СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.




ЗАНЯТИЕ № 1

ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ.

Вопросы:

1. Предмет и задачи словообразования. Морфемика и деривация.

2. Типы основ: по функции (основа словоформы/ основа слова); по структуре (членимая /нечленимая, простая/сложная, прерывистая/непрерывная); производная/непроизводная.

3. Морфема. Основные признаки морфемы.

4. Единицы морфемики. Морф. Субморф.

5. Свободный и связанный корень.

6. Классификация аффиксов:

7. а) по характеру формального выражения;

8. б) по расположению относительно корня;

9. в) по функции.

Практическая часть

1. Выделите основу и окончание в словах. Охарактеризуйте основу: учитель, пароход, где-то, шестидесяти, вдали, лисий.

2. Выделите корень в словах. Отметьте исторические чередования звуков.

Купить-покупка-купленный; ловить-ловля; носить-нести-занашивать; ходить-хаживать-хождение; мыть-мою-мойка; начать-начну-начинать, бить-бойня-бей.

3. Запишите слова в два столбика: а) со свободным корнем; б) со связанным корнем.

Сельский, пловец, радоваться, надеть, пастух, робкий, космос, пробежка, добавка.

3. Выделите аффиксы в словах, определите их функцию (словообразующая, формообразующая, синкретичная, слабый), докажите:

Развитие, выписать, перекрыв, носильщик, принеси, осмелеть, смелее.

Образец: Студентка

К– словообразующий суффикс, так как образует слово от производящего слова студент.

Читал

Л – формообразующий суффикс, т.к. образует форму прошедшего времени от глагола читать.

Убежать

у – синкретичная приставка, т.к. образует слово с новым лексическим значением от глагола бежать, сообщает новое грамматическое значение совершенного вида.

А – слабый суффикс, значения не имеет (выполняет только основообразующую роль)

4. Выделите аффиксы, охарактеризуйте их с точки зрения употребительности:

Тракторист, почтамт, осинник, патронташ, утешительный, козел, прибежать.

5. Выполните морфемный анализ слов.

Чистильщик, болезненный, наводнение, безволие, по-зимнему.

Образец:

Фокус-ник, литератур-н-ый, реш-енн-ый, во-ин-ск-ий.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2

ДЕРИВАЦИЯ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Вопросы:

1. Понятие о производном слове. Признаки производного слова.

2. Производное и производящее слово, словообразовательная пара. Словообразовательное значение. Словообразовательный тип.

3. Словообразовательная цепочка.

4. Словообразовательная парадигма.

5. Словообразовательное гнездо.

Практическая часть:

1. Определите, какое из слов является производным и какое производящим. Докажите.

Бронза–бронзовый, плавание–плавать, зеленый–зелень, новизна–новый, плавить–плавка.

2. Определите, какие словоформы являются производящей базой для данных слов. Укажите словообразовательную структуру слов:

знаток, алгебраический, ничегошеньки, удочерить, краснеть, фигурист, перешить.

Образец:

Крепч-а-ть ← крепче

4. Составьте словообразовательный квадрат, укажите словообразовательное значение:

перебежчик, скупиться, обострение, неглупый.

Образец:

мягкость ← мягкий

верность ← верный

СЗ: отвлеченное значение признака, названного мотивирующим словом

писатель← писать

душитель ← душить

СЗ: лицо, совершающее действие, названное мотивирующим словом.

5. Восстановите словообразовательную цепочку: вечность, небережливый, остолбенеть.

Образец:

Пережива-ниj-е ← пережи-ва-ть ← пере-жить ← жить

6. От данных слов образуйте словообразовательную парадигму:

теплый, дарить.

Образец:

  глух-от-а
  на-глух-о
глухой → глох-ну-ть
  глуш-и-ть

 

 

ЗАНЯТИЕ № 3

СПОСОБЫСЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Вопросы:

1. Синхронный и диахронный аспекты русского словообразования. Понятие о способе словообразования.

2. Неморфологические способы русского словообразования

3. Морфологические способы словообразования.

5. Морфонологические явления, сопровождающие словообразование.

 

Практическая часть:

1. Определите, каким способом образованы слова: ученый (сущ.), чайник, чайная (посуда), (зайти) в чайную, учащийся (1 класса), блестящий (ответ), блестки, густолиственный, быстродействующий, быстроногий, густонаселенный, искусствовед.

2. Выполните словообразовательный анализ, сгруппируйте слова в соответствии со способом словообразования:

выставка, добежать, довесок, допрос, заживо, издатель, переругаться, повар, высь, попутный.

3. Определите, каким способом образованы сложные слова (выполните их словообразовательный анализ):

многозначность, научно-популярный, автоколонна, мышеловка, градостроительство, водопроводный, плащ-палатка.

4. Выполните словообразовательный анализ слова, учитывая синхронный и диахронный аспект: весной, по-новому, вприпрыжку.

Образец: снова (нар.) С синхронной т.зр. мотивируется прил. новый (преф-суф. способ): снова ← новый. С диахрон. т.зр. – образовано путем перехода краткого прилаг.в форме род.п. ед.ч. (нов-нова) с предлогом «с», то есть неморфемным способом.

 


МАТЕРИАЛЫДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ЭТИ НЕПОСЛУШНЫЕ СУФФИКСЫ: СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫМОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

Крылова Мария Николаевна

 

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 23.09.2018).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом- н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а- нн - ая. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр- ее (добр- ей), тонь- ше, выш- е, добр- ейш -ий, тонч- айш -ий, глубоч- айше, покорн- ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег- ущ -ий, гон- им -ый, уста- вш -ий, обиж- енн -ый, обиде- в, разбира- я.

3. Суффикс прошедшего времени - л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде- л, нес (нулевой).

4. Суффикс повелительного наклонения - и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер- и, нес- и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, -j-, -ят-, -овj-. Например: чуд- ес -а, мат- ер -и, плем- ен -а, брать- j -я, кот- ят -а, сын- овь j ;

б) форма единственного числа: - ин -. Например: граждан- ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: