Политико-правовая мысль в московском государстве




Традиционно история Московского государства начинается со второй половины ХIII B ХIV-XV вв. Московия или Россия превращается в сильное централизованное государство с монархической властью. Возникновение нового государства предопределялось естественноисторической эволюцией Киевского государства (повторение. Курс «История России» Примечательно событие 1170 г, когда внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, отвоевав себе с помощью войска своего сына Мстислава Киев, остался во Владимире-на-Клязьме, а разграбленный Киев отдал младшему брату. По оценке С.М. Соловьева: «Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей». Падение Константинополя в 1453 г. под ударами Османской империи привело к тому, что Москва осталась единственным оплотом православия.

В истории политико-правовых учений России значимое место занимает полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Первые выступили с предложением реорганизации деятельности церкви, отторжения от нее земельных владений, запрет церкви на участие в политической деятельности. Приверженцы сохранения существующих форм церковной организации получили название «стяжатели».

Основателем нестяжания считают старца Нила Сорского (1433—1508) (Вологодский край; основание Нило-Сорской пустыни). Концепция Нила во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое возникло под воздействием внешней среды. Задача православного христианина состоит в его преодолении. Идеалом Нила является общинное устройстве. Он полагает, что накопление богатства нельзя оправдать даже «благими целями» в виде частичного его использования на подаяния, ибо «нестяжание вышши подаяния».

Нил критиковал современные монастыри и отдавал предпочтение скитничеству («житие безмолвно, беспечально, от всех умерщвлено»). Не допускал владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. По Нилу и церковь и государство должны иметь свои отдельные сферы деятельности. Впервые был поставлен вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения (нельзя преследовать еретиков, возможна лишь дружеская беседа). Умер Нил 7 мая 1508г. и просил в завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверье и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения...»

Учение Нила было развито его учениками. Известен князь Василий Иванович Патрикеев (Вассиан Косой; 1470-1545).В 1499 г. по каким-то причинам он вместе с отцом и братом был обвинен в измене; был постригнут в монахи в Кирилло-Белозерский монастырь. Он поставил вопрос о ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и государства, запрещении преследования за убеждения. Выступил в защиту интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырей. На церковном Соборе 1531 г. Вассиан был осужден на заточение в Иосифов монастырь в Волоколамске.

Видным идеологом нестяжательства был Максим Грек (1470-1556). Представитель греческих аристократов Михаил Триволис слушал лекции в лучших итальянских университетах. Увлекся богословием Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря св. Марка. Несмотря на казнь Савонаролы в 1498 г. Михаил стал монахом этого монастыря. В 1505 г. он покидает Италию, поселяется в Ватопедском монастыре на Св. Горе Афонской. Здесь обращается в православие и принимает имя Максима. В 1515 г. как книжный переводчик Богослужебных книг Максим был призван к московскому князю Василию Ш. Выучив русский язык, Максим усвоил и развил идеи нестяжательства. В 1525 г. он был осужден Соборным судом по обвинению в протурецкой ориентации. Был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. В 1534 г. был осужден вторично вместе с Вассианом, сослан в Тверской Отрочь монастырь. Лишь в 1551 г. Иван IV вняв «умолению» игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает больного старца и разрешает дожить в знаменитой обители. Сохранилось около 150 его сочинений, в т.ч. «Исповедание православной веры». Если канонизация Нила Сорского происходила постепенно в XVIII — XIX вв., а Синод его санкционировал в 1903 г., то официальное причисление Максима Грека к лику святых произошло в 1988 г.

Большое внимание он уделил вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира. К законным способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем, считая его вполне законным получением царского достоинства и трона. Причем в выборах должны участвовать и бояре, и дворяне, и «простейшие». Московского князя Максим он называет «высшим царем». В характеристике царя он не совсем последователен. Допускает критику действий верховного правителя вплоть до признания его правления «мучительским», но не допускает предпринимать какие-либо антицарские действия. Предпочтительной формой власти является такая организация, в которой царь управляет своим народом «в синклитских советах царских», где находятся «благохитростные советники и крепкодушные воеводы». Также царская власть должна быть связана божественными и положительными (государственными) законами. М. Грек обвиняет суд в лихоимстве, взяточничестве, несправедливости. Особо подчеркивает, что войны допустимы только в случае «крепчайшия нужи». Однако для защиты необходимо сильное войско. Каждый воин должен быть «целомудренным и всякими добродетелями украшенным».

