Платон (427–347 до н. э.) происходил из знатного афинского рода, был учеником Сократа, после его казни в 399 г. до н. э. покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию, а вернувшись, основал в пригороде Афин в одной из рощ философскую школу под названием «Академия». Огромное влияние на Платона оказали Сократ, Пифагор, пифагорейцы.
В диалоге «Государство» Платон ведет спор с современными ему софистами по поводу наилучшего устройства государства. Свои идеи он вкладывает в уста Сократа. Платон резко критикует афинскую демократию, принципы которой отстаивают софисты, считавшие, что управлять государством может каждый. Платон ориентируется на правление философов и рисует картину идеального государства — в нем каждая личность является частью единого целого, каждый знает свое дело.
Население идеального государства разделено на три сословия, соответствующие трем началам человеческой души: разумное начало — философы, яростное начало — воины, вожделеющее начало — производители. Философы-правители являются совещательным началом государства, воины являются защитным началом государства, производители — деловым началом государства. Платон предполагает справедливость, основанную на сословном разделении труда и общественных обязанностей. Причем Платон говорит о геометрической гармонии, геометрическом равенстве, которые можно построить, только соблюдая иерархию: философы руководят воинами и производителями, воины, в свою очередь, — только производителями. Получается треугольник, на вершине которого — философы.
Два высших сословия (философы и воины) не имеют частной собственности и семьи, а воспитанием их детей занимается государство. Это своего рода государственные люди. Их задача — чтобы государство работало без сбоев. Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными различиями. Переход из сословия в сословие практически невозможен, и только в редких случаях — из сословия философов в сословие воинов и наоборот. Равные права с мужчинами имеют женщины, но они не могут быть философами. Производители лишены возможности управлять и защищать, но взамен этого они могут наслаждаться безбедной жизнью. Государство решает, какова должна быть эта жизнь. Основная цель идеального государства Платона — счастье для всех, единство и единомыслие членов общества, в котором нет ни бедности, ни богатства.
|
Юридический позитивизм
Джон Остин (1790–1859) был учеником Бентама, одним из основателей юридического позитивизма, в 1832 г. издал книгу «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права».
Критика идей естественного права содержалась еще в трудах Бентама, а отказ от этих идей продемонстрировали комментаторы после— революционного законодательства Франции. К критике естественно-правовой теории юридический позитивизм подошел иначе, чем историческая школа права. Юридический позитивизм: 1) принципиально отрицал иное право, кроме позитивного; 2) рассматривал не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; 3) происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия выводил за пределы правоведения; 4) отождествлял право с законом («тексты закона дают право»). Отождествление права с законом обусловило распространение юридического позитивизма по мере ликвидации феодальных институтов и воплощения буржуазных правовых принципов в нормативных актах.
|
Остин различал и разграничивал этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию, которая «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши». В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или «логика правовых конструкций».
Возникновение юридического позитивизма связано с развитием капиталистических отношений, потребовавших совершенствования системы права. Юридический позитивизм стал основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники.