ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ И ОБЪЕКТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ





Типы предложений по цели высказывания

В зависимости от цели высказывания, цели использования предложений, они делятся на три типа: повествовательные, вопросительные, побудительные. Эти разновидности называются функциональными типами предложенийи служат для передачи трех основных форм мысли: суждения, вопроса, побуждения.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщения о каких-либо утверждаемых или отрицаемых фактах, явлениях, событиях: Теперь моя пора: / Я не люблю весны… Это наиболее распространенный тип предложений, который может содержать описание чего-либо, повествование о событиях, намерении совершить что-то и т.д.: Люблю тебя, Петра творенье! В комнате тихо и тепло. Ребята быстро бегут по домам.
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос, требующий ответа собеседника: Где вы были сегодня? Сколько ему лет? Формальное различие повествовательных и вопросительных предложений в русском языке может выражаться только различием интонации: Брат читал эту книгу. Брат читал эту книгу? Значит, главное средство оформления вопросительных предложений – вопросительная интонация с резким повышением тона на слове, с которым связан смысл вопроса. К другим средствам оформления вопроса относятся:
а) порядок слов. Обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан смысл вопроса: Довольна ль ты признанием моим?
б) вопросительные частицы ли, неужели, разве, а, не правда ли, не так ли и др.: Разве можно верить любви? Неужели вам не обидно?
в) вопросительные местоимения и наречия: кто, что, какой, чей, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем и др.: Какие чувства наполняли его душу? О чем вы спорите? Сколько это стоит?
Вопросительные предложения, включающие в себя местоименные слова, называются местоименными вопросительными предложениями. Они заключают вопрос, в ответе на который обязательно должны содержаться новые сведения: - Сколько вас? – Трое. - Почему он отсутствует? - Заболел.
Вопросительные предложения без местоименных слов называются неместоименными вопросительными предложениями. Они содержат вопрос, предполагающий утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко может быть выражен словами ДА или НЕТ (говорящий ждет лишь подтверждения или отрицания чего-либо предполагаемого): - Вы закончили читать? -Да. – Он поедет в Москву? -Нет.
Вопросительные предложения, предполагающие ответ собеседника, называются собственно вопросительными. Но выделяются разновидности вопросительных предложений, не направленные на получение информации. К ним относятся: 1) вопросительно-риторические предложения, в которых выражаются чувства, переживания говорящего: Куда, зачем стремлюся я? / Что мне сулит судьба моя? 2) вопросительно-побудительные, служащие для выражения побуждения: Идем, что ли? 3) вопросительно-отрицательные, содержащие сообщение о невозможности чего-либо: Куда я денусь с детьми?
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, совет, просьбу, призыв, разрешение, пожелание, мольбу и т. д.: Встаньте прямо! Разбуди меня завтра рано, / О моя терпеливая мать! Оформляются побудительные предложения посредством различных форм выражения сказуемого, прежде всего форм повелительного наклонения: Вернись немедленно! Пусть сильнее грянет буря! Давайте восклицать, друг другом восхищаться! Однако побудительное значение могут иметь и предложения со сказуемыми в формах изъявительного и сослагательного наклонений: Пошел с дороги! Оставили бы вы меня в покое. Особую категоричность содержат предложения с инфинитивом: Молчать! Стоять! Возможны и безглагольные побудительные предложения с наречиями и междометиями: Вперед, ребята! Айда в кино!
Интонация побудительных предложений зависит от степени требования: предложения, содержащие приказ, требование, произносятся высоким тоном, а предложения, содержащие совет, просьбу – более низким тоном.


Типы предложений по эмоциональной окраске
И повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения могут заключать в себе особую эмоциональную окраску, то есть их содержание может сопровождаться эмоциональной оценкой, отношением говорящего к высказываемому. Восклицательные предложения произносятся повышенным тоном, при этом слово, непосредственно выражающее чувство, выделяется особо: Друзья мои, прекрасен наш союз! Разве отсюда вырвешься?! Замолви слово за меня перед судьбой!
Помимо интонации для оформления восклицательных предложений используются междометия, частицы, местоимения, наречия, придающие высказыванию эмоциональную окраску: О, весна без конца и без края! Что за шейка, что за глазки! Какая ночь! Как молоды мы были!

 

Типы предложений по характеру выражаемого в них отношения к действительности
По данному признаку предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Предложение называется утвердительным, если связь между предметом речи и тем, что о нем сообщается, осознается как реально существующая: Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты. Предложение называется отрицательным, если связь между предметом речи и тем, что о нем сообщается, отрицается: Не возвращайтесь к былым возлюбленным. / Былых возлюбленных на свете нет. Структурным признаком отрицательных предложений является наличие частиц не, ни, слов нет, нельзя, отрицательных местоимений и наречий (нечем, некуда и др.) в безличных предложениях: Я вас обманыватьне буду. / Мне вас обманывать нельзя.

Некуда ему идти.
Частица ни вносит в предложение усилительный отрицательный оттенок: На небе ни облачка. Не останавливаться ни на секунду.
Если частица не стоит перед сказуемым или главным членом односоставного предложения, то предложения является полностью отрицательным и называется общеотрицательным: Ещё он несшит, твой наряд подвенечный,/ И хор в нашу честь неспоет… Если частица не стоит перед подлежащим или второстепенным членом, это делает отрицание неполным, частным. Такие предложения называются частноотрицательными: Ах, как помнятся прежние оркестры, / не военные, а из мирных лет… Не я первый увидел этот самолет. Встреча состоится не сегодня, а завтра.
Некоторые предложения, отрицательные по форме, по содержанию являются утвердительными:
1) при наличии в составе сказуемого двух частиц не: Она не могла не нравиться;
2) при наличии в восклицательных предложениях с частицей не местоименных слов при сказуемом: Куда он только не обращался!
3) при наличии не в вопросительных предложениях с частицей ли: Не поехать ли сегодня в ботанический музей?
В то же время некоторые предложения, не имеющие формальных признаков отрицания, являются отрицательными: Разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основное противопоставление предложений в структурном плане – разграничение простых и сложных предложений. Простое предложение имеет в своем составе одну предикативную (грамматическую) основу, оно не делится на части, которые в свою очередь образовали бы предложения: Мой брат работает на заводе. Юношастал хорошим музыкантом. Сложное предложение имеет в своем составе две или более грамматических основы; оно может быть разделено на части, которые при соответствующем интонационном оформлении представят самостоятельные простые предложения: Ветер стихал, и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей.
В зависимости от строения предикативной основы простые предложения делятся на двусоставные, в которых предикативная основа представлена двумя главными членами – подлежащим и сказуемым (Уж небо осенью дышало…), и односоставные, в которых предикативная основа представлена одним главным членом (За озером поют. Зима.)
В предикативной основе находят выражение основные категории предложения – модальность и синтаксическое время: Я помню молний частые разрывы… - реальная модальность, настоящее синтаксическое время.
Двусоставное предложение – основной структурно-семантический тип простого предложения, так как именно в этом типе предложений представлены основные признаки простого предложения.
Предикативная основа двусоставного предложения может быть распространена второстепенными членами. Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами образует состав подлежащего, сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами образует состав сказуемого: Черемуха душистая/ весною расцвела.
Главные члены, являясь структурным центром предложения, не всегда являются его смысловым центром; в этом случае основная смысловая нагрузка ложится на второстепенные члены: Автомобильная дорогав Мещеруненадежна. Городской человек редко встречается с землей.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет мысли, признак которого назван сказуемым. Все способы выражения подлежащего можно поделить на несколько групп.
1. В функции подлежащего чаще всего выступают те части речи (или их разряды), для которых данная функция является одной из основных синтаксических функций.
1) Имена существительные в именительном падеже: Люди относились к своему делу серьезно.
2) Местоимения-существительные в именительном падеже:
- личные: Куда вы едете?
- неопределенные: Кто-то звонит в дверь.
- вопросительные: Кто отнесет книги в библиотеку?
- отрицательные: Никто не отозвался на стук в дверь.
- относительные: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть.
Местоимения весь, сам входят в состав подлежащего вместе с тем словом, к которому относятся: Вся Москва вышла на субботник. Он сам выступил с докладом перед учеными.
3) Количественные числительные в именительном падеже: Двадцать пять не делится на два.
2. В функции подлежащего могут выступать субстантивированные слова, то есть те части речи (или их разряды), которые способны переходить в существительные, так как имеют те же категории, что и имена существительные.
1) Прилагательные в именительном падеже: Прекрасное должно быть величаво. Самое главное в походе – уметь предохранять спички от сырости.
2) Причастия в именительном падеже: Провожающие вышли из вагона.

3) Собирательные и порядковые числительные в именительном падеже: Семеро одного не ждут. Шестая начала наступление.
4) Местоимения-прилагательные в именительном падеже: Сейчас ваши ко мне заходили. Каждый хочет иметь и невесту, и друга.
3. В функции подлежащего могут выступать и те части речи, которые не подвергаются субстантивации и вообще не имеют форм словоизменения.
1) Инфинитив: Ехать на ярмарку было счастливой мыслью для Привалова.
!!! При наличии в предложении инфинитива и СКС для определения типа предложения и главных членов необходимо учитывать порядок слов:
Читать такие письма обидно. Предложение двусоставное, читать – подлежащее, обидно (есть обидно) – сказуемое составное именное.
Обидно читать такие письма. Предложение односоставное безличное, главный член – СКС с зависимым инфинитивом.
!!! В отдельных случаях тип предложения и главные члены определяются только по смыслу: Какое же это счастье быть земским врачом! Быть врачом – подлежащее, счастье (есть счастье) – сказуемое.
2) Наречие: Настало долгожданное завтра.
3) Служебные части речи: Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось.
4) Междометия и звукоподражательные слова: Его «хо-хо-хо» раскатилось по комнате. Далече грянуло «Ура!»

4. В функции подлежащего могут выступать синтаксически нечленимые (несвободные, неделимые, цельные) словосочетания.
1) Кто-то из пассажиров сидел рядом с Еленой. Кто из вас не любовался старыми дубами? Никто из студентов не опоздал.
2) Несколько рыбачьих баркасов заблудились в море. Впереди шли семеро косцов. У станции собралась кучка народу.
3) Не шутя, Василий Теркин, подружились мы с тобой.Мать с отцом ждали нас у околицы.
5. В функции подлежащего могут выступать лексически нечленимые сочетания (фразеологизмы).
Набить руку – не значит быть мастером. Красная рыба стоит дорого. В жизни каждого человека наступает звездный час.
6. В функции подлежащего могут выступать предикативные единицы (целые предложения, которые в других коммуникативных условиях имеют свой модально-временной план и членятся на члены предложения).
«Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией. Ее «Я люблю Вас» растревожило Андрея.
Таким образом, в функции подлежащего могут выступать все части речи, разные типы сочетаний слов и предикативные единицы.

Упражнение №9.Выделить в каждом предложении подлежащее. Определить способ его выражения.

 

1. В конкурсе участвовало около миллиона будущих специалистов. 2. Иногда высокие камыши перегораживают каналы сплошными плотинами. 3. Конец августа и начало сентября – самое интересное время в тайге. 4. Художник с Васей едва добрались до дому. 5. «Талант! Талант!» - звучало у него в ушах. 6. Хорошее всегда зажигает желание лучшего. 7. – Вы не вправе меня спрашивать, кто я да что я? 8. Много воды утекло в гремяченской речке за два месяца. 9. Говорить речи и поучения собственным детям – задача невероятно трудная. 10. Командующий перестал ходить по мостику. 11. Железный человек был Карп. 12. Наступает мутное и сухое утро. 13. Все описанное ниже не заключает в себе ничего значительного. 14. Как это важно и хорошо – быть учителем. 15. Этак всякий может спеть. 16. Пятнадцать делится на три. 17.Что-то странное произошло со всеми присутствующими. 18. В пространство бежит-убегает далекая лента шоссе. 19. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. 20. Вдруг среди чрезвычайной тишины ясно раздается его «тпру», «тпру» в близком от нас овраге. 21. Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду выглядело неприветливо, уныло. 22. Никто из родных не спал в эту ночь. 23. Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную 24. У сильного всегда бессильный виноват. 25. Авось да небось до добра не доведут. 26. Один из молодых солдат к чему-то сказал во время дела, что уж, кажется, взводу не выйти отсюда, и весь взвод со злобой напустился на него за такие дурные слова. 27. Земля – место тесное. 28. У подъезда гостиницы стояло две тройки. 29. – Подтянись! – прошелестело по колонне. 30. Дед с матерью шли впереди всех.

 

СКАЗУЕМОЕ

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, выражающий активный или пассивный признак предмета, названного подлежащим.
Способы выражения сказуемого разнообразнее способов выражения подлежащего, так как подлежащее лишь называет предмет речи, в то время как сказуемое характеризует его по действию или признаку в модальном и временном аспектах. Значение сказуемого определяет способ его выражения. По значению и способу выражения сказуемое делится на глагольное и именное. Глагольное сказуемое обозначает действие, именное – признак. Эта классификация никак не зависит от свойств подлежащего.

Простое глагольное сказуемое выражается:
1. Глаголом в каком-либо наклонении: Уже зеленеет лес. Скоро придет лето. Ты не кричи. Сейчас я искупался бы в море. Смотри не подведи ты меня! Давай мы напишем ей письмо! Пусть дети побегают!
!!! Сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени, является простым глагольным сказуемым: Сейчас я буду рисовать пейзаж (ср.: Сейчас я нарисую пейзаж).
В состав простого глагольного сказуемого могут входить частицы было –для выражения действия начавшегося, но незаконченного, прерванного; бывало – для выражения действия, многократно повторявшегося в прошлом: Мы было вышли за порог, но пришлось вернуться за зонтиком. Бывало писывала кровью она в альбомы нежных дев.
2. Междометным глаголом (глагольным междометием): бряк, толк, трах, стук, хвать, шмыг, бах, скок: Мартышка, в зеркале увидя образ свой, / Тихохонько медведя толк ногой.
3. Инфинитивом – обычно при обозначении энергично начавшегося действия, часто с усилительными частицами ну, давай: Она давай кричать, а он ну бежать!
4. Глагольным фразеологизмом, то есть устойчивым словосочетанием, по значению близким одному глаголу: Наконец и отец вышел из терпения (= рассердился). Он имеет влияние на сына (=влияет).

В простом глагольном сказуемом грамматическое и лексическое значение признака выражены в одном слове: лексическое значение – основой слова, а грамматическое – окончанием и формообразующими суффиксами. Всоставном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются разными словами.

Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную.
Основная часть – это инфинитив. Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого. Вспомогательная часть включает слова, выражающие грамматическое значение сказуемого и одновременно дополняющие его лексическое значение; то есть вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку.

Вспомогательная часть может включать
1. Фазовые глаголы, указывающие на начало, продолжение или конец действия: начать, стать, продолжать, кончить, перестать, прекратить, бросить и др.: Обломов стал читать вслух. Мы бросили удить рыбу из-за грозы. Старуха продолжала идти вперед.
2. Модальные глаголы, указывающие на необходимость, желательность, возможность/невозможность действия и т.д.: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и др.: Я болтал и старался показать, что мне весело. Он намеревается отбыть из города.
3. Глаголы, обозначающие процессы мысли, психические переживания и т.д.: любить, бояться, думать, вздумать, надеяться, ненавидеть, спешить, трусить, терпеть и др.: Она любит поспать после обеда. Я боялся разбудить мать и не включал свет.
В роли вспомогательных частей с перечисленными значениями могут выступать фразеологические обороты: Он горел желанием (= хотел) рассказать эту историю. Я был не в состоянии (= не мог) спать после этих событий.
Особый тип составного глагольного сказуемого образуют сочетания инфинитива с краткими прилагательными (рад, готов, способен, намерен, обязан, должен): Я должен был вернуть эту книгу товарищу.
Модально-временное значение в данных случаях выражает связка быть/есть, которая в настоящем времени отсутствует: Я должен вернуть эту книгу товарищу.

От инфинитива составного глагольного сказуемого («субъектного» инфинитива) следует отличать инфинитив в роли дополнения («объектный» инфинитив). Инфинитив составного глагольного сказуемого обозначает действие подлежащего (то есть того же лица, что и вспомогательный глагол): я решил ехать, он начал говорить и т.д.: Я решил уехать из города. Инфинитив в роли дополнения называет действие другого лица (не подлежащего): он просил рассказать, я велел принести и т. д.: Товарищ советовал ему уехать из города.
Инфинитив также может выполнять роль обстоятельства цели; такой инфинитив примыкает к глаголам со значением движения или изменения положения и обозначает цель действия: Ребята побежали на речку купаться . Осенью он уехал в Саратов учиться в университете.

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное сказуемое, тоже имеет две части – вспомогательную и основную.

Вспомогательная часть – это глагол-связка. Все связки делятся на три группы по степени сохранения ими лексического значения:
1) Связка с отвлеченным значением, или незнаменательная, то есть выполняющая лишь грамматическую функцию и полностью лишенная лексического значения. Это связка быть/есть, которая выражает значение модальности и синтаксического времени, в настоящем времени, как правило, материально не выражена (является нулевой): Город был пуст. Человек выше сытости.
2) Связки с полуотвлеченным значением, или полузнаменательные. Они не только выражают модально-временное значение, но и вносят в речевую семантику сказуемого различные дополнительные оттенки: проявления признака (бывать, оказаться, представлять), признака в чьем-либо представлении (показаться, представляться, слыть), возникновения признака, перехода его из одного состояния в другое (делаться, становиться), названия признака (зваться, называться, почитаться): Она казаласьоченьгрустной. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. Полузнаменательные связки, частично сохранившие лексическое значение, следует отличать от соответствующих знаменательных глаголов: В моей памяти он остался мальчиком (составное именное сказуемое) Он остался дома (простое глагольное сказуемое).
3) Знаменательные связки полностью сохранили лексическое значение, обычно это значение движения или состояния предмета. Однако в конкретном предложении данные глаголы не могут самостоятельно передать смысл предложения, поэтому им необходимо сочетание с каким-либо именем: Дерево одно стояло у дороги (Ср.: Дерево стояло у дороги). Письмо лежит нераспечатанным (Ср.: Письмо лежит на столе). Отец пришел усталый (Ср.: Отец пришел с работы).

Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена разными частями речи в разных формах:
1) Именем существительным в форме именительного падежа: Наша дружба – счастья добрый вестник… Знание – сила! Он прекрасный человек. Сравнительные союзы как, как будто, будто, словно, точно, что, вроде, вроде как, все равно что вносят оттенок сравнения в отношения между подлежащим и сказуемым: Наш сад как проходной двор. У тебя брошка вроде как пчелка. Злой язык что стрела.
2) Именем существительным в форме творительного падежа: После окончания университета я буду учителем. Я была твоей бессонницей, / Я тоской твоей была. Может быть, лучше, что я не стала / Вашей женой.
3) Именем существительным в форме родительного падежа (всегда с определением): Глаза у него были зеленого цвета. Шкатулка тонкой работы.
4) Именем существительным в форме предложного падежа: Счастье в любви. Штурман был в забытьи.
5) Именем прилагательным в форме именительного падежа: Ты всегда таинственный и новый... Сын уже взрослый.
6) Именем прилагательным в форме творительного падежа: Вечером синим, вечером лунным / был я когда-то красивым и юным. Молитесь на ночь, чтобы вам / Вдруг не проснуться знаменитым.
7) Именем прилагательным в краткой форме: Хозяин твой и мил, и знаменит… Я богат. / Повезло мне и родом, / и племенем…
8) Именем прилагательным в сравнительной или превосходной степени: День становится длинней. / Лед становится непрочным. / Дочь становится взрослей. / Жизнь становится короче. Он для меня самый красивый.
9) Именем числительным в форме именительного падежа: Он первый по росту. Два плюс два – четыре.
10) Местоимением в форме именительного падежа: Кто он? Это будет что-то интересное?
11) Причастием в формах именительного или творительного падежей: Отец вернулся рассерженный (рассерженным).
12)Причастием в краткой форме: Книги раскрыты на партах. Рыжая степь облита золотым солнцем.
13) Наречием: Она замужем. Лошади наготове.
14) Именным фразеологизмом: Он тертый калач. Она первая скрипка в классе.

Как видно из приведенных примеров, термин «именное сказуемое» - это условное название сказуемого, так как именная часть может быть представлена не только именными частями речи, но и формой глагола – причастием, и наречием, и фразеологизмом.

Сложное сказуемое состоит из трех или более компонентов и сочетает в себе, как правило, признаки составного глагольного и составного именного сказуемого. Если сложное сказуемое состоит из одних глаголов, оно представляет собой как бы осложненное составное глагольное сказуемое: Борис хотел начать читать. Я решил попробовать записывать впечатления. Но сложное сказуемое может включать в свой состав глаголы и имена, в этом случае оно представляет собой как бы осложненное составное именное сказуемое: Его угнетало сознание, что он перестает быть человеком. Иван продолжал оставаться спокойным.

Предложению свойственны виды связи, отличные от видов связи в словосочетании. Между подлежащим и сказуемым существует взаимно направленная синтаксическая связь, которая называется координация. Ты читаешь – местоимение ты соответствует личному окончанию глагола, а личное окончание соответствует местоимению. Ребенок играет – главные члены уподобляются друг другу в числе. День прекрасный – главные члены уподобляются в числе, роде и падеже.

 

Упражнение №10. Выделить в каждом предложении сказуемое. Указать способ его выражения. К какому типу относится такое сказуемое?

 

1. Зимуют в этой деревне всего лишь семь человек. 2. Григорий вошел в настежь распахнутые ворота. 3. Девушки опустили меня на землю и бежать в укрытие. 4. Детей он пальцем не трогал. 5. Я глядь в сторону, да оступилась, да о землю хлоп! 6. Спела бы я тебе сейчас, да маменька спит. 7. Ранними летними росами / Выйдем мы в поле гулять, / Будем звенящими косами / Сочные травы срезать! 8. Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! 9. Ты это письмо береги. 10. Мы пошли было от озера, но тут я вспомнил про загадочные тропинки возле дороги и вернулся. 11. Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. 12. Да здравствует солнце, да скроется тьма! 13. Вы бы поговорили с Александрой, она ведет себя отчаянно. 14. Будем крепко мы дружить и стране родной служить. 15. Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

 

Упражнение №11.Определить тип и способ выражения сказуемого. Охарактеризовать вспомогательную часть в составном глагольном сказуемом (чем выражена, грамматическое значение, лексическое значение). Обратить внимание на синтаксическую функцию инфинитива.

 

1.В утро отъезда продолжали падать с деревьев розовые листья. 2. Коля и не мог бы рассказать кому-нибудь этот сон. 3. Теперь она старается всячески покрыть эту вину. 4. Мы рады видеть вас у себя в гостях. 5. На открытой поляне, возле шиповника, Аксинья присела отдохнуть. 6. Но все же бабы перестали ходить к глухому озеру за ягодами. 7. После чая ты упроси Веру спеть. 8. В севастопольской тюрьме Грин впервые начал писать. 9. Он не имел права рисковать и поэтому шел осторожно, избегая открытых мест. 10. Я страшусь заглянуть в себя, отдать себе ответ в чем бы то ни было. 11. … Она готова была поклониться в ножки за помощь, но не сделала этого. 12. Через час появилась возможность ехать. 13. Тотчас после полуночи Макар стал укладываться спать. 14. Ты что, молодой человек, вздумал бойкотировать отца? 15. Люди не в состоянии были сделать ни шагу дальше. 16. Всю долгую зиму будут питаться глухари сосновыми иголками.

 

Упражнение №12.Определить способ выражения составного именного сказуемого (к какой группе по значению относится глагол-связка, ее грамматическое значение; какой частью речи и в какой форме выражена именная часть).

 

1.Сильный проливной дождь был очень нужен городу. 2. Поваленная елка на пути, растопырившая сухие свои сучья, казалась непроходимой преградой. 3. А вот Дарья была все та же. Такая уж была она, Дарья. 4. Меженин не был трусом, считался лучшим командиром орудия в батарее. 5. Несколько дней потом Наташа ходила придавленная, отрешенная. 6. А броня мощная, толще прежней. 7. Короче становились дни, прозрачнее – воздух. 8. Эти счастливые дни быстротечны и легки, как воздух. 9. Позднее мало-помалу, неприметно для себя Кирюха стал в доме за главного. 10. Наша боевая организация наготове. 11. Обозные лошади казались скелетами, обтянутыми кожей. 12. Трофеи охотничьих побед Фомича заключались в оленьих шкурах. 13. Знания его были не особенно высокого качества. 14. Этот очерк написан в мезонине деревенского дома. 15. Игорь – тепличное растение, а Колька чист и свеж, как полевой цветок.

Упражнение № 13.Определить тип сказуемого (простое неосложненное, простое осложненное, составное глагольное, составное именное, сложное глагольное, сложное именное) и способ его выражения.

А.1.Царь сидит там в Питере, не слышит, знай указы пишет. 2. С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. 3. Команда стала к аппаратам, нагнетающим воду. 4. Тюхин после этого приказа взял себя в руки и стал быстро одеваться. 5. Лицо у Тараски круглое, красное, глазки крошечные, усмешливые. 6. Ефремов, прикорнувший на табуретке в сенях, вошел заспанный и недовольный. 7. Каждый из них, томясь на кухне, не мог никак решиться вернуться в комнату. 8. Ваш батюшка возьми да к соседке и привяжись. 9. Поехать туда я могу только врачом. 10. Этот разговор был на прошлой неделе. 11. Ты прижал к вискам ладони, / Ты забыл, забыл, забыл. 12. Лес во тьме был неузнаваемо глух и суров. 13. – Все шиворот-навыворот, все цап-царап… Да кто ж так делает? 14. Молчание деда стало наконец казаться Коле вынужденным. 15. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 16. Я просила его быть аккуратным. 17. Ты должна была его любить преданно, всем духом. 18. Должен был солдат и в горе закусить и отдохнуть.

 





Читайте также:
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.043 с.