Задания, упражнения, игры, направленные
На развитие мышления
Игры и задачи со спичками
«Пять квадратов»
От данных квадратов из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата (рис.1).
«Шесть квадратов»
17 спичек составляют 6 одинаковых (в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратов. Снимите 5 спичек так, чтобы осталось 3 таких же квадрата (рис.2).
«Еще шесть квадратов»
Из 18 спичек, составляющих 6 данных квадратов, снимите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата (рис.3).
Рис.1 Рис.2 Рис.3
«Дом»
Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички (рис.4).
Рис.4
«Спираль»
Из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль. Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 3 квадрата (рис.5).
Рис.5
«Стрела»
Переложите 8 спичек в этой стреле так, чтобы получилось 8 равных треугольников (рис.6).
Рис.6
«Лабиринты»
Задания на прохождение лабиринтов разной ложности помогают развить у ребенка наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю. Примеры лабиринтов приведены на рисунках 7, 8, 9.
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Упражнение «Продолжи узор»
Ребенку дается следующая инструкция: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половинку не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая». Сначала даются несложные узоры, по мере усвоения выполнения простых узоров их сложность увеличивается.
Кот Коврик
Рис.10
Упражнение «Найди закономерность»
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и заполнить пустую клетку, не нарушая закономерности.
Рис.11
|
Логические загадки и задачи
1. Крестьянину нужно перевести через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
2. Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?
3. Саша съел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
4. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
5. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь) Два отца и два сына
Нашли три апельсина и разделили поровну.
Каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец, сын)
Кто носит шляпку на ноге? (Гриб)
Что делает сторож, у которого на шапке сидит воробей? (Спит)
Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Упражнение «Найди общее слово»
Ребенку предлагается ряд слов, после чего задается вопрос: «Каким общим словом можно назвать эти слова?»
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь
Упражнение «Подбери слова»
1) Ребенок должен подобрать как можно больше слов, которые можно отнести к группе животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и так далее).
|
2) Другой вариант этого же задания.
Нужно соединить стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекомые
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба
Игра с двумя обручами
Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей.
Затем сообщается правило для классификации: «Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии – все угольные».
Рис.12