1) Необходимо регулярно и непрерывно ПЛАНИРОВАТЬ, оценивать, учитывать,мониторитьи фиксироватьвсерасходы семьи в абсолютном и относительном выражении (в процентах от базового показателя) по объему, по структуре (направлениям и статьям) и по динамике.
2) Необходимо рационализировать свои траты. Что означает: все расходы должны быть запланированы, обоснованы (с позиции насущности, неотложности, полезности, выгод и издержек, стоимости или цены), целесообразны (по времени, объему, направлению), зафиксированы и оценены ретроспективно.При совершении покупок, необходимо понимать, что сегодняшние траты – это не полученные доходы в будущем.
Пример
Если пачка сигарет стоит сегодня в среднем 50 рублей, человек выкуривает пачку в день, то за месяц он тратит на сигареты от 1 500 -1 550 руб., а в год 18 000-18 600 руб., за 30 лет его расходы на сигареты составят 540 000руб.!
Для того чтобы узнать сколько реально теряет в этом случае курильщик, необходимо учесть упущенную им выгоду в форме процентов по банковскому вкладу.
Если бы курильщик эти деньги не тратил на сигареты, а ежемесячно в течение 30 лет вкладывал бы на банковский депозит под ежегодно начисляемые проценты, то он бы накопил суммы указанные в ниже приведенной Таблице альтернативного использования денег. При этом он реально вложил бы всего 540 000руб., а остальные деньги – это набежавшие за 30 лет сложные проценты.
Таблица альтернативного использования денег,
которые человек тратит на курение, тыс.руб.
Условия вложений | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 |
Сумма первоначального взноса | 1,5 | |||||
Сумма ежемесячного взноса | 1,5 | |||||
Номинальная процентная ставка, % годовых | ||||||
Срок вложения, лет (месяцев) | 30 (360) | |||||
Вложенная за весь период сумма | ||||||
Начисленные за период проценты | 986,4 | 1 680,2 | 2 735 | 4 343,2 | 8 477,2 | |
Итого накоплено за период | 900,0 | 1 526,4 | 2 220,2 | 3 275,0 | 4 883,2 | 9 017,2 |
Коэффициент увеличения вложенных средств, раз (во сколько раз вложенная сумма увеличилась за период) | 1,67 | 2,83 | 4,11 | 6,06 | 9,04 | 16,7 |
Источник: рассчитано автором на инвестиционном калькуляторе сайта Свобода с нуля. Рабочая тетрадь по инвестированию [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://zenvestor.ru/investment-calculator/
|
3) Необходимо стать грамотным потребителем, поскольку грамотное потребительское поведение – залог оптимизации трат! Для чего необходимо
- быть грамотным покупателем продуктовых и промышленных товаров (знать способы чтения маркировки на продуктах и товарах; перечень и способы обозначения содержания в продукте или товаре пищевых добавок (так называемых Е-витаминов), вредных и опасных химических веществ; перечень запрещенных веществ, используемых в бытовой химии, продуктах питания и пр.). Информацию о пищевых добавках можно найти на сайте Общества защиты потребителей (https://ozpp.ru/);
- знать свои права как потребителя товаров, работ, услуг и уметь ими пользоваться (знать в действующей редакции Федеральный закон №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г., а также законодательство, регулирующее правила торговли, продажи отдельных видов товаров и правила оказания отдельных видов услуг, а также регулирующих деятельность предприятий в различных сферах, в том числе при оказании услуг потребителям.Например, Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ и т.д.%);
|
- знать и избегать ловушек, которые ожидают потребителя в магазине (подробно прочесть о ловушках в магазине можно в книге Литвиновой И. «Активный втюхинг: как обманывают в магазинах.Карманная книга каждого покупателя» [1]). Среди таких ловушек:
· специальные условия в магазине, способствующие совершению покупок (освещение, музыка, расстановка товаров по секциям, ширина проходов между стеллажами, движение против часовой стрелки, вкусные запахи выпечки или мясных изделий, тележки, рекламные акции, наличие дисконт-карт и двойных цен на товары и др.);
· наличие тележек для покупок (специально тугие колеса тележек увеличивают время пребывания клиента в магазине; разного диаметра колеса справа и слева способствуют непроизвольному заворачиванию тележки к стеллажам с товарами, что повышает вероятность совершения потребителем незапланированных покупок; большая вместимость тележек и освобождение рук потребителя, что способствует непроизвольному увеличения покупок – сколько влезет в тележку);
|
· мерчандайзинг– егозадача – задействоватьмаксимальное количество рецепторов и эмоций человека, активизирующих желание что-то купить [3, C. 69-78] (например, товары располагаются на уровне глаз, рук и выше и ниже этих уровней –на полках справа на уровне глаз и рук – располагаютсясамые продвигаемые товары, в продаже которых магазин наиболее всего заинтересован; товары для мужчин – на уровне груди и пояса, для женщин – в нижних зонах; товары с истекающим сроком годности – на наиболее удобных для потребления местах; сопроводительные товары и продукты рядом с основным – например, орешки и чипсы возле пива; стойки с недорогими и бесполезными товарами и продуктами возле кассы – конфеты, жевательная резинка, батарейки и пр.; др.);
· специально организованная и усложненная траектория движения по «золотому треугольнику» – хлеб, яйца, молоко (чем больше траектория необходимого движения потребителя между отделами, торгующими этими продуктами, тем больше вероятность, что потребитель купит и другие товары и продукты);
· применение психологических приемов ценообразования – махинации с ценами (цена 99,99 руб.; акций два товара по цене одного; на 25 % больше товара по прежней цене; начисление «премиальных» бонусов за покупку при отказе воспользоваться скидочной картой; необходимость делать «добровольный» выбор между умышленно противопоставленными товарами и продуктами с разной стоимостью и небольшим отличием в характеристиках;
- соблюдать правила похода по магазинам (в магазин ходить сытым и не уставшим, т.к. голодный и уставший покупатель всегда делает много бесполезных незапланированных покупок; составлять список покупок с указанием количества и цены товаров и продуктов, а также возможными их заменителями, на случай если в магазине не окажется нужных продуктов или товаров;в крупных магазинах совершать покупки на 2 недели, а еще лучше месяц вперед, что сэкономит и деньги и время;сравнивать цены на одни и те же товары, работы и услуги у разных продавцов);
4) Необходимо экономить. Следует осознать, что время, потраченное на экономию денег – это время, потраченное на заработок [3, C. 70]. Основная проблема нехватки денег – россияне, оказавшись в обществе потребления, так и не овладели культурой экономии.
(!) Факт(из книги Пятенко С., Сапрыкина Т. Личные деньги:Антикризисная книга [2, C. 62]) -за каждую лишнюю минуту в супермаркете покупатель тратит 1, 89 долл. - на скорость передвижения покупателя по магазину влияетмузыкальный фон (если ритм музыки 108 ударов в минуту, скорость передвижения быстрая,если 60 ударов в минуту- передвижение существенно замедляется, правильно выбранная фоновая музыка увеличивает продажи на 40%); освещение, заставляющее покупателя моргать реже (до 14 раз в минуту против обычных 32 раз); цветовое решение интерьера – зеленые, бежевые, светло-голубые тона успокаивают покупателя; наличие ребенка (поход в магазин с ребенком увеличивает траты не менее чем на 15%). |
(!) Совместное проживание двух человек, по сравнению с раздельным ведением хозяйства, позволяет им экономить на питании и приобретении товаров длительного пользования – квартира, автомобиль, бытовая техника, мебель и т.д., что позволяет направить сэкономленные средства на иные семейные потребности. Отрицательно влияет на расходы появление четвертого члена семьи (рост индивидуальных расходов перекрывает экономию от совместного проживания). |
Способы экономии