Крайние выводы из нестяжательской доктрины были сделаны Феодосием Косым. Практически он порывает с церковью, выступает с критикой ряда догматов вероучения, формулирует еретические положения. Социальное освобождение человека связывается с полным уничтожением форм подчинения и церкви и государству. Идеалом является община, основанная на общей собственности. Феодосии не ограничивался мирной проповедью, а призывал к действенному созданию таких общин, поэтому и был назван «мятежником» и «злым деятелем».

Каждый из нестяжателей своей жизнью подтверждал идеи учения. Разгром движения официальными властями, тем не менее способствовал тому, что нестяжательство стали называть истинно православной политической доктриной. По мнению проф. В.А. Томсинова: «Политическая доктрина «нестяжательства» - это в сущности своей учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть». (Доп. фактич. материал по теме см. в учебнике под ред. О.Э. Лейста).

Иосифлянская (стяжательская) позиция представлена в первую очередь его основателем Иосифом Волоцким (1439—1515). Его политическая ориентация не была неизменной. На рубеже XV-XVI вв., он разделял позицию противников великого князя, причиной тому - секуляризационные планы великого князя Ивана Ш. Волоцкий игумен оправдал монастырское стяжание, с тем чтобы использовать его на «благие дела» (строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т. д.). Победа «стяжателей» на Церковном Соборе 1503 г. не только усилила политико-экономические притязания иосифлян, но определила формы совместной деятельности церкви и государства.

Центральным в политической теории Иосифа является учение о власти, где разделялось представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации конкретным главой государства. «За государьское согрешение Бог всю землю казнит». Если же царь над собой «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но диавол» и ему можно «не токмо не покорится», но и оказать сопротивление. «Злочестивый царь» - мучитель.

Видимо, Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность критиковать венценосную особу. В это же время Иосиф обосновал превосходство духовной власти над светской.

Однако после Соборов 1503-1504 гг., когда Иван Ш переориентировался на союз с церковью, т.е. с главенствующими в ней иосифлянами, изменилась и политическая позиция Иосифа. (Историю Иосифо-Волокаламского монастыря см. в учебнике под ред. Лейста). Теперь Иосиф возвеличивает царя, доказывает необходимость безоговорочного подчинения, но не отрекается от мысли, что «царь естеством подобен всем человекам». Одной из главных задач великокняжеской власти является помощь церкви в преследовании ее врагов — еретиков. Среди написанного самим Иосифом основную массу составляют послания, посвященные разоблачению «ереси жидовствующих». Позже совокупность ряда его трудов назвали «Просвятитель, или обличение ереси жидовствующих». В литературном наследии Иосифа большой объем занимают произведения, посвященные внутреннему устройству монастырей и его послания к влиятельным лицам.

Неправомерна точка зрения, гласящая, что «Просветитель» состоит лишь из цитат. Иосиф следует для традиционной для христианской литературы манере изложения. Из чужих кирпичей он возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его собственного творения.

«Ересью жидовствующих» Иосиф называл еретическое движение, возникшее в Новгороде в 70-х гг. XV в. Позже оно распространилось вплоть до знатных москвичей. Истоки восходили к «жидовину Схарию» из Литвы. Так впервые с момента принятия Русью христианства зародилось еретическое движение (утверждали единство Бога и отрицали Троицу; считали, что Христос (Мессия) еще не пришел; Иисус - человек; истина - это иудейская вера). Иосиф видел здесь угрозу православию и нравственным устоям русского общества. Однако о содержании ереси почти ничего не известно из других источников. В основном еретики отрицали институт монашества, многие обряды. Едва ли еретики на самом деле, а не по словам Иосифа, ратовали за иудаизм. Видимо у них были верования особого рода. Что же касается наименования «ересь жидовствующих», то Иосиф следовал утвердившейся еще в Византии в пер. пол. VШ в. традиции христианской литературы обозначать опасные для христианской религии явления как иудейские. В представлении Иосифа «ересь жидовствующих» была по своей социальной базе чисто русским явлением. Поэтому он и говорил, о ереси не «жидов», а именно «жидовствующих». Этнического значения термину «иудей» не придавалось. К очевидным идеям Иосиф относил «богомерзкого Алексея протопопа, Дениса попа и Федора Курицина». В свою очередь противники Иосифа обвиняли его самого в «жидовстве». Явным его противником был Вассиан Косой. Между собой боролись иосифляне и нестяжатели. А вот Нила Сорского не всегда можно назвать противником Иосифа. В оценке «ереси жидовствующих» они были едины. Где-то в 1504 г. Нил Сорский вместе с Нилом Полевым переписал «Просветителя» Иосифа Волоцкого. Позже он преподнес парадный список данного произведения в дар Иосифо-Волокаламскому монастырю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: