Разработка классного часа
"Мой любимый писатель"
Для учащихся 5 класса
Разработана
Классным руководителем
М.А.Евтюховой
Г
Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, стимулировать самообразование школьников.
Ход подготовки:
1. Распределить задания между учащимися:
— оформить плакаты с высказываниями великих людей и пословицами, поговорками о книге и чтении;
— подготовить фотовыставку «За чтением книг» (фотографии самых активных читателей библиотек);
— стенд «Умеешь ли ты читать?», где размещаются следующие книги: Дорохов А. Город твоих друзей. М., 1962; Леонтьев Н. Г. Книга – хорошая или плохая? (об искусстве быть читателем). Л., 1971; Маршак С. Как печатали вашу книгу. М., 1960; О книге и знании (пословицы и поговорки русского народа). М., 1979; Цюрупа Э. Я. Умеешь ли ты читать? М., 1967 и др.;
— сделать также выставку испорченных книг под названием «Не губите книгу!»
— подобрать материалы и подготовить сообщения о происхождении книги, об искусстве чтения; пригласить на беседу школьного библиотекаря и учителя литературы.
2. Изучить читательские интересы школьников с помощью вопросов:
— Твой любимый писатель?
— Твой любимый литературный герой?
— О чем ты читаешь наиболее охотно?
— Ведешь ли ты читательский дневник?
3. Подготовить театрализованное представление и викторину «По страницам любимых книг».
План-конспект беседы:
1. Вступительное слово ведущего (тезисы):
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
В июле 1976 г. в испанском городе Ла-Корунья был открыт первый в мире памятник книге: двое взрослых читают, а ребенок высоко поднял книгу, как бы символизируя ее величайший взлет в будущем.
2. Библиотекарь школы знакомит школьников с высказываниями великих людей об искусстве чтения:
«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский.
«Я усвоил себе привычку делать выписки из книг, какие я читал, мимоходом нанося на бумагу свои размышления».
К. Маркс.
«Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли».
А. И. Герцен
«... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека...»
А. М. Горький.
Затем следует рассказ о выставке книг и о памятке «Как стать хорошим читателем».
Содержание памятки
«Бери из книги как можно больше. Помни, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ.
Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги.
Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.
Очень хорошо, если вы нарисуете картинки-иллюстрации к тем книгам, которые читаете; выпишите в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания.
Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил.
Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.
Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков».
3. Выступления учащихся со стихами о книге (приводятся в сокращенном варианте):
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, —
Это — книга. Да здравствует книга!
Т. Л. Щепкина-Куперник
Хлеб и книга вечные от века
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной.
Кайсын Кулиев.
4. Сообщения учеников по темам: «Из истории книги».
Театрализованное представление «В мире литературных героев».
(Появляется мальчик в старом картузе и сатиновой рубашке)
— Здравствуйте, ребята! Родился я в Одессе. Жил у дедушки. Рыбачили мы с ним, ходили на шаланде в море. Узнали, кто я? Правильно, я Гаврик. Дружу с морем. Люблю путешествовать. Вот и сейчас я предлагаю вам выйти в плавание по книжному морю.
(Появляется следующий литературный герой: Д'Артаньян. Рассказывает интересный случай из своей жизни и просит узнать, кто он?)
Литературные герои проводят викторину «По страницам любимых книг». Вопросы:
1. Кто, в какой книге и о ком сказал?
2. Какая книга советского писателя озаглавлена строкой из стихотворения М. Ю. Лермонтова?
(Повесть В. П. Катаева «Белеет парус одинокий»).
3. Какая книга Н. Носова написана в форме дневника?
(«Дневник Коли Синицына»)
4. «Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудийцев. Но имей в виду всегда и везде, прежде всего и после всего ты должен быть верным сыном своей матери — Родины». Откуда эти слова? Кто и кому их сказал?
(В. П. Катаев. «Сын полка» Слова капитана Енакиева, адресованные Ване Солнцеву)
План дальнейшей работы:
1. Провести беседу на тему: «Мой любимый писатель»
2. Посмотреть диафильмы: Коган Л. История книги (черно-белый); Меерзон В. Дом, в котором всегда интересно (цветной).
5. Принять участие в акции «Живи, книга!» (ремонт книг, создание фонда книг для детей из малообеспеченных семей, работа в кружке переплетчиков и реставраторов в библиотеке).