ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ




 

Предварительное расследование – процессуальная деятельность органов предварительного следствия по установлению обстоятельств преступления, изобличению лиц, его совершивших, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, освобождению невиновных от уголовной ответственности в целях решения задач уголовного процесса.

Данная стадия начинается с принятия уголовного дела к производству следователем, лицом, производящим предварительное расследование и заканчивается принятием одного из трех решений:

1.о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд,

2.о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования,

3.о передаче дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения.

В ходе предварительного расследования следователь проводит различные предусмотренные законом следственные действия и на основе собранных по делу доказательств принимают решение по уголовному делу (например, решение о привлечении лица в качестве обвиняемого или о прекращении производства по уголовному делу).

Задачи стадии предварительного расследования вытекают из общих задач уголовного процесса, указанных в ст. 7 УПК Республики Беларусь. На первое место поставлена защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства. Эти задачи достигаются путем:

1.Быстрого и полного расследования преступлений. Быстрота расследования преступлений означает, что предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращение производства по делу, однако предусмотрены случаи продления сроков расследования уголовного дела.

Полнота расследования преступлений. При производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела подлежат доказыванию:

1) наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

2) виновность обвиняемого в совершении преступления

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, кроме того, подлежат установлению следующие обстоятельства;

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2) условия жизни и воспитания;

3) степень интеллектуального, волевого и психического развития;

4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

При производстве дознания и предварительного следствия органы уголовного преследования обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

2. Привлечения в качестве обвиняемых только виновных в преступлении.

3.Защиты от необоснованного обвинения или осуждения.

4. Незаконного ограничения прав и свобод человека и принятие мер к незамедлительному и полному восстановлению его нарушенных прав.

Соблюдение принципа законности в стадии предварительного расследования требует правильного понимания ее двуединой задачи.

С одной стороны закон требует от органов расследования решительно пресекать преступления, принимать к лицам, их совершившим, предусмотренные законом меры процессуального принуждения: арест, задержание, отстранение обвиняемого от должности и т.д.

С другой стороны законом установлена система процессуальных гарантий для участников стадии предварительного расследования. Следователь и орган дознания обязаны обеспечить права и законные интересы лиц, проходивших по уголовному делу. Так, ст. 10 УПК Республики Беларусь обязывает органы уголовного преследования создать условия для обеспечения защиты прав свобод лицам, участвующим в уголовном процессе.

Стадия предварительного расследования занимает важное место в системе стадий уголовного процесса.

ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ:

1. Стадия предварительного расследования обеспечивает выполнение прокурором возложенных на него законом обязанностей поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве.

2. Доброкачественность добытых на этапе предварительного расследования доказательств и законность процессуальных действий создают предпосылки правильного разрешения дела по существу.

Предшествуя судебному разбирательству, предварительное расследование по отношению к нему играет в определенной мере вспомогательную роль. Называется данная стадия предварительной потому, что выводы по результатам предварительного расследования по главному вопросу уголовного процесса, касающемуся причастности лица к совершению преступления и его виновности, носят предварительный характер.

Одним из важных условий решения задач, стоящих перед органами расследования, является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств преступления в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.

Вместе с тем тесная взаимосвязь предварительного расследования и судебного разбирательства не исключает самостоятельности данной стадии. На стадии предварительного расследования принимаются и окончательные решения. Так, органом уголовного преследования принимается при наличии соответствующих оснований решение о прекращении предварительного расследования, что исключает дальнейшее судебное разбирательство.

ФОРМЫПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности.

Деятельность органов дознания по уголовным делам регламентирована ст.186 УПК Республики Беларусь.

Дознание по уголовно-процессуальному законодательству заключается в производстве неотложных следственных действий, по установлению и закреплению следов преступления, когда сообщение о нем поступило непосредственно в орган дознания, и существует реальная угроза утраты доказательственной информации, в случае промедления, а незамедлительное проведение предварительного следствия исключается. При наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности, определенной статьей 182 УПК, или возбуждает уголовное дело. Руководствуясь правилами настоящего Кодекса, лицо, производящее дознание, по возбужденному уголовному делу производит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.

Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю.

После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ - урегулированная уголовно-процессуальным законом основная форма расследования преступлений, производимая следователями Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности.

Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, указанных в части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Дела о преступлениях, предусмотренных статьями 153, 177, частью первой статьи 178, частью первой статьи 179, частью первой статьи 188, статьей 189, частью первой статьи 202, частью первой статьи 203, частью первой статьи 216, статьей 217, частью первой статьи 316 и частью первой статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, являются делами частного обвинения, возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем или представителем юридического лица и производство по ним подлежит прекращению в случае примирения его с обвиняемым.

Делами частного обвинения являются также дела о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 205, частью первой статьи 209, частью первой статьи 211 и частью первой статьи 214 Уголовного кодекса Республики Беларусь, совершенных в отношении лица, пострадавшего от преступления, членами его семьи, близкими родственниками либо иными лицами, которых оно обоснованно считает близкими.

Производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психическим расстройством (заболеванием) после совершения преступления.

Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, руководствуются одним законом (УПК, УК) и пользуются в равной степени самостоятельностью.

Следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие.

Следователь обязан:

1. принимать меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела,

2. оосуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления,

3. путем привлечения его в качестве обвиняемого,

4. ппредъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК,

5. меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд.

6. принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 настоящего Кодекса.

Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 264 УПК, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор:

1. или отменяет указание нижестоящего прокурора,

2. или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю.

При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

Следователь вправе:

1. ввозбуждать уголовное дело,

2. отказывать в его возбуждении,

3. прекращать приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу,

4. производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом,

5. разрешает свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.

Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь производства органами дознания неотложных следственных и других процессуальных действий, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса.

Следователь по расследуемому им уголовному делу, а также при рассмотрении заявления или сообщения о преступлении вправе:

1. знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению

2. давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Однако между предварительным следствием и дознанием имеются и определенные различия:

Они различаются по органам, их производящим.

Различна и процессуальная самостоятельность следователя, органа дознания и лица, производящего дознание.

Следователь принимает все процессуальные решения самостоятельно, за исключением случаев, когда требуется санкция прокурора. Решения, принимаемые лицом, производящим дознание, обретают юридическую силу только после утверждения их начальником органа дознания. Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.

По поступившим в орган дознания заявлениям и сообщениям о преступлении начальник органа дознания поручает проведение проверки, а по возбужденным им уголовным делам поручает производство дознания; проверяет находящиеся в производстве у лиц, производящих дознание, материалы проверок и уголовные дела, дает им указания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; передает материалы проверок и дела от одного уполномоченного им лица, производящего дознание, другому; поручает производство дознания нескольким лицам; вправе лично проводить дознание, в том числе приняв дело к своему производству; направляет в органы предварительного следствия заявления или сообщения о преступлениях вместе с материалами их проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 174 настоящего Кодекса, а также уголовные дела.

Начальник органа дознания утверждает постановления:

1. возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела

2. о задержании

3. о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях,

4. о проведении обыска, осмотра жилища или иного законного владения, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь, о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о приводе, о применении, изменении и отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, об этапировании, о применении мер по обеспечению безопасности.

Кроме того, Министр внутренних дел Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директор Департамента финансовых расследований письменно согласовывают решение органа уголовного преследования о задержании лица в случае, предусмотренном частью 11 статьи 108 настоящего Кодекса.

Производство предварительного следствия является единственной функцией органов следствия, а для органов дознания расследование преступлений не является основной и тем более единственной функцией. Например, милиция обязана в первую очередь обеспечивать охрану общественного порядка, а остальные виды деятельности, в том числе дознание, вытекают из этой главной функции.

Различны сроки производства следствия и дознания. Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок (ч. 1 ст. 190 УПК), а дознание - не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч.3 ст. 186 УПК). По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю.

Имеются различия и в методах работы. Если орган следствия использует в своей деятельности только процессуальные средства, то орган дознания –

1. наряду с процессуальными

2. оперативно-розыскные методы в целях раскрытия преступлений.

Имеются различия и по кругу уголовных дел, подследственных органам следствия и органам дознания.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ выражается в указании закона на специфику субъекта преступления, в зависимости от чего уголовное дело об этом преступлении относится к компетенции того или иного органа расследования.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это подследственность по установленной законом категории уголовных дел, определяемая в зависимости от органа предварительного следствия, возбудившего уголовное дело. Если в ходе расследования будут выявлены преступления, дела о которых относятся к подследственности другого органа предварительного следствия, расследование продолжается органом, его осуществляющим, либо подследственность определяется прокурором.

НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Это правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного процесса.

Возбуждение дела в большинстве случаев означает признание факта совершения преступления и выражает решение провести его расследование. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для проведения процессуальных действий, направленных на раскрытие преступления. Оно обязывает прокурора, следователя и орган дознания принять, в пределах своей компетенции, все предусмотренные законом меры к установлению общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, лиц, виновных в его совершении, к их наказанию.

В интересах быстрого и полного раскрытия преступления следователь обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу. О принятии дела к своему производству они выносят постановление. Копия постановления не позднее 24 часов направляется прокурору (ч. 2 ст. 183 УПК Республики Беларусь).

МЕСТО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

Предварительное расследование производится по месту совершения преступления, а в случае, если его невозможно определить, по месту его обнаружения или выявления.

В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты исследования обстоятельств уголовного дела предварительное расследование может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Следователь, установив, что данное уголовное дело ему не подследственно, обязан произвести неотложные следственные и другие процессуальные действия и направить дело по подследственности.

В случае необходимости производства следственных и других процессуальных действий в другой местности следователь, вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю, органу дознания по территориальности.

ВЫВОД:

Предварительное расследование самостоятельная стадия уголовного процесса. Основное назначение данной стадии состоит в расследовании преступлений, установлении обстоятельств совершенного преступления и других, важных для дела обстоятельств.

Задачи этой стадии определяются общими задачами уголовного процесса, указанными в ст.7 УПК Республики Беларусь.

ВОПРОС 2: ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Производство предварительного расследования осуществляется в строго регламентированном порядке, основу которого составляют общие условия предварительного расследования.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ - это такие основанные на общих принципах уголовного процесса и закрепленные в законе правила, которые отражают особенности предварительного расследования, определяют содержание отдельных процессуальных институтов, закрепляют наиболее важные требования к порядку производства процессуальных действий и принятия решений в ходе дознания и предварительного следствия.

ОБЩИМИ УСЛОВИЯМИ они называются потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок, обеспечивающий гарантии объективного производства и соблюдение законных прав и интересов граждан.

Общие условия предварительного расследования указаны в главе 22 УПК РБ:

1. Органы уполномоченные осуществлять предварительное следствие и дознание (ст. 180 УПК).

2. Обязательность предварительного следствия (ст.ст. 181,189 УПК).

3. Подследственность уголовных дел (ст. 182 УПК).

4. Начало производства предварительного расследования (ст. 183 УПК).

5. Место производства предварительного расследования (ст. 184 УПК).

6. Производства предварительного следствия следственной группой (ст. 185 УПК).

7. Деятельность органов дознания по уголовным делам (ст. 186 УПК).

8. Срок производства предварительного следствия (ст. 190 УПК).

9. Окончание производства предварительного следствия (ст. 191 УПК).

10. Общие правила производства следственных действий (ст. 192, УПК).

11. Протокол следственного действия (ст. 193 УПК).

12. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия (ст. 194 УПК).

13. Обязательность разъяснения и обеспечения прав участникам следственного действия (ст. 195 УПК).

14. Обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 196 УПК).

15. Меры попечения о детях, иждивенцах и по обеспечению сохранности имущества подозреваемого, обвиняемого (ст. 197 УПК).

16. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 198 УПК).

17. Представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст. 199 УПК).

18. Участие специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 200-202 УПК).

А теперь отдельные общие условия предварительного расследования рассмотрим более подробно.

Подследственностью называется совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия органа дознания.

В уголовно-процессуальном законодательстве выделяются следующие признаки подследственности:

1. ПРЕДМЕТНЫЙ

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ

3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ.

ПРЕДМЕТНЫЙ ПРИЗНАК выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. По этому признаку определяется подследственность уголовных дел следователем различных ведомств. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, а также по уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 167 настоящего Кодекса, производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 124-126, 228, 229, 289-2901, 356-361, 371 и 373-375 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предварительное следствие производится следователями органов государственной безопасности.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ определяется местом производства расследования (ст. 184 УПК). Для большинства дел таким местом является место (район), где совершено преступление, а в случае, если его невозможно

Следователь может поручить производство оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий органу дознания по месту предварительного расследования или по месту их производства. Поручение дается в письменной форме и подлежит выполнению в срок не позднее десяти суток, если иной срок не согласован со следователем, органом дознания, давшими поручение.

В случае необходимости производства процессуальных и иных действий на территории иностранного государства орган уголовного преследования вправе направить соответствующую просьбу в Следственный комитет Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом.

ПРОИЗВОДСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППОЙ.

Следственно-судебная практика знает дела однотомные, одноэпизодные, по которым, в качестве обвиняемого привлекается одно лицо. Наряду с ними имеют место дела сложные, по групповым преступлениям, по многочисленным преступным эпизодам, расследовать которые одному следователю затруднительно, а порой и просто не возможно.

Поэтому закон предусматривает производство расследования группой следователей (следственной группой).

Предварительное следствие по уголовному делу в случае сложности или трудоемкости расследования может быть поручено группе следователей (следственной группе), о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. Решение об этом вправе принять прокурор, его заместитель или начальник следственного подразделения. Решение о поручении расследования уголовного дела группе следователей Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности принимается начальниками следственных подразделений этих государственных органов либо по согласованию с ними. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в их числе следователь - руководитель следственной группы.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, принимает решения о соединении и выделении дел; прекращении производства по уголовному делу в целом или его части; приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; возбуждении ходатайств о продлении срока следствия; применении в качестве мер пресечения заключения под стражу, домашнего ареста и их продлении; привлечении в качестве обвиняемого.

Постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд составляется руководителем следственной группы.

Руководитель следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, лично проводить следственные действия и принимать решения по делу.

Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители должны быть ознакомлены с постановлением о предварительном следствии по уголовному делу группой следователей, об изменении состава следственной группы и им разъясняется право на отвод любого следователя из состава группы.

СРОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ. Сроки следствия исчисляются не с момента принятия уголовного дела следователем к своему производству, а со дня возбуждения уголовного дела. При поступлении уголовного дела к следователю из другого органа предварительного следствия срок также исчисляется со дня возбуждения уголовного дела. Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу.

В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Срок предварительного следствия, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве Прокурора, до трех месяцев. Прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, срок продлевается до шести месяцев.

Срок предварительного следствия, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен начальником следственного отдела района, города, района в городе и приравненных к нему отделов или лицом, исполняющим его обязанности, до трех месяцев. Начальником вышестоящего следственного подразделения или его заместителем срок продлевается до шести месяцев. Копия постановления о продлении срока предварительного следствия в течение 24 часов направляется соответствующему прокурору.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или их заместителями.

При возвращении, направлении прокурором или его заместителем уголовного дела для производства дополнительно предварительного следствия, а также при возобновлении производства по уголовным делам, по которым оно было приостановлено или прекращено, следствие производится в срок до одного месяца со дня принятия следователем дела к своему производству,. Дальнейшее продление срока следствия производится на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При этом учитывается и срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу.

В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление о возбуждении ходатайства и представить его соответствующему прокурору, начальнику следственного подразделения или их заместителям не позднее трех суток до истечения срока следствия.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (СТАТЬЯ 192 УПК).

Следователь, лицо, производящее дознание, привлекая лиц к участию в следственных действиях, предусмотренных настоящим Кодексом, удостоверяются в их личности, разъясняют им права и обязанности, а также порядок производства следственного действия.

Производство следственных действий в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Применение таких средств и способов другими участниками следственного действия допускается с разрешения следователя, лица, производящего дознание.

Следователь, лицо, производящее дознание, вправе привлечь к участию в следственных действиях работника органа дознания.

ПРОТОКОЛ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (СТАТЬЯ 193 УПК).

Протокол следственного действия составляется в ходе производства следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Для обеспечения полноты протокола могут быть применены стенографирование, киносъемка, звуко- и видеозапись. Стенографическая запись, материалы киносъемки, звуко- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность и фамилия лица, составившего протокол, а также фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в производстве следственного действия, а в необходимых случаях и его адрес, и другие данные о личности. В /Протоколе излагаются действия в том порядке, в каком они имели место, выявленные и имеющие значение для дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвовавших в производстве следственного действия.

Если при производстве следственного действия применялись научно-технические средства обнаружения и закрепления следов преступления (фотографирование, киносъемка, звуко- и видеозапись, изготовление слепков и оттисков следов и др.), составлялись чертежи, схемы, планы, то в протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве соответствующего следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Кроме того, в протоколе должно быть отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены лица, участвующие в производстве следственного действия.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в производстве следственного действия. Им разъясняется право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Все внесенные в протокол замечания, дополнения и исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем, лицом, производящим дознание, допрошенным лицом, переводчиком, специалистом, понятыми и другими лицами, участвовавшими в производстве следственного действия.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, видеограммы, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также изъятые при этом предметы.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, членов семей, близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, следователь, лицо, производящее дознание, вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, лицо, производящее дознание, обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с его участием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: