Основные политические режимы современности.




Современная политология выделяет два наиболее общих типа существующих политических режимов: демократические и антидемократические. Из демократических режимов наиболее распространенными в мире являются парламентские (Парламентский режим — это такая форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, который обладает реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство и осуществлять контроль за прави­тельством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парламентского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германи) и президентские (Президентский режим это такая форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законода­тельной, исполнительной и судебной властей и соединение полно­мочий главы государства и главы правительства в руках прези­дента.

Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования правительства перед парламентом. Парламенту принадлежит за­конодательная власть, а президенту и назначенному им прави­тельству — исполнительно-распорядительная власть.)

режимы. Антидемократические делятся на тоталитарные (Тоталитарный режим (или тоталитаризм) предполагает государственно-политическое устройство, характеризующееся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами, жиз­недеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — кон­тролируется одним центром) и авторитарные (Авторитарный политический режим (авторитаризм) — госу­дарственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура. Можно говорить, что это своеобразная ступень к демократическому режиму. В развитии общества этот режим получил довольно широкое распростране­ние. В современных условиях авторитарные режимы существуют во многих странах «третьего мира», получивших сравнительно недавно политическую независимость.) политические режимы.

Билет № 5.

Политическая идеология национализма и фашизма.

Национализм. Выделяют три типа: государственный (в качестве основной идеи выдвигает интересы нации – всех граждан государства), культурный (в качестве основной идеи выдвигает людей, принадлежавших к одному типу социальной культуры), этнический (в качестве основной идеи выдвигает представителей одной этнической общности). Основными признаками государственного национализма являются признание специфичности пути развития нации и ее предназначения, единства нации и государства. К теории этнического национализма тесно примыкает теория расизма – обоснование превосходства одной расы над другой. Ко второму типу примыкают теории единства представителей одной культуры, например панславизм, панисламизм и т.д.

Фашизм. Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.

 

Электоральные проблемы современной России.

Одной из серьезных проблем избирательной системы является возможность фальсификации итогов выбора. Проблема анализа достоверности результатов выборов и референдумов существовала во всех странах и во все времена. Но для России эта проблема особенно актуальна. Во-первых, потому что после каждых выборов появляются многочисленные заявления о грубых нарушениях процедуры и фальсификациях. Во-вторых, потому что нам известно всего несколько судебных процессов по обвинению в фальсификации результатов выборов, не закончившихся, по-сути, ничем. Отсутствие судебных процессов можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, покровительством фальсификаторов заказчиком данной фальсификации. Во-вторых, в большинстве случаев, практической невозможностью поймать фальсификатора «за руку». Если он положил бюллетень Иванова в стопку бюллетеней Петрова и наблюдатель это заметил, сотрудник избирательной комиссии может сослаться на усталость или автоматическую ошибку.

Фальсификация выборов представляет собой действия, направленные, на нарушение порядка, предусмотренного для получения, заполнения избирательных бюллетеней и процесса голосования; процедуры предусмотренной для подсчета и утверждения результатов голосованы* или процесса, определенного для регистрации избирателей.

фальсификация выборов наиболее часто происходит там, где выступают относительно равные по силе политические фракции и там, где многое зависит от того, кто займет данную государственную должность - как это часто случается при выборах на «покровительственные» посты, являющиеся основными источниками обеспечения работой, или в случаях, когда незаконные действия могут быть защищены от действия правоприменительных законов.

Фальсификацией является лишь подтасовка результатов выборов. Все случаи фальсификации выборов в практическом применении можно отнести к двум категориям: фальсификация без участия в ней отдельных избирателей и фальсификация с вовлечением избирателей.

а) Фальсификация выборов без вовлечения избирателей (относятся те случаи фальсификации, когда избиратели не принимают непосредственного участия в данных махинациях. К таким случаям относятся заполнение избирательных ящиков подложными бюллетенями, голосование «мертвых душ» и голосование «за пациентов частных клиник».) совершаются следующим образом: Внесение фиктивных имен в списки избирателей - такие «мертвые души» позволяют получить подложные бюллетени, которые затем могут быть брошены в избирательные ящики. Кроме того, могут вноситься данные об умерших людях.

• Фальсификация итогов голосования:

«Вброс» - подбрасывание дополнительных бюллетеней в пользу желаемого кандидата до начала голосования или в ходе голосования.

«Хитрый палец» - порча бюллетеней, заполненных в пользу нежелательного кандидата; данный вариант позволяет незаметно для других членов избирательной комиссии «портить» бюллетени, ставя на них дополнительные галочки или черточки.

Сейчас графы «против всех» нет, поэтому бюллетень с галочками напротив фамилий двух кандидатов считается просто недействительным. То есть фальсификатор не нарушает контрольных соотношений — ведь бюллетени не добавляются и физически не изымаются! — но легко меняет соотношение голосов.

• перестановка результатов голосования, когда голоса, полученные кандидатом (партией) А, приписываются кандидату (партии) Б. Голоса же, полученные кандидатом (партией) Б, регистрируются как полученные кандидатом (партией) А;

«Солянка» - подмена некоторого числа бюллетеней -бюллетенями, заполненными в пользу желаемого кандидата; При подсчете голосов, поданных за каждого кандидата, пачки могут специально перепутать, либо смешать хорошие и испорченные бюллетени вместе.

Фальсификации путем подмены некоторого числа бюллетеней бюллетенями, заполненными в пользу желаемого кандидата, могут производиться в двух вариантах. Во-первых, можно изъять некоторое количество бюллетеней, заполненных в пользу какого-то одного нежелательного кандидата и заменить их равным (или примерно равным) числом бюллетеней, заполненных в пользу желаемого кандидата. В этом случае показатель активности избирателей не изменится, не изменятся и доли бюллетеней, признанных недействительными. Другим распространенным вариантом подобного типа фальсификации является подмена некоторого количества случайно отобранных бюллетеней, заполненных в пользу различных кандидатов, на примерно равное количество бюллетеней, заполненных в пользу желаемого кандидата. Технически такой способ фальсификации соответствует подмене избирательных урн. В этом случае урна' с опущенными туда бюллетенями, поданными за разных кандидатов, заменяется заранее приготовленной урной, наполненной бюллетенями в пользу желаемого кандидата.

• изъятие бюллетеней, заполненных в пользу нежелательных кандидатов;

бюллетени пропитывают специальным раствором в клеточке напротив неугодной фамилии, и после проставления ручкой любой отметки та через некоторое время бесследно исчезает.

«Пустые» бюллетени, естественно, признаются недействительными.

Другой вариант этого способа - ручки с исчезающими чернилами.:

• «виртуальные» нарушения, когда в итоговый протокол заносятся: такие цифры голосовавших за кандидатов или итоги референдума, которые кажутся желательными членам избирательных комиссий, невзирая на реальные результаты референдумов или выборов;

б) Фальсификация выборов с участием избирателей.

Типичными примерами этих правонарушений являются:

1. Покупка голосов;

2. «Голосуй за друга» - члены избирательной комиссии могут разрешить родственникам голосовать по двум и более паспортам отсутствующих лиц.

3. «Миграционное голосование» (или избиратель, меняющий место жительства; открепительный талон - как разновидность);

4. Оказание «помощи» избирателю, когда желания избирателей игнорируются и не учитываются;

5. "Карусель". "Обработанные" люди выносят с участка чистый бюллетень, другие люди его "грамотно" заполняют, передают следующему "обработанному", тот бросает его в урну, выносит чистый — и так по кругу;

6. Голосование по паспортным данным. Если избирательным комиссиям будут известны не только ФИО и адреса избирателей, но и их паспортные данные, то не исключено, что недобросовестные члены комиссий смогут внести в журнал за непришедших на участок избирателей их данные, взять бюллетень и проголосовать

7.«Волшебная урна». Выездное голосование на дому (если в нем не принимают участия наблюдатели). Рассчитано на инвалидов и пожилых людей с плохим зрением и слухом. Им можно услужливо подсказать, где поставить галочку (хотя законом это запрещено);

8. «Бригада-Ух». Выездная бригада с урной может взять с собой большое количество бюллетеней и заявлений о голосовании на дому и устроить поквартирный обход домов для повышения явки.

9. «Пустышка» - члены избирательной комиссии могут выдавать для голосования бюллетени, не имеющие подписей двух членов избирательной комиссии и ее печати. По закону такие бюллетени считаются недействительными. То есть голос избирателя пропадает.

Проблема миграционного голосования (проблема двойного счета). “Двойной

счет” - это первичное включение избирателя в списки для голосования по месту его постоянного или преимущественного проживания, и вторичное включение избирателя в списки по месту временного пребывания. Без решения этой проблемы всегда будет нарушаться основной принцип демократического голосования: один человек – один голос.

Одним из аспектов проблемы миграционного голосования является проблема голосования граждан России, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье. Российское избирательное законодательство наделяет всю эту категорию граждан активным избирательным правом.

 

Проблема нарушения тайны голосования. Хотя в законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в статье 7 декларируется, что ”голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого- либо контроля за волеизъявлением гражданина”, на практике при желании всегда можно организовать процедуру выдачи бюллетеней таким образом, что анонимность избирателя не будет гарантироваться.

Проблема абсентеизма (низкой явки избирателей). Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. в России нет обязательного голосования.

Проблема ложного (виртуального) сервера. Технически создание такого сервера вполне возможно. Если есть физическая возможность подключения к сети, по которой передаются данные, введенные в ГАС “ Выборы”, то, используя похищенное программное обеспечение, можно создать ложный (фальшивый) сервер для приема информации. Он будет аккумулировать итоговые протоколы нижестоящих избирательных комиссий, изменять их в нужную сторону и затем отправлять по сети на сервер вышестоящей избирательной комиссии.

Билет № 6.

Назначение политической культуры и проблемы ее формирования.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мир

Политическая система как поле функционирования политических институтов.
С рождения каждый человек обладает политическими правами, которые по мере достижения определенных возрастных критериев расширяются. Но субъектом поли­тической культуры индивид становится не сразу, а лишь в результате политического развития, которое протекает во взаимосвязи с социальным, нравственным и профес­сиональным становлением его как личности. Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые были введены в политологию американскими политологами в середине 50-х годов. Проблемы формирования политической культуры исследовали такие ученые, как Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай. Проблема формирования политической культуры наи­более актуальна в отношении молодого поколения (стар­шеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течени­ям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слы­ Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. По мнению некоторых современных политологов, вы­сокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Всплеск политической активности граждан проявля­ется чаще всего периодически во время голосований (избирательной компании) или как форма выражения не­довольства чем-либо в политике властей. Вот в эти мо­менты наиболее ярко проявляется уровень политической культуры граждан. Поэтому критерий сформированности политической культуры индивидов можно определить не как степень регулярного участия в политике, а как воз­можность и готовность принять в ней участие цивилизо­ванными методами по мере необходимости. Во-первых, формировать политическую культуру мож­но лишь на основе глубоких знаний о политике. Наука о политике является достижением мировой цивилизации и изучается в большинстве гуманитарных учебных заведе­ний мира. В нашем обществе необходимо создать боль­ше возможностей и условий для ее изучения, но делать это надо ненавязчиво, иначе неизбежна отрицательная реакция.. Во-вторых, формировать политическую культуру мож­но лишь на основе плюралистического подхода. Обща­ясь с молодежью, желательно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. Новая политическая культура должна быть ориентирована не столько на государство, сколько на гражданское общество, а поэтому ее важнейшими параметрами должны быть плюрализм и толерантность. Таким образом, носителем новой политической культуры может стать новое поколение, но при условии, что оно будет формироваться в соответствующих условиях. Необходимо также сформировать гражданское общество. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.

Билет № 7.
1. Институты государственной власти на примере современной Российской Федерации.

Государство - центральный институт политической власти. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

ФС представляет законодательную власть (отвечает за разработку и принятие законов), имеет биполярную структуру. Включает в себя верхнюю палату – СФ и нижнюю – ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (претворение принятых законов на практике). В его состав входят председатель правительства, зам. Председателя и федеральные министры. Суды РФ осуществляют судебную власть (правосудие) путём судопроизводства, а так же выступают арбитром по разрешению споров между законодательной и исполнительной ветвями власти.

 

2. Общественные организации как институты политической жизни.

На современном этапе можно выделить две наиболее распространенные формы объединений: общественные движения и общественные организации, Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее. Для общественной организации также характерны такие черты, как массовость, добровольность, интерес (побудительный мотив к объединению). В отличие от общественного движения она представляет собой стабильное централизованное образование, имеющее устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. Все это делает общественные организации устойчивыми и располагающими большими возможностями для решения социальных проблем.

Особую роль в общественно-политической жизни играют лоббистские организации. Политическую окраску термин "лоббирование" приобрел во второй половине XIX в. в США, когда под ним стали понимать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В политический лексикон других стран он вошел в ХХ в. Под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отдельными социальными и политическими силами своих интересов в органах государственной власти.

Лоббистские группы возникают, как правило, в том случае, когда в организации или движении начинает доминировать частный интерес, не совпадающий с обще социальным. Организации такого рода не афишируют свою деятельность, информация либо строго дозирована, либо вовсе отсутствует. Они создаются при высших государственных органах в виде различных комитетов, комиссий, советов, бюро, через которые и влияют на принятие политических решений. Способы политического давления самые различные: подкуп, угрозы, саботаж, террор, целенаправленное формирование общественного мнения и др.

Влиятельными общественно-политическими объединениями являются такие союзы предпринимателей, как Британская конфедерация промышленности, Американская национальная ассоциация промышленников, Российская ассоциация директоров предприятий и др. Их роль в политике определяется финансовыми возможностями, позволяющими субсидировать избирательные кампании, оказывать определенные услуги, а то и просто подкупать правительственных чиновников и депутатов. Союзы предпринимателей влияют на государственные решения по финансированию тех или иных проектов, предоставлению налоговых льгот и т.д.

Билет № 8.

Типология государства: формы государственного правления.

Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Монархия (от греч. monarhia - единовластие, единодержавие) - это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются:

 

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);

 

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

 

- юридическая безответственность монарха
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

 

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

 

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

 

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

 

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;

 

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

 

- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

 

Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Сущность политической жизни.

 

Республика

 

Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

 

Общими признаками республиканской формы правления являются:

 

- существование единоличного или коллегиального главы государства;

 

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

 

- осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

 

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

 

- обязательность решений верховной государственной власти.

Сущность полит. Жизни

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях. Под функциями понимаются действия, направленные на обеспечение жизнедеятельности системы. Какие же функции в обществе выполняет политическая система?

 

В отечественной литературе чаще всего называются следующие:

 

· определение главных целей и задач общества, от достижения которых зависит эффективность деятельности и жизнеспособности всего общества;

 

· мобилизация сил и средств на достижение поставленных целей и задач;

 

· интеграция всех элементов системы и общества в единое целое с целью дальнейшего развития;

 

· выработка правовых норм, законоположений для вновь создаваемых общественных институтов власти или процессов (Основы политологии.- Вып. 1.- Пермь, 1992.-С.57).

 

Выделение перечисленных функций вполне правомерно. Вместе с тем можно предложить несколько уточненный перечень функций политической системы. На наш взгляд, политическая система выполняет следующие основные функции.


Билет № 9.

Роль информационных технологий и СМИ в политике.

Средства массовой информации (СМИ) выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных ее ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя также материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили людей рассматривать себя частью более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.

 

Началом ’’эры телевидения” в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы все более растущее признание и применение получают во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас, в России.

Г. Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); ’’редактирование” (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры. Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию по политизации общества и политическому просвещению широких слоев населения

Средства массовой информации - важнейшие инструменты реализации политического процесса.

Типология государства: формы территориального устройства.


Форма территориального устройства – это административно - территориальное строение государства, которое раскрывает характервзаимоотношений между его составными частями, между центральными и местнымиорганами государственной власти.

Унитарное государство – это простое государство, части которогоявляются административно-территориальными единицами и не обладают признакамигосударственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти(Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т. д.).

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы(Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Билет № 10.

Патриотическая политическая идеология.


Мучительные попытки России самоидентифицироваться в окружающем (зачастую враждебном) мире, выстроить новую модель российской государственности, опираясь на мощный культурно-цивилизационный фундамент, заставили современных политиков, исследователей и публицистов обратиться к теме патриотизма.
Типы политической власти.

Необходимость выработки единой патриотической идеологии, на наш взгляд, ни в коей мере не противоречит статье 13 Конституции Российской Федерации об идеологическом многообразии в России и невозможности признания одной идеологии в качестве государственной3, ибо, как явствует из содержания Основного Закона страны, речь там идет о недопущении господства единой партийной идеологии. Что же касается будущей общероссийской патриотической концепции, она, как представляется, может и должна заполнить образовавшийся после распада СССР идеологический вакуум, сцементировав и объединив тем самым современное общество вокруг общезначимых для всех ценностей. Можно отметить два ключевых момента, без которых общероссийский патриотический концепт немыслим.

Момент первый. Формулировка патриотической идеологии невозможна без понимания сущности патриотизма. Исходя из этого, одной из важнейших проблем исследования является соотношение патриотизма с такими сопряженными с ним явлениями общественного сознания, какими выступают национализм, шовинизм, интернационализм и космополитизм.

Типы Политической власти
Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

 

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

 

Основные элементы легальной власти:

 

1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

 

2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

 

3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.

 

4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

 

5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

[править]

Иррациональная власть

 

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

[править]

Разновидности власти

[править]

Традиционная власть

 

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

 

Положительные черты:

меньше затрат на управление

чувство общности среди людей

устойчивость перед внешними потрясениями

 

Отрицательные черты

слабая восприимчивость к новому

неповоротливость государственного аппарата

постепенное накопление внутренних противоречий

возможна экономическая стагнация

[править]

Экономическая власть

 

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,"хозяйствования". Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

[править]

Харизматическая власть

 

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

 

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

 

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

 

Механизмы передачи харизматической власти:

Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».

Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).

Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.

 

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)

недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

[править]

Фобократия

 

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Билет № 11.
Коммунистическая и социал-демократическая политические идеологии.

1По своему характеру - это леворадикальная идеология. Коммунизм в его марксистской версии, подчеркивая непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом «буржуазной государственной машины» и с установлением диктатуры пролетариата.

 

Наиболее исторически близкая к современности и распространенная в современном мире разновидность коммунизма - марксизм - ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В. И. Ленина. Основу этого учения составляют идеи классического марксизма, а также отсутствовавшая у Маркса идея о «партии нового типа» как жестко централизованной и дисциплинированной организации, целью которой является форсированное переустройство общества.

 

В качестве двух основных и антагонистичных друг другу направлений марксизма - ленинизма обычно рассматривают троцкизм и сталинизм.

 

Троцкизм - идеологическая доктрина Л. Д. Троцкого. Сущность его теории может быть сведена к следующим положениям: ставка на осуществление мировой революции, в качестве «кузницы» и «экспортера» которой в другие страны должна выступать Советская Россия; реализация стратегии «перманентной революции», предусматривающей тотальное переустройство всего уклада жизни общества до полного исчезновения из него всех «буржуазных элементов»; теория «первоначального социалистического накопления», призванного обеспечить форсированный рост промышленности за счет (экспроприации) ограбления государством крестьянства.

 

Сталинизм – идеологическая доктрина и политическая практика, реализовавшаяся в эпоху правления И. В. Сталина. Основные принципы сталинизма - отказ от идеи «мировой революции» и ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране», программа и практика форсированного осуществления индустриальной революции и коллективизации на селе, учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, технократический бюрократизм и идеология державности, тесно связанная с великорусским патриотизмом.

 

Политическая практика и опыт «социалистического строительства» по марксистской модели выявили целый ряд недостатков социально-экономического и социально-политического учения К. Маркса:

 

1. Недооценка естественного неравенства людей как условия динамичного развития, которое, в свою очередь ведет не к упрощению социально экономических отношений, а к появлению разнообразных социальных интересов, к возникновению новых форм разделения труда.

 

2. Монизм - т. е. стремление преодолеть экономическое, политическое и духовное многообразие в общественной жизни, очевидно тормозящее его естественное развитие.

 

3. Пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: