Государственные (министерские) гимназии ст. Баталпашинской в первой половине XX века.




Однажды известный учёный, профессор и филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв, говоря о пользе образования для человечества, сказал следующее: «Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться комьютерными, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающим за всё, что будет создаваться. Учение – вот сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные...».

Эти слова были произнесены в далёком 1985 году и стали пророческими.

Образованием молодого поколения сегодня занимаются в образовательных учреждениях: школах, училищах, университетах и других учебных заведениях. Однако, чтобы воспитать такого человека, о котором сказал Д. С. Лихачёв, необходим правильный подход в самой системе образования. С этой целью сегодня все больше преподавателей обращаются к историческому прошлому, к образовательной системе, которая существовала в Российской империи до Революции 1917 года, а также в советский период, чтобы почерпнуть всё то лучшее, чего сегодня не хватает в современной образовательной системе. Но, чтобы иметь представление о самой системе образования, которая имело место быть в прошлом, необходимо изучать свою историю, обращаться к источникам – архивам.

В данной статье впервые представлены архивные сведения о мужской и женской гимназиях ст. Баталпашинской Кубанской области начала XX века (ныне города Черкесска), ранее не публиковавшиеся, а также редкие фотографии из архивов. Хочется надеяться, что статья станет первым шагом к тому, чтобы молодые исследователи, учащиеся общеобразовательных учреждений города Черкесска, обратившись к источникам, указанным в статье, в своих рефератах, сочинениях и иных научных публикациях, в дальнейшем предприняли попытку изучить подробно биографии преподавателей гимназий, немало потрудившихся над развитием образования в станице, и также изучили и саму систему образования на территории ст. Баталпашинской в дореволюционный период, которая, несомненно, будет интересна как педагогам и учащимся, так и широкому кругу читателей, и сможет поспособствовать формированию и воспитанию личности человека.

Впервые мужская и женская государственные (министерские) гимназии, действовавшие на тот момент в ст. Баталпашинской, упоминаются в Кубанских календарях за 1915 и 1916 гг.

В Кубанских календарях за указанный период отмечается, что заведующим мужской гимназии значился Георгий Михайлович Кесаев, законоучителями – священники Виктор Голубинский и Василий Никольский, преподавателями русского языка – К. А. Козлов и А. Д. Жарихин, математики и физики – Ф.О. Ботнер и В.Д. Леквинадзе, природоведения и географии – М.Т. Собиев, истории – Н.В. Карпинский и Ф.Ф. Кузнецов, латинского языка – А. Н. Лебедев и А.Д. Лисовский, французского языка – З.В. Голяховская и Ц.С. Мясникова, немецкого языка – Э. Р. Кенке, приготовительных классов – Р.Г. Куатов.

Начальницей женской гимназии была Анна Ивановна Шевченко, председателем педагогического совета – Г.М. Кесаев, законоучителем – священник Виктор Голубинский, преподавателями русского языка – З.И. Кесаева, В. И. Капралова, Ботина (инициалы не указаны – прим.авт.), преподавателями физики, естественной истории и географии – Н.П. Тутова, преподавателями математики – М.А. Зеленская, А. И. Безродная, преподавателями французского языка – З.И. Голяховская, А.И. Шевченко, преподавателем истории – Ф. В. Кузнецов, преподавателем приготовительных классов – М. А. Матвеева, преподавателем рукоделия – А.П. Ершова, преподавателем рисования – А.Е. Кручёных, воспитательницами – А. П. Ершова и Н.Г. Зеленская.

В составе документов архивных фондов: «Дирекция народных училищ Кубанской области Министерства народного просвещения» и «Смотритель училищ в войске Черноморском Дирекции училищ Кавказской области и коллекция документов Попечителя Кавказского учебного округа» имеются сведения об упомянутых в Кубанских календарях директорах, законоучителях и преподавателях Баталпашинских гимназий, отложившиеся в личных делах и послужных списках указанных лиц.

Приведём некоторые биографические сведения о заведующих и преподавателях мужской и женской гимназий.

В послужном списке Георгия Михайловича Кесаева, составленном 2 января 1914 года имеются сведения о том, что он родился 1 сентября 1880 года, являлся сыном жителя селения Вольно-Христианского (ныне город Дигора, входит в состав республики Северной Осетии-Алании – прим. авт.), вероисповедания православного. Образование получил в Императорском Московском университете, где «по выдержании в октябре, ноябре и декабре месяцах 1906 года испытаний в Историко-филологической испытательной комиссии 16 декабря 1906 года, удостоен диплома первой степени, от 21 августа 1907 года».

Предложением Попечителя Кавказского учебного округа от 19 августа 1913 года за № 19703 назначен преподавателем Баталпашинской женской гимназии с 19 августа 1913 года с возложением на него обязанностей Председателя Педагогического Совета той же гимназии.

Приказом по Кавказскому учебному округу от 4 февраля 1915 года за № 3024 награждён орденом Св. Станислава 3-й степени.

Семейное положение: был женат на дочери священника Зинаиде Ивановне Заозёрской. В составе семьи Кесаевых упоминается сын Игорь, 1913 года рождения.

3 ноября 1915 года секретарь Попечительского Совета и законоучитель Баталпашинской мужской гимназии, священник Василий Карпинский, сообщал Попечителю Кавказского учебного округа о протокольном постановлении Попечительского Совета гимназии от 2 ноября 1915 года под № 7, согласно которому Совет, после обсуждения предложения Попечителя Кавказского учебного округа за № 25624, единогласно постановил: «Принимая во внимание деятельность бывшего заведующего Частной Мужской Гимназии общества «Образование» Г.М. Кесаева и его деятельность по организации Правительственной Мужской Гимназии, считаясь с тем, что Г.М. Кесаев знаком со всеми нуждами нашего края, просить Его Превосходительство господина Начальника Кавказского учебного округа утвердить Георгия Михайловича Кесаева, временно исполняющего обязанности директора, в должности Директора Баталпашинской Мужской Гимназии с 1 июля 1915 года».

Приказом по управлению Наместника Его Императорского Величества на Кавказе от 24 ноября 1915 года под № 22, бывший заведующий частной мужской гимназией общества «Образование» ст. Баталпашинской Кубанской области, Георгий Михайлович Кесаев, утверждён в должности директора открывшейся Правительственной мужской гимназии ст. Баталпашинской с 1 июля 1915 года.

Высокая квалифицированность и уровень профессионализма преподавателей – одно из интересных страниц в истории Баталпашинских гимназий, ведь именно полученные ими знания и навыки в известных университетах Российской империи позволяли быстрыми темпами вести борьбу с безграмотностью среди местного населения. В 1912 г. в Баталпашинском училище были открыты педагогические курсы, которые также способствовали повышению квалификации учителей, о чём свидетельствуют сохранившиеся фотографии выпускников 1912 и 1913 годов.


Выпуск Баталпашинских педагогических курсов, 1913 г.

Преподаватель истории Баталпашинской мужской гимназии – Николай Карпинский, также окончил курс на историко-филологическом отделении Императорского Харьковского университета (университет относится к числу двенадцати Императорских университетов Российской империи – прим. авт.).От 1 августа 1915 года, в соответствии с распоряжением Попечителя Кавказского учебного округа, а также согласно избранию попечительского Совета от 1 июля 1915 года, он был допущен к преподаванию истории. До 1915 года в 1913-1914 гг. Николай Карпинский также занимал должность преподавателя истории в частной Баталпашинской гимназии общества «Образование». Из сообщения правителя канцелярии Попечителя Кавказского учебного округа в департамент общих дел от 23 февраля 1916 года известно также, что Н.В. Карпинский раннее до своего прихода в ст. Баталпашинскую был откомандирован в г. Тифлис для изучения восточных языков. За время службы в частной гимназии Н.В. Карпинский показал себя преподавателем, знающим свой предмет и аккуратно исполняющим возложенные на него обязанности.

Ещё одним высококвалифицированным преподавателем ст. Баталпашинской был Андрей Данилович Жарихин.

В личном деле А.Д. Жарихина имеются данные о том, что 15 августа 1919 года он был назначен исполняющим должность Баталпашинской мужской гимназии.

В послужном списке Андрея Даниловича Жарихина указано, что он родился в 1888 году в ст. Баталпашинской, вероисповедания православного. В 1913 году также как и Н. Карпинский обучался в Императорском Харьковском университете, который окончил в 1913 году. 1 сентября этого же года был допущен к преподаванию русского языка Баталпашинской женской гимназии. 16 октября 1914 года утверждён в звании учителя средних учебных заведений по русскому языку и в занимаемой должности. 20 августа 1915 года, распоряжением Попечителя Кавказского Учебного Округа за № 19216 допущен к преподаванию в Баталпашинскую мужскую гимназию с 1 июля 1915 года. 20 марта 1916 года утверждён в занимаемой должности.

Что касается женской гимназии ст. Баталпашинской, то среди преподавателей также были выпускники известных учебных заведений Российской империи, среди них и сама начальница Анна Ивановна Шевченко.

В личном деле Анны Ивановны Шевченко (в девичестве Свидиной), выпускницы Петроградского Александровского института, бывшей учительницы французского языка Баталпашинской женской гимназии, имеются данные о том, что 10 ноября 1915 года она была утверждена в должности начальницы Баталпашинской женской гимназии, согласно избранию Попечительского Совета, в то время, как бывшая до неё начальницей гимназии Ольга Заозёрская, была уволена от службы согласно прошению, в соответствии с приказом по Управлению Наместника Его Императорского Величества на Кавказе от 10 ноября 1915 года.

Немалую роль в воспитании подрастающего поколения сыграли и законоучители, которые преподавали Закон Божий в гимназиях и училищах станицы Баталпашинской. Ведь именно через изучение основ православия в сознании учащихся формировалось правильное отношение к своему ближнему, уважительное отношение к старшим, элементы нравственности – любовь, ответственность, честность, верность, милосердие, гуманизм и др. Преподавание способствовало и повышению патриотических качеств, любви к своей Родине, дисциплины в классе.

Должность законоучителя в гимназиях занимали священники Николаевского собора, впоследствии разрушенного в годы гонений на Церковь в 1934 году: Василий Иоаннович Никольский, Виктор Георгиевич Голубинский, Василий Михайлович Миловидов, Павел Никифорович Забродский.

 

 

Священнослужители Никольского собора среди гимназистов ст. Баталпашинской

Священник Василий Никольский родился 12 апреля 1890 г. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. В 1910 г. педагогическим собранием Семинарского правления причислен ко II разряду и с 1 сентября 1913 г. допущен к преподаванию в Баталпашинской женской гимназии. С 1 августа 1910 г. состоял законоучителем частной мужской гимназии. Распоряжением Попечителя Кавказского учебного округа от 21 сентября 1915 г. был утверждён в должности законоучителя Баталпашинской мужской гимназии.

Священник Виктор Голубинский родился 1 апреля 1882 г. Окончил Ставропольскую духовную семинарию по II разряду в 1904 г. Был рукоположен в священный сан, затем совершал служение во многих храмах Ставропольской губернии. С 21 августа 1915 г. – священник Баталпашинского Николаевского собора. С 1 сентября 1915 г. – преподаватель Закона Божья во всех классах Баталпашинской женской гимназии. С 1 декабря 1915 г. – временный председатель Баталпашинского отделения Ставропольского училищного Совета.

Также должность законоучителя в одной из гимназий занимал и священник Николаевского собора – Василий Михайлович Миловидов. Он родился в 1887 г. в городе Одоево Тульской губернии. Окончил Тульскую духовную семинарию и был направлен на Северный Кавказ.

Священнослужители Никольского собора среди гимназистов ст. Баталпашинской

Сохранившиеся архивные данные упоминают и о священнике собора Павле Никифоровиче Забродском, который с 1897-1914 гг. был народным учителем в ст. Баталпашинской. В 1914 г. стал священником. 19 марта 1919 г. скоропостижно скончался.

Преподавательскую деятельность осуществлял и настоятель Покровской церкви ст. Баталпашинской – священник Лев Ермолаевич Тернов. Он родился в 1887 г. в Могилёвской губернии в селе Горы. Окончил Могилёвскую духовную семинарию. Был законоучителем в станицах Убеженской и Казанской Кубанской области. 13 сентября 1913 г. назначен на должность законоучителя двуклассного училища ст. Баталпашинской.

Приход Покровской церкви, 1913 г. В центре – протоиерей Лев Тернов

23 января 1917 года Церковь была отделена от государства, а школа от Церкви. Преподавание основ религии во всех учебных заведениях запрещалось. Церковь стала рассматриваться как контрреволюционная организация. Бывшие законоучители подверглись преследованиям. Священники Василий Никольский и Виктор Голубинский были лишены избирательных прав, а священники Василий Миловидов и Лев Тернов подвергнуты репрессиям. Василий Миловидов получил 5 лет лагерей и отправлен в ссылку в 1931 г. в Пятигорск, а Лев Тернов приговорён к расстрелу в 1938 г. в Краснодаре. В 1889 году священники были реабилитированы.

Таким образом, преподаватели мужской и женской гимназий ст. Баталпашинской сыграли большую роль в искоренении безграмотности, в формировании образованности среди подрастающего поколения. Имея уже некоторые представления о высокой образованности преподавательского состава можно сказать, что это были высоко профессиональные педагоги, сила учения которых заключалась не только в умении донести до учащегося ту или иную информацию, но и в примере их собственной жизни показать каким должен быть человек. Сегодня опыт образовательной дореволюционной системы может также оказать существенную помощь в гармоничном развитии подрастающего поколения. Ведь очень много возникает дискуссий о том, какое образование лучше – дистанционное или традиционное, а также о том, нужно ли преподавать в школе религию в качестве культурологического предмета, нужно ли человеку иметь непосредственное общение с педагогом, взирая на его пример жизни или достаточно получить навыки в онлайн режиме и многое другое. Без сравнений подхода к образованию, который был в дореволюционный и советский периоды, а также существует сейчас – это сделать сложно. Поэтому данная статья в каком-то смысле подталкивает человека обратиться к истории образования в нашей стране и сделать правильный выбор для себя и своего ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Архив УФСБ России по КЧР. Фонд 7. Дело 18366-П.

2. Архив УФСБ России по Краснодарскому краю. Дело П-31098.

3. Государственный архив Российской Федерации. Фонд Р-5263. Опись 1. Дело 163.

4. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (далее ГА КЧР). Фонд 66/6. Опись 2. Дело 665.

5. ГА КЧР. Фонд Р-6. Опись 2. Дело 427.

6. ГА КЧР. Фонд Р-6. Опись 2. Дело 232.

7. Государственный Архив Краснодарского края (далее ГАКК) Ф. 470. Оп. 1. Д. 2720. Д. 1219.

8. ГАКК. Ф. 427. Оп. 2. Д. 725. Д. 726. Д. 711. Д.1776. Д. 376. Д. 1133.

9. ГАКК. Кубанский календарь на 1915 г.

10. ГАКК. Кубанский календарь на 1916 г.

11. Лихачёв Д.С. Письма о добром. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ,1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: