Оценка налогового потенциала регионов и ее методы




 

Оценка (estimate) трактуется как»… результат определения и анализа качественных и количественных характеристик управляемого объекта, а также процесса управления производственно-хозяйственной деятельностью».

Под оценкой налогового потенциала следует понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в действующем правовом поле посредством реализации избранной для хозяйственного комплекса (территории, отрасли, организации и т.д.) налоговой политики. Оценка налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика важна с одной стороны для определения финансовых возможностей реализации поставленных государственных задач, а с другой стороны - для выбора умной государственной политики, направленной на наращивание налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков.

Использование существующих методик оценки налогового потенциала региона применительно к налоговому потенциалу крупнейшего налогоплательщика целесообразно рассматривать как часть процедуры анализа ретроспективной, текущей и перспективной экономической информации, а также финансовой устойчивости организации. Стабильный рост налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика базируется на увеличении налоговой базы и снижении уровня задолженности (недоимки) по видам налогов.

Оценка налогового потенциала осуществляется в системе налогового планирования, которая построена преимущественно на основе показателей исполнения, либо отклонения фактически полученных значений бюджета от ожидаемых, наличия фактов переутверждения показателей. Оценка на уровне государства должна представлять собой самостоятельную отрасль научной деятельности в области налогового планирования и анализа. Этого можно достичь путем систематизации накопленных знаний и практического опыта в области оценочной деятельности. Методология оценки налогового потенциала на уровне государства должна базироваться на совокупности логики оценки, основных принципов, методов, системы показателей, действий необходимых для достижения поставленных целей.

Поскольку налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика характеризует его финансовые возможности по воспроизводству налоговых поступлений в бюджетную систему, рассчитанных по налоговой базе, метод его оценки должен базироваться на оценке и анализе структуры налоговых баз. Произведенные расчеты показывают, что аддитивный метод позволяет учитывать специфические особенности формирования налоговых баз по каждому налогу, и поэтому является наиболее точным для комплексной оценки совокупной налоговой базы крупнейшего налогоплательщика.

Согласно разработанной концепции, налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика может быть формализован как налогооблагаемая стоимость капитала.

Следовательно, его оценка должна проводиться с использованием классических методов оценки бизнеса: доходного, затратного, сравнения. Изложенный подход может быть актуализирован с учетом изменений в бухгалтерской отчетности. В частности, показатель прибыли до налогообложения в настоящее время раскрывается в отчетности уже с учетом расходов на потребление. Кроме того, нуждается в уточнении расчет налоговой экономии в связи с изменениями налогового законодательства.

Еще одним элементом расчетов может стать оценка привлечения заемного капитала с использованием лизинговых схем, что весьма актуально для исследуемых организаций.

Развивая комплексный подход к оценке налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика, следует определить методический инструментарий оценки, показатели и зависимости. Способы, определения показателей (налоговых баз, ставок и др.) регулируются налоговым законодательством РФ, а их зависимости описаны в литературе по финансовому анализу. Они составляют основу методик оценки отдельных элементов налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика.

Основным методическим инструментом оценки налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика следует признать методики оценки налоговой базы по каждому налогу. На макроуровне применяется несколько методик оценки налогового потенциала: оценка репрезентативной налоговой системы (ставки); оценка методом корреляционно-регрессионного анализа; оценка валовых налоговых ресурсов, рассчитанных на основе среднедушевых доходов и другие.

В налоговом планировании и прогнозировании на макроуровне широко используются методики оценки налоговых поступлений в контексте оценки налогового потенциала территорий. В основе методик лежат подходы к прогнозированию доходов предоставление среднесрочных и краткосрочных налоговых прогнозов (экстраполяция, когда прогноз различных элементов доходов осуществляется по их ретроспективным временным рядам, и моделирование, предполагающее представление значений доходов в виде зависимости от составляющих его факторов).

Оценочное значение налогового поступления по конкретному налогу рассчитывается на основе прогнозных и ретроспективных значений. Макроэкономический показатель, влияющий на налоговую базу, выбирается в зависимости от оценки конкретного налога.

Методики оценки налоговой базы по каждому налогу применяются в основном для целей налогового планирования на уровне организации.

Направлением оценки в налогообложении, получившим наибольшее распространение, является оценка налоговой нагрузки. Количественная оценка налогового потенциала может быть дана как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, характеризующих отношение налогового потенциала данного экономического субъекта к среднему показателю по отрасли, стране и т.п. Отметим также двойственную природу оценки налогового потенциала - с одной стороны, она направлена на определение объема финансовых ресурсов, которые могут трансформироваться в поток налоговых платежей, а с другой стороны, она предполагает выявление предельно допустимой налоговой нагрузки для субъектов налоговых отношений. Другими словами, налоговый потенциал, так или иначе, корреспондируется с налоговым бременем.

Среди экономистов нет единого мнения по поводу принимаемых к расчету показателей при определении налоговой нагрузки на предприятие. Источники уплаты налогов различны: издержки производства, финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательных платежей. Если для расчета использовать прибыль предприятия, то сумма начисленных (или уплаченных) в бюджет налогов может оказаться больше суммы прибыли.

Выручка от реализации также не может служить достоверным показателем дохода предприятия, так как часть ее должна пойти на возмещение материальных ресурсов, использованных в производстве. По нашему мнению, в качестве базы для расчёта налоговой нагрузки следует использовать показатель добавленной стоимости. Он позволяет получить сопоставимые данные о налоговой нагрузке разных предприятий и отраслей.

Отдельным блоком оценки налогового потенциала выступает оценка льготируемой налоговой базы (оценка эффективности налоговых льгот) и оценка задолженности по налогам. Для этих целей важную роль играют следующие методические аспекты налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика. Его можно рассматривать:

. С точки зрения объема налоговых платежей и их доли в результирующем показателе (налоговая нагрузка);

. С точки зрения объема налоговых платежей и их доли в доходах бюджета территорий, где крупнейший налогоплательщик ведет деятельность (часть налогового потенциала территории);

. С точки зрения объемов и доли налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы с учетом отраслевых особенностей деятельности крупнейшего налогоплательщика (часть налогового потенциала отдельной отрасли).

Первый аспект позволяет оценить величину льготируемой налоговой базы и сумму налоговых платежей, остающуюся в распоряжении налогоплательщика в результате применения льготы. Рассматривая налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика как часть налогового потенциала территории необходимо отметить, что при использовании льгот, предоставленных федеральным законодательством, все регионы находятся в равном положении. По ряду налогов региональные и местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные льготы в пределах своих бюджетов, а также устанавливать иные ставки в пределах, установленных федеральным законодательством. Следовательно, при одинаковых положениях налогового законодательства суммы налогов по регионам будут различаться за счет таких элементов налога, как льготы и ставки. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Одни считают, что для более точного анализа и создания равных условий всем регионам показатель регионального потенциала рассчитывается без учета региональных и местных льгот и пониженных ставок, то есть исходя из базовых условий налогового законодательства. В этом случае возникает несоответствие между предполагаемыми поступлениями и фактическими. Мы разделяем мнение ученых, что не следует игнорировать право субъектов Российской Федерации на реализацию налоговой компетенции, поэтому фактические поступления в бюджет с учетом использованных льгот и ставок являются реальной базой для оценки налогового потенциала.

Несколько иные подходы применяются к оценке такого элемента налогового потенциала, как задолженность по налогам. Она формируется из начисленных, но не поступивших в бюджет налогов, и поэтому данный показатель полноправно является составной частью налогового потенциала.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: