по ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Национальный стандарт
«Руководство по проектному менеджменту».
Проектный менеджмент осуществляется посредством реализации процессов. Процессы проектного менеджмента классифицируются по управленческим группам (инициирование, планирование, исполнение, контроль, завершение) и по предметным группам:
1 интеграция,
2 заинтересованные стороны,
3 содержание,
4 ресурсы,
5 сроки,
6 стоимость,
7 риски,
8 качество,
9 закупки,
10 коммуникации.
Каждая управленческая группа содержит процессы, которые могут относиться к любому проекту или фазе проекта.
Рисунок – Взаимодействие между управленческими группами процессов
Связь между группами показана в таблице.
Таблица – Классификация процессов проектного менеджмента по управленческим и предметным группам.
Предметная группа | Управленческая группа | ||||
инициирование | планирование | исполнение | контроль | завершение | |
1 Интеграция | разработка устава проекта | разработка планов проекта | руководство проектной деятельностью | контроль проектной деятельности, контроль изменений | завершение проекта или фазы, сохранение накопленного опыта |
2 Заинтересованные стороны | определение состава заинтересованных лиц | руководство заинтересованными лицами | |||
3 Содержание | определение содержания проекта, определение структуры декомпозиции работ, определение работ/ операций | управление содержанием проекта | |||
4 Ресурсы | формирование команды проекта | оценка ресурсов проекта, определение организационной структуры проекта | развитие команды проекта | управление ресурсами проекта, управление командой проекта | |
5 Сроки | определение последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания | контроль расписания | |||
6 Стоимость | оценка затрат, составление бюджета | контроль затрат | |||
7 Риски | идентификация рисков, оценка рисков | реагирование на риски | управление рисками | ||
8 Качество | планирование качества | обеспечение качества | Контроль качества | ||
9 Закупки | планирование закупок | выбор поставщиков | управление контрактами | ||
10 Коммуникации | планирование коммуникаций | распространение информации | управление коммуникациями |
|
Каждая предметная группа включает процессы, применимые к любому проекту или фазе проекта.
Предметная группа процессов управления интеграцией включает процессы, необходимые для выявления, определения, комбинирования, объединения, координации, контроля и завершения различных процессов и работ, связанных с проектом.
Предметная группа процессов, связанных с заинтересованными лицами, включает процессы по выявлению всех заинтересованных лиц проекта и взаимодействию с ними, в т.ч. с куратором, заказчиком и другими.
Предметная группа процессов управления содержанием проекта включает процессы, обеспечивающие определение и включение в проект только тех работ и результатов, которые необходимы для успешного выполнения проекта.
Предметная группа процессов управления ресурсами проекта включает процессы, позволяющие обеспечить проект человеческими, материальными, инфраструктурными и иными ресурсами, достаточными для достижения поставленных целей.
|
Предметная группа процессов управления сроками проекта включает процессы, необходимые для создания календарного графика проекта, отслеживания его выполнения и обеспечения своевременного завершения.
Предметная группа процессов управления стоимостью проекта включает процессы формирования бюджета, отслеживания его выполнения и контроля затрат.
Предметная группа процессов управления рисками проекта включает процессы, необходимые для идентификации и управления угрозами и возможностями.
Предметная группа процессов управления качеством проекта включает процессы, необходимые для планирования и обеспечения и контроля качества.
Предметная группа процессов управления закупками проекта включает процессы, требуемые для планирования снабжения, приобретения и получения необходимых для завершения проекта продуктов, услуг или результатов, а также процессы управления взаимоотношениями с поставщиками.
Предметная группа процессов управления коммуникациями проекта включает процессы, необходимые для планирования и управления коммуникациями, а также для распространения информации, относящейся к проекту.
Каждый процесс может повторяться для корректировки выходных данных данного процесса.
Процессы проектного менеджмента.
1) Разработка устава проекта.
Для разработки устава (паспорта) проекта на входе необходимы: 1) техническое задание на проектные работы, 2) договор, 3) экономическое обоснование или документация предшествующих фаз жизненного цикла проекта.
|
2) Разработка планов проекта.
На начальных этапах план может быть достаточно укрупнённым, а затем постепенно доработан из общего описания содержания, бюджета, ресурсов, графиков и других показателей проекта в набор детальных пакетов проекта. Для разработки планов проекта необходимы: 1) устав (паспорт) проекта, 2) вспомогательные планы, 3) опыт предыдущих проектов, 4) экономическое обоснование, 5) утверждённые изменения.
3) Руководство проектной деятельностью.
4) Контроль проектной деятельности.
5) Контроль изменений.
6) Завершение проекта или фазы.
7) Сохранение накопленного опыта.
8) Определение состава заинтересованных лиц.
9) Руководство заинтересованными лицами проекта.
10) Определение содержания проекта.
11) Определение структуры декомпозиции работ (СДР, СРР, WBS).
12) Определение работ.
13) Управление содержанием проекта.
14) Формирование команды проекта.
15) Оценка ресурсов проекта.
16) Определение организационной структуры проекта.
17) Развитие команды проекта.
18) Управление ресурсами проекта.
19) Управление командой проекта.
20) Определение последовательности работ.
21) Оценка длительности работ.
22) Разработка расписания.
23) Контроль расписания