Направления деятельности по обеспечению безопасности транспортных процессов. Охрана труда и техника безопасности. Транспортная безопасность, Безопасность движения транспортных средств.
Лекция 4. Система обеспечения безопасности транспортных систем
Концепция транспортной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортной сфере. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в этой сфере жизнедеятельности. Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз. Концепция транспортной безопасности Российской Федерации включает в себя: определения национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определение комплекса мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации, привести его в соответствие с мировыми стандартами.
В структуре национальных интересов РФ особое место занимают интересы национальной безопасности страны, неотъемлемой составной частью которой являются интересы транспортной безопасности. Интересы национальной безопасности России носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, в том числе в области транспорта и транспортной безопасности. Современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы. Являясь его системообразующим фактором, она активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
|
От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Традиционный императив безопасности транспортного процесса сегодня дополняется требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте. На формирование национальных интересов Российской Федерации в транспортной сфере большое влияние оказывают с одной стороны положение России в мировом сообществе и основные тенденции в развитии международных отношений на современном этапе с другой, внутриполитическая обстановка в стране, задачи экономического и социального развития, непосредственно нацеленные на реализацию социально-политических и геополитических интересов и приоритетов государства, на их надежное обеспечение.
В наиболее общем виде национальные интересы Российской Федерации в транспортной сфере состоят:
- в удовлетворении потребностей личности, общества и государства в современном спектре транспортных услуг;
- в достижении путем технического перевооружения и модернизации транспортного комплекса высокой экономической эффективности и безопасности транспортного процесса, в обеспечении доступности транспортных услуг на уровне, гарантирующем социальную стабильность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда, а также бесперебойный характер предоставления транспортных услуг;
|
- в приведении транспортной безопасности России к уровню международных стандартов, что является необходимым условием: реализации транзитного потенциала транспортного комплекса; развития экспортно-импортных услуг; предупреждения и пресечения преступлений на транспорте, включая терроризм; обеспечение военной безопасности и укреплении России как великой державы. Национальные интересы в транспортной сфере обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской федерации общественными организациями, субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными органами в области транспортной безопасности.
Надежное обеспечение транспортной безопасности стало сегодня для многих стран мира, в том числе и для Российской Федерации, одной из самых актуальных задач. Это обусловлено рядом факторов:
- беспрецедентной эскалацией терроризма и диверсий на транспорте, применением со стороны структур внутригосударственного и международного терроризма новых, особо опасных способов совершения диверсионных актов (массовое использование террористов-смертников и транспортных средств как орудие диверсии);
|
- активизацией национальных и транснациональных форм организованной преступности, специализирующихся на незаконных внешнеэкономических операциях, контрабанде, нелегальной миграции, использующих транспортные артерии в своих преступных целях.
- тесным переплетением терроризма с международным наркобизнесом - главным его финансовым источником. Деятельность по повышению уровня транспортной безопасности аккумулирует в себе не только противодействие незаконному обороту наркотиков, но и пресечение контрабанды оружия, боеприпасами, взрывчатыми веществами, средствами осуществления диверсионных актов;
- непрерывным ростом иных форм неправомерного вмешательство в функционирование транспортного комплекса (блокирование транспортных путей, транспортных средств, хищения и хулиганство на транспорте и т.п.), что приводит и к авариям и дестабилизации его работы. Указанные процессы часто сопровождаются у нас и в ряде других стран усилением общей криминогенной обстановки на транспорте, тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере, недостаточно эффективными действиями правоохранительных органов;
- нарастанием на российском транспорте числа аварий и других чрезвычайных ситуаций, обусловленных не только нарушением правил эксплуатации технических систем, но и физическим состоянием самих этих систем -высокой степенью износа и их техническим несовершенством;
Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере. Реализация национальных интересов России и их обеспечение в сфере национальной безопасности, в том числе в транспортной сфере, возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в сфере экономики являются определяющими.
Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для транспортного комплекса. Другой ее составной частью являются защита транспортной сферы от иных, в том числе - криминальных форм незаконного вмешательства в действия транспорта, а также от различного рода чрезвычайных ситуаций (происшествий).
В наиболее общем виде понятие "транспортная безопасность" может быть определено как:
- система предупреждения, противодействия и пресечения преступлений, включая терроризм, в транспортной сфере;
- система предупреждения на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
- система недопущения либо минимизации материального и морального ущерба на транспорте от преступлений и чрезвычайных происшествий;
- система направленная на повышение экологической безопасности перевозок, экологической устойчивости транспортной системы;
- система реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом.
Системный характер понятия транспортной безопасности определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере.
Транспортная безопасность призвана обеспечить:
1) безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
2) безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
3) безопасность функционирования и эксплуатации объектов и средств транспорта;
4) экономическую (в том числе - внешнеэкономическую) безопасность;
5) экологическую безопасность;
6) информационную безопасность;
7) пожарную безопасность;
8) санитарную безопасность;
9) химическую, бактериологическую, ядерную, и радиационную безопасность;
10) мобилизационную готовность отраслей транспортного комплекса.
Масштабный спектр различных причин природного, технического и социального характера обусловливает наличие широкого диапазона внутренних и внешних угроз, ослабляющих транспортную безопасность страны.
Под угрозой транспортной безопасности понимаются противоправные действия, либо намерения совершить подобные действия, а также процессы природного либо техногенного характера, или их совокупность, препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере, приводящие или способные привести к авариям в транспортном комплексе. Угрозы транспортной безопасности России классифицируются по ряду оснований: по степени значимости; по характеру угроз; по сферам и формам проявления и т.п.
Основными угрозами на транспорте являются:
- террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.);
- иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта, криминальные действия против пассажиров;
- криминальные действия против грузов;
- чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе, нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.
К числу угроз следует отнести и негативные последствия недостаточной разработанности нормативной правовой базы, регулирующей отношения в транспортной сфере, а также изъяны в правоприменительной практике.
По характеру источников угрозы подразделяются на:
- угрозы социогенного характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирование путей и транспортных средств, нарушение правил эксплуатации технических средств, несовершенство этих правил и законодательной базы, касающейся транспортного комплекса);
- угрозы техногенного характера (порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала);
- угрозы природного характера (наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.).
По диапазону и уровню возможных угроз транспортная инфраструктура относится к числу наиболее критических из объектов.
- возрастанием транспортных перевозок опасных грузов (ядерного оружия, нефти, химически опасных веществ, радиационных материалов, отходов атомной промышленности к месту захоронения);
- высокой степенью изношенности и аварийности объектов транспортного комплекса;
- возрастанием интенсивности движения транспорта по мере развития экономики страны, освоения новых территорий, налаживания работы международных транспортных коридоров;
- ростом дорожно-транспортной аварийности, являющейся одной из серьезнейших социально-экономических проблем, ущерб от которой, по экспертным оценкам, составляет от 4 -5% валового национального продукта, а число погибших и раненных достигает 1,5 млн. человек;
- фактом совершенствования методов и способов противоправной деятельности преступных формирований, в первую очередь террористических организаций, по отношению к транспортному комплексу, усилением опасной тенденции к объединению и координации их деятельности.
Задачи обеспечения безопасности на отдельных видах транспорта
Гражданская авиация. Обеспечение безопасности в гражданской авиации является непреходящим приоритетом, во многом определяющим направления совершенствования организации и технического прогресса этого вида транспорта.
Государственное регулирование в области авиационной безопасности в гражданской авиации направлено на обеспечение защиты деятельности воздушного транспорта и выполнение требований международных стандартов в области авиационной безопасности.
В настоящее время среди множества проблем обеспечения безопасности воздушного транспорта наибольшую озабоченность вызывают:
- предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- минимизация ущерба от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- соблюдение законодательных актов Российской Федерации и нормативных правовых документов, действующих в гражданской авиации по обеспечению защиты ее деятельности от актов незаконного вмешательства.
Авиационная безопасность в гражданской авиации обеспечивается комплексом мер, предусматривающих следующие направления:
· организационное направление: обеспечение мер авиационной безопасности в аэропортах и на авиапредприятиях; проведение сертификации аэропортов (авиапредприятий, организаций), осуществляющих деятельность в области авиационной безопасности; внедрение 100-процентного предполетного досмотра членов экипажей воздушных судов, пассажиров, багажа, почты, грузов, бортовых запасов; подготовка кадров в области авиационной безопасности в системе учебных заведений гражданской авиации; специальная профессиональная подготовка сотрудников служб авиационной безопасности аэропортов и авиапредприятий; использование в процессе обучения по авиационной безопасности современных компьютерных технических средств, оборудования и систем обеспечения авиационной безопасности; совершенствование взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, его территориальных органов, аэропортов и авиапредприятий с федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
· научно-техническое направление: проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию надежного оборудования и технических средств обеспечения авиационной безопасности; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых и модернизации действующих средств авиационной безопасности, которыми оборудуются воздушные суда; использование высоких технологий при создании технических средств обеспечения авиационной безопасности и осуществлении мер защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
· нормативное правовое направление: разработка законодательных актов Российской Федерации и отраслевых нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение авиационной безопасности; приведение законодательных и нормативных правовых актов в соответствие с основными принципами развития системы обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО.
· материально-техническое направление: оснащение аэропортов и авиапредприятий современным высокотехнологичным оборудованием и техническими средствами авиационной безопасности (в том числе аппаратурой для обнаружения взрывчатых веществ); спользование новейшего оборудования и технических средств авиационной безопасности при досмотре пассажиров, багажа, грузов, почты, бортовых запасов;
Железнодорожный транспорт. В целях повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте необходимо:
· наладить контроль за соблюдением требований нормативных актов по безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, организацией работ по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, крушений и аварий;
· определить перечень материальных и технических средств, подлежащих хранению в запасе у владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, для принятия незамедлительных мер по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие), вызвавших нарушение работы;
· установить правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути;
· создать систему согласования с перевозчиками опасных грузов на особых условиях;
· установить медицинские противопоказания к работам, непосредственно связанным с движением поездов, а также порядок проведения обязательных специальных медицинских осмотров персонала, в том числе направленных и на определение психофизиологической пригодности к профессии;
· усовершенствовать систему обеспечения безопасности движения через железнодорожные переезды;
· установить порядок проведения проверок знаний и повышения квалификации работников, связанных с движением поездов и маневровыми работами, а также ответственных за погрузочно-разгрузочные работы.
Морской транспорт. Государственной службой морского флота в 2002 году проводилась большая работа по приведению нормативной правовой базы в соответствие с Кодексом торгового мореплавания в Российской Федерации. Проходят согласование Положение о присвоении названий морским судам, Правила дипломирования моряков, Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, Устав службы на судах морского флота Российской Федерации.
Безопасность на море является комплексной проблемой и определяется большим количеством составных элементов.
Важнейшими из них следует назвать следующие:
· квалификация экипажа и его численный состав;
· ответственность владельца и его деятельность по поддержанию должного мореходного состояния;
· уровень технических требований к судну, обеспечивающих его эксплуатационное назначение и живучесть;
· уровень эксплуатационных требований к судну и грузу;
· уровень оснащенности навигационной, связной и прочей аппаратурой, техническое состояние судовых систем и устройств, а также систем управления движением судов в портах и на подходах к ним.
Задачи по повышению безопасности морского транспорта следует выделить следующим образом:
· ужесточение подхода к использованию субстандартного флота под российским флагом;
· повышение технических требований к судам старше 15 лет, направленных на обеспечение необходимых параметров прочности конструкций корпусов судов и эксплуатационной надежности оборудования и систем и создание системы утилизации судов при достижении ими предельного возраста (20 лет и более) в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием;
· усиление деятельности Российского Морского Регистра Судоходства, направленной на создание и внедрение необходимых организационных и технических мер в судоходных компаниях по улучшению технического обслуживания своих судов и обеспечению безопасности мореплавания;
· повышение качества проверок судов российского флага в российских портах;
· обеспечение полного и неукоснительного выполнения требований международной конвенции ПДМНВ-78 с поправками при подготовке экипажей судов;
· улучшение подготовки кадров, организации труда плавсостава и организации службы на судах;
· внедрение учебных тренажеров и обязательной тренажерной практики;
· создание современной нормативно-правовой базы обеспечения безопасности мореплавания;
· реорганизация органов контроля и надзора за безопасностью мореплавания;
· проведение целенаправленного и централизованного сбора и анализа информации о техническом состоянии флота как из баз данных Парижского и Токийского Меморандумов, так и на основе данных контроля российских судов в российских портах;
· проведение модернизации берегового оборудования действующих служб управления движением судов в российских портах;
· активное внедрение современных средств навигации и связи, автоматизации и компьютерных технологий.
Внутренний водный транспорт. Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, должно оставаться одним из главных приоритетов государственной политики в области управления ВВТ.
Круг задач, решение которых направлено на повышение безопасности речного судоходства, можно обозначить таким образом:
· совершенствование системы обеспечения безопасности плавания судов в области штурманского обеспечения;
· повышение роли Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства в деятельности по обеспечению безопасности судоходства;
· создание на речном транспорте системы управления безопасностью плавания судов и предотвращения загрязнения, как в судовладельческих организациях, так и на судах;
· введение в действие системы диспетчерского управления движением речных судов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
· повышение роли и ответственности всех судовладельцев и капитанов судов в обеспечении безопасности судоходства;
· разработка системы специальной подготовки экипажей нефтеналивных судов внутреннего плавания;
· использование тренажерных центров для подготовки судоводителей;
· совершенствование правовой и нормативно-технической базы по обеспечению безопасности речного судоходства;
· совершенствование профессиональной подготовки плавсостава;
· организация постоянного контроля за состоянием и содержанием гидротехнических сооружений, судоходных путей и навигационного оборудования;
· внедрение навигационной спутниковой и электронно-картографической систем управления движением судов внутреннего плавания.
· организация должного контроля за соблюдением правил эксплуатации объектов котлонадзора;
· создание условий для привлечения инвестиций, направленных на развитие, обновление материально-технической базы и парка транспортных средств..
В области безопасности судоходства намечается внедрение электронных навигационных карт внутренних водных путей, современных спутниковых и радиолокационных систем навигации на судах, совершенствование береговых и плавучих знаков судоходной обстановки, в частности оснащение их альтернативными возобновляемыми источниками энергии.
Предусматривается создать и ввести в действие систему управления безопасностью на внутреннем водном транспорте (СУБВВТ), обеспечивающую постоянное проведение комплекса регламентных мероприятий на судах, в судоходных компаниях, в портах и бассейновых органах государственного управления на внутреннем водном транспорте, направленных на предотвращение аварийности и обеспечение экологической безопасности.
В целях усиления и концентрации функций государственного надзора и контроля в области безопасности судоходства, прав собственности на суда, квалификационных требований к кадрам предполагается создать в федеральном органе исполнительной власти в области транспорта специальное подразделение по безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте и преобразовать государственные речные судоходные инспекции в бассейнах в государственные учреждения.
Создание судов экологического назначения для сбора, комплексной переработки отходов и их утилизации будет осуществляться в рамках мероприятий подпрограммы "Внутренние водные пути" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)".
Страхование на внутреннем водном транспорте должно обеспечивать защиту интересов пассажиров и членов экипажей судов, оно будет носить обязательный порядок, определяемый соответствующими законами Российской Федерации.
При осуществлении контроля за организацией обеспечения безопасности транспортной деятельности проверяются следующие основные вопросы:
- наличие нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности транспортной деятельности;
- наличие специалиста, на которого возложены обязанности по организации работы по обеспечению безопасности транспортной деятельности, соответствие уровня оснащенности рабочего места специалиста требованиям законодательства;
- наличие документов, подтверждающих назначение лиц, ответственных за организацию работы по обеспечению безопасности транспортной деятельности;
- соответствие специалиста, ответственного за организацию работы по обеспечению безопасности транспортной деятельности, требованиям профессиональной компетентности;
- наличие планов работы по обеспечению безопасности транспортной деятельности, их выполнение;
- организация подготовки персонала, транспортных средств и объектов транспортной деятельности к осуществлению транспортной деятельности, ее соответствие требованиям законодательства;
- организация системы повышения квалификации персонала по безопасности транспортной деятельности;
- организация системы работы по выявлению источников опасности, угроз, рисков, опасных факторов, планирование и проведение профилактических мероприятий, направленных на их устранение или снижение влияния;
соблюдение порядка системы сбора, учета и передачи сведений о транспортных происшествиях и инцидентах, а также проведения их расследований;
- оценка качества проведения анализа состояния безопасности транспортной деятельности;
- оценка качества разработки и проведения профилактических мероприятий по обеспечению безопасности транспортной деятельности;
соблюдение правил эксплуатации и состояния объектов транспортной деятельности в части их влияния на безопасность транспортной деятельности.
При осуществлении контроля за организацией обеспечения безопасности полетов проверяются:
- наличие действующих нормативных правовых актов по вопросам производства полетов и всех видов их обеспечения;
- наличие в организации инспекции, инспектора по безопасности полетов или назначенного должностного лица, на которого возложены обязанности по организации работы по обеспечению безопасности полетов (далее – Инспектор) и их оснащенность необходимыми помещениями и оборудованием;
планирование работы Инспектора по обеспечению безопасности полетов,
- степень и качество выполнения мероприятий;
- организация работы служб по видам обеспечения полетов в соответствии с требованиями законодательства;
- организация подготовки авиационного персонала, авиационной техники и объектов инфраструктуры к полетам, ее соответствие требованиям законодательства;
- оценка работы по повышению квалификации авиационного персонала;
работа по выявлению источников опасности, угроз, рисков, опасных факторов, планирование и проведение профилактических мероприятий, направленных на их устранение или снижение влияния;
- наличие и функционирование системы сбора, учета и передачи сведений об авиационных происшествиях и инцидентах, а также проведения их расследований;
- качество проведение анализов состояния безопасности полетов;
оценка качества разработки и проведения профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов;
- контроль состояния объектов и соблюдения правил их эксплуатации требованиям законодательства и обеспечения безопасности полетов.
При осуществлении контроля за организацией обеспечения авиационной безопасности проверяются следующие основные вопросы:
- наличие основополагающих документов, регламентирующих деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
- соответствие специалистов службы (подразделения) авиационной безопасности требованиям профессиональной компетентности;
наличие и соответствие требованиям законодательства системы подготовки и повышения квалификации персонала службы (подразделения) авиационной безопасности;
- наличие и состояние служебных и бытовых помещений службы (подразделения) авиационной безопасности;
- наличие и соответствие требованиям законодательства системы обеспечения авиационной безопасности;
- соответствие установленным требованиям организации и состояния охраны контролируемых зон;
- соответствие установленным требованиям процедуры досмотра пассажиров и их ручной клади, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, багажа, груза, почтовых отправлений, бортовых припасов и бортового питания;
- соответствие установленным требованиям организации и состояния охраны воздушных судов, производства предполетного досмотра воздушных судов, обеспечения контроля доступа к воздушному судну;
- соответствие установленным требованиям мероприятий по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- иные вопросы в соответствии с компетенцией Транспортной инспекции.
При осуществлении контроля за соблюдением экологических требований при эксплуатации транспорта проверяются следующие основные вопросы:
- наличие экологического паспорта;
- наличие объектов потенциально опасных для окружающей среды (автозаправочные станции, склады для хранения опасных материалов, места хранения отходов 1 класса опасности);
- наличие документов по производственному экологическому контролю;
правильность ведения первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха, водоснабжению и водоотведению, обращению с отходами;
- наличие системы контроля за выбросами от стационарных источников (протоколы замеров выбросов загрязняющих веществ, акты технического состояния газоочистного оборудования);
- наличие системы контроля за выбросами от мобильных источников (содержание оксида углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями, измерение дымности отработанных газов автомобилей с дизельными двигателями);
наличие и правильность заполнения журнала учета мобильных источников выбросов;
- наличие очистных сооружений дождевых стоков, эффективность очистки (протоколы качественного и количественного состава сточных вод);
наличие оборотного водоснабжения, очистных сооружений на мойках автотранспорта.
- наличие документов по обращению с отходами;
наличие и состояние мест хранения отработанных автомобильных шин, металлолома, загрязненного песка и обтирочного материала, отработанных нефтепродуктов;
- правильность заполнения документов по охране окружающей среды, связанных с эксплуатацией транспорта, журналов инструктажей;
соответствие специалистов, ответственных за соблюдение экологических требований при эксплуатации транспорта, требованиям компетентности в области охраны окружающей среды;
- иные вопросы, отнесенные законодательством к компетенции Транспортной инспекции.
При проверке состояния объектов транспортной деятельности с точки зрения влияния их состояния на безопасность транспортной деятельности и окружающую среду проверяются следующие вопросы:
- оснащенность служб по видам обеспечения транспортной деятельности исправным оборудованием, контрольно проверочной аппаратурой, средствами измерений и т.п.;
- оборудование стоянок, мест заправки, мест хранения транспортных средств;
- организация системы контроля за качеством используемых горючего, масел и газов;
- организация метрологического обеспечения контрольно-проверочной аппаратуры и средств измерения;
- оборудование объектов специальными устройствами по защите от вредного воздействия на окружающую среду (вентиляционными установками, пыле- газоуловителями, очистными сооружениями и т.п.);
- состояние дорог, путей, взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек в парках, депо, аэропортах;
- состояние складских помещений для хранения химических материалов;
- организация мест хранения опасных отходов, вторичных отходов и отходов, вывозимых на захоронение.
ТЕМА 4.