) скорости в установившемся режиме может быть установлено с помощью выражения:

, (1)

где

передаточная функция двигателя постоянного тока по возмущающему воздействию.

Если считать, что нагрузка изменяется скачком и является постоянной по величине (рис.10.19), то

.

Используя теорему о конечном значении (табл.2.2), получаем:

. (2)

С учетом (1) получаем, что статическое падение скорости (по модулю)

. (3)

 

Рассмотрим теперь систему регулирования скорости с пропорциональным РС (рис.10.20).

 

Контур регулирования тока (КРТ) аппроксимирован апериодическим звеном с передаточной функцией

.

Пусть контур регулирования скорости (КРС) синтезирован по модульному оптимуму:

; .

Система регулирования скорости с пропорциональным РС является однократноинтегрирующей: астатической 1-го порядка по управлению и статической по отношению к нагрузке (величина установившейся скорости зависит от нагрузки). Передаточная функция замкнутой системы регулирования скорости по возмущению:

(4)

Статическое падение скорости (по модулю):

. (5)

Если сравнить это выражение с аналогичным выражением для двигателя постоянного тока (разомкнутой системы) – то есть, сравнить (3) и (5), – то получим соотношение:

. (6)

Таким образом, статическое падение скорости в замкнутой системе равно статическому падению скорости в разомкнутой системе, помноженному на . В реальных системах:

мс;

мс.

Поэтому в замкнутых системах статическое падение скорости оказывается в 1,0…3,5 раза меньше.

 

Дополним рассмотренную систему регулирования скорости еще одним КРС с интегральным РС, используя тот же сигнал обратной связи (на рис.10.20 соответствующие линии показаны пунктиром).

Из условия оптимизации по модульному оптимуму:

,

что даст

; %.

Рассмотрим левую часть системы (рис.10.20), и первую обратную связь по скорости (сплошная линия) перенесем на вход интегрального РС (рис.10.21).

Формировать дифференцирующее звено в канале ОС по скорости нецелесообразно (поскольку сложно и не следует усиливать помехи, которые обязательно присутствуют). Поэтому преобразуем схему рис.10.21 путем переноса точки приложения задания UωЗ в точку а.

В результате получим структурную схему, приведенную на рис.10.22. Правая часть структурной схемы СПР скорости остается без изменений (см. рис.10.20). Таким образом, СПР с двумя (П- и И-) регуляторами скорости эквивалентна системе с фильтром Ф на входе и пропорционально-интегральным (ПИ-) регулятором скорости.

СПР скорости с ПИ-РС является астатической 2-го порядка по возмущению и астатической 1-го порядка по управлению. Поскольку ПИ-РС фактически содержит два интегратора (один из них скомпенсирован дифференциатором, введенным для компенсации интегратора в механической части объекта), ее часто называют двукратноинтегрирующей СПР скорости.

Передаточная функция разомкнутого КРС:

,

где ; .

Используем правило оперативного определения частоты среза:

· после 1-го этапа: .

· после 2-го этапа: .

· после 3-го этапа: , откуда .

ЛАЧХ разомкнутого КРС приведена на рис.10.23.

Таким образом, ЛАЧХ оказывается симметричной относительно частоты среза : ЛАЧХ имеет наклон "–2–1–2", частота располагается строго посредине частот сопряжения, которые отличаются друг от друга в 4 раза.

Учитывая вид ЛАЧХ, такую настройку КРС, когда внутренний КРТ аппроксимируется апериодическим звеном с постоянной времени , а регулятор скорости выбирается ПИ-типа, часто называют настройкой на симметричный оптимум.

При наличии фильтра на входе системы переходная функция КРС имеет перерегулирование , и время первого согласования . В этом случае система воспроизводит линейно нарастающий сигнал с установившейся ошибкой .

Примечание. Коэффициент датчика скорости используется в сигнале задания как масштабный коэффициент: на узел сравнения должны прийти сигналы (задания и обратной связи) одного порядка.

При отсутствии фильтра на входе значения показателей качества переходных процессов составят , (если КРТ синтезирован таким образом, что он представляет собой колебательное звено с ), и (если КРТ представлен апериодическим звеном с постоянной времени ). В этом случае ошибка при отработке линейного управляющего воздействия .

Поскольку сам КРС (без фильтра на входе) воспроизводит линейно изменяющийся сигнал без ошибки, то эта ошибка воспроизведения управляющего сигнала обусловлена именно ошибкой воспроизведения фильтром входного сигнала (рис.10.24):

Используя теорему о конечном значении:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: