Общая характеристика предприятия. Строительство Минского тракторного завода было начато на основании Постановления




 

Строительство Минского тракторного завода было начато на основании Постановления Совета Министров СССР №1142 от 29 мая 1946 года. Первая продукция была выпущена в 1948 году - это был пусковой двигатель ПД-10, а в 1950 - двигатель Д-35. С августа 1951 г. завод перешел на выпуск трелевочных тракторов КТ-12. Совершенствуя трактор КТ-12, конструкторы завода создали его модификацию ТДТ-40 и с 1956 г. начался их выпуск.

Первый колесный трактор «Беларусь» МТЗ-2 сошел с конвейера 14 октября 1953 года. В настоящее время республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод» является крупнейшим предприятием в мире по выпуску колесных тракторов, осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. Продукция предприятия представлена 62-мя моделями тракторов и машин с разнообразными мощностными характеристиками/

МТЗ изготавливает:

универсально-пропашные тракторы, для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных и транспортных работ;

малогабаритные тракторы для обеспечения механизации работ в индивидуальных хозяйствах;

тракторы общего назначения высокой мощности; широкий ассортимент машин специального назначения: для заготовки и ухода за лесом, погрузчики, машины для коммунального хозяйства, для работ в шахтах и др.;

чугунное, стальное, точное стальное литье, поковки для поставок по кооперации возвратной и невозвратной; инструмент, для внутреннего использования и реализации на сторону;

специализированные станки и не стандартизированное оборудование, для собственного применения; запчасти для производимой техники;

товары народного потребления.

Широкая номенклатура выпускаемой предприятием продукции характеризуется также наличием огромного числа предприятий-смежников, осуществляющих поставку комплектующих изделий, материалов и сырья. Снабжением расходными материалами, сырьем и покупными комплектующими изделиями на ОАО «Минский тракторный завод» занимается отдел внешней кооперации (ОВК) и отдел материально-технического снабжения (ОМТС). Для обеспечения потребности сборочных конвейеров и участков комплектующими изделиями ОВК имеет производственные связи более чем с 200 поставщиками по закупке более 1500 наименований комплектующих изделий. Проблема своевременного обеспечения производства материальными ресурсами и комплектующими является одной самых острых и трудных для ОАО «Минский тракторный завод» из-за ограниченности, главным образом, денежных средств.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия за период 2011-2013 гг. представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 ― Структура прибыли ОАО «МТЗ» за 2011-2013 гг.

Показатель       Темп роста, %
        2012 к 2011 2013 к 2012
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб.       107,83 136,07
2. Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, услуг       180,95 136,05
3. Выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов и сборов (стр.1-стр.2), млрд. руб.       99,15 136,07
4. Себестоимость реализованной продукции, млрд. руб.       96,37 134,68
5.Рентабельность реализованной продукции, 21,23 24,73 26,02 116,49 105,18
6. Прибыль от реализации (стр. 3 - стр. 4), млрд. руб.       112,26 141,67
7. Прибыль от операционных доходов и расходов, млрд. руб.       50,00 0,00
8. Прибыль от внереализационных доходов и расходов, млрд. руб. -200 -71 -90 35,50 126,76
9. Прибыль за отчетный период, млрд. руб. (стр. 5 + стр.6 + стр.7)       248,21 144,96
10. Налоги, сборы, платежи из прибыли, млрд. руб.       114,63 140,43
11.Средняя заработная плата, тыс. руб.       290,91 140,63
12. Нераспределенная (чистая) прибыль (стр.8 - стр.9), млрд. руб.       613,33 147,28

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Как показывают данные табл. 2.1, предприятие в отчетном периоде достигло высоких результатов. В 2013 г. на 633 млрд. руб. или на 36,1 % выросла выручка нетто от реализации. Себестоимость выросла в 2013 г. на 488 млрд. руб. или на 34,7 %. Темп роста выручки превысил темп роста себестоимости на 1,4%, что оказало влияние на рост прибыли. Прибыль от реализации в 2013 г. увеличилась и составила 493 млрд.руб., что на 145 млрд.руб. (или на 41,7%) больше, чем в 2012 г., и на 120 млрд.руб. (или на 32,2%) больше, чем планировалось.

Сумма прибыли за отчетный период (прибыли до налогообложения) составила 403 млрд.руб., что на 125 млрд.руб. больше по сравнению с прошлым годом (или на 45%). На формирование данного показателя по сравнению с прошлым годом оказали влияние следующие факторы:

- рост прибыли от реализации продукции - на 145 млрд.руб.;

- уменьшение результата по операционным доходам и расходам - на 1 млрд.руб.;

- увеличение отрицательного результата по внереализационным доходам и расходам - на 19 млрд.руб.

- В структуре прибыли за 2013 г. ОАО «МТЗ» произошли следующие изменения:

- удельный вес прибыли от реализации продукции, работ, услуг уменьшился на 2,8% (с 25,1% в прошлом периоде до 22,3% в отчетном);

- удельный вес результата по операционным доходам и расходам уменьшился на 0,4%;

- удельный вес результата по внереализационным доходам и расходам увеличился на 3,2%.

Доля чистой прибыли в прибыли отчетного периода (прибыли до налогообложения) по сравнению с прошлым годом возросла на 1,1%. Это связано с соответствующим сокращением доли налогов и платежей из прибыли в 2012 г. Рентабельность является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия и характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Рентабельность реализованной продукции рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Рентабельность реализованной продукции в ОАО «МТЗ» в 2012 г. составила 26,1% (493 млрд.р. / 1895 млрд.р. х 100%); в 2011 г. - 24,8% (348 млрд.р. / 1407 млрд.р. х 100%), то есть получение прибыли на единицу затрат возросло на 1,3% по сравнению с предыдущим годом. Рост прибыли на предприятии за отчетный год обеспечен за счет: роста объема производства на 414,2 млрд.руб. (1801,4 млрд.р. - 1387,2 млрд.р.), снижения затрат на 1 рубль реализованной продукции; изменения номенклатуры произведенной продукции.

Итак, производство и реализация продукции является единственным источником прибыли на предприятии. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих разных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: