Какая оценка пьесе А.Н. Островского дана в статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»?




Какие «пророчества» Марфы Кабановой (Кабанихи) сбываются в ходе действия драмы? (обязательно сошлитесь на 3-4 фрагмента)

 

1)В пятом явлении Марфа Кабанова жалуется на то, что дети нынче пошли непослушные, не чтут родителей. Она уверяет, что мать все делает только из-за любви своей. Она уверена, что коли она сделает что-то, неугодное и не понимаемое ребенком, он сразу начнет всем рассказывать, какая у него ворчливая мать, которая проходу ему не дает, с которой жизни нет. Она говорит, что чувствует, что станет детям помехой.

Я могу предположить, что это было первое «пророчество» Кабанихи, так как в дальнейшем мы наблюдаем, как Кабанов (сын) жалуется Кулигину на то, что он живет не своей волей, а материнской. Он с досадой говорит, что погибает именно из-за нее.

На протяжении пьесы нам становится понятно, что главной помехой не только жизни Кабанова, но и конфликта произведения является именно Марфа Кабанова, ибо она есть главный представитель здесь старого времени, о котором будет сказано ниже.

Выходит, что ее пророчество сбылось: она стала помехой, и ее сын, недовольный ею, жалуется на нее другим.

2)В третьем явлении второго действия перед отъездом сына Марфа дает ему наставления и заставляет его «приказывать жене, как жить без него». Далее она уверяет, что коли не умеет муж верных указаний давать, коли не будет жена мужа бояться (пятое явление первого действия), натворит она что-нибудь бесстыдное, поддастся вольности и предаст мужа. Это, по моему мнению, второе «пророчество» Марфы. Ибо известно, что именно это и случилось с Катериной (женой Тихона Кабанова) после его отъезда. Катерина поддалась любовному порыву, гуляла на стороне, предав мужа – и тем самым помогла предсказанию Марфы сбыться.

3)В пятом явлении последнего действия пьесы Кабанов волнуется из-за пропавшей Катерины в надежде, что она жива и не наложила на себя руки. Марфа же в этот момент произносит: «не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет».

Я считаю, что это еще одно «пророчество» Марфы, которое, правда, не нашло полного исполнения в пьесе. В дальнейшем мы (как и персонажи) узнаем, что Катерина бросилась в воду и умерла. И вроде бы она больше не достанет неудобств родственникам, как то сулила Марфа. На самом же деле Марфа опять оказалась правда, так как сразу после смерти Катерины Тихон впервые в жизни перечит матери, оскорбляет и обвиняет ее в смерти жены. Марфа поражена поведением сына, который, к тому же, в сердцах произносит при матери финальную страдальческую фразу о том, что он в отличие от Катерины остается жить и терпеть эти мучения.

Выходит, что смерть Катерины не избавила Марфу от проблем, а, напротив, доставило еще больше неудобств: теперь ее сын сбросил с себя материнский гнет, перечит матери и т.д. Всему этому причиной Катерина, а, значит, Кабанова снова оказалась права: ей еще долго маяться с ней.

 

Есть ли общие черты в характерах Катерины и Марфы Кабановых? Какие именно?

 

Лично я бы не сказала, что у Марфы Кабановой и Катерины ест какие-либо общие черты характера. Они люди разных поколений и возрастов. Катерина – вольная, но одновременно и трусливая, решительная и одновременно пуганная. Марфа – женщина волевая, наблюдательная, хитрая, грубая, своевольная. Она женщина, любящая, когда все под ее контролем. Катерина отчасти мечтательница, воображающая о небесном полете, прогулках и т.д.

Я могла бы только предположить, что Марфа и Катерина схожи, быть может, только в некоем своеволии, если это можно так назвать. Как я уже говорила, Марфа – женщина вольная, способная на решительные поступки. Но не стоит также забывать, что и Катерина обладает своеволием, он способна уйти из дома, натворить что-нибудь, если ей будет совсем не приятна ее жизнь. Думаю, в этом есть что-то похожее.

Но так или иначе я придерживаюсь мнения о том, что два данных персонажа не имеют ничего общего.

 

Какая оценка пьесе А.Н. Островского дана в статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»?

 

Добролюбов утверждает, что данная пьеса Островского не соответствует канону, согласно которому в любой драме должно быть событие, в котором мы видим борьбу страсти и долга, где либо побеждает страсть, неся с собой несчастные последствия, либо побеждает долг, делая героев счастливыми. Он говорит, что в драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. Но «Гроза», как утверждает Добролюбов, не выполняет главной цели драмы – она не учит уважать нравственный долг и не показывает пагубные последствия страсти. По его мнению, Катерина – преступница, которая представляется в драме как положительный персонаж, страдающий от мук других. Таким действием, уверен Добролюбов, Островский будто оправдывает порок. Добролюбов отмечает также, что в пьесе много ненужных сцен и лишних персонажей.

Но позже он находит оправдание всему: порочную Екатерину он описывает как персонажа с характером «созидающим, любящим, идеальным», он называет ее «шагом вперёд во всей нашей литературе».

«Лишних» героев он причисляет теперь к представителям «темного царства», людям прошлой эпохи, на глазах которых происходят события, свидетельствующие об изменениях, новых нравах, новом времени. И они необходимы, что показать из реакцию, как они ведут себя в процессе изменений.

 

Как бы вы описали основной конфликт драмы А.Н. Островского? В какой степени он носит социальный характер (точка зрения Н.А. Добролюбова, статья «Луч света в темном царстве»)?

 

Основной конфликт драмы в смене времен и эпох, в людях старого и нового времени. Добролюбов называет пьесу Островского «пьесой жизни». Гроза в пьесе – это символ, это то лезвие, что появляется в небе и режет время на новые части; гром – как сообщение о новом. Марфа – представительница старых нравов и старого поколения, на протяжении всей пьесы она только и делает, что чувствует как меняется время, как ее эпоха становится старой. Поколения сталкиваются, словно молнии в небе, гром от столкновения которых слышится не сразу, а через несколько секунд. В этом и состоит социальный характер конфликта – отношения поколений и то, как люди старой идеологии встречают совершенно новою, пытаются с ней бороться, но это уже бесполезно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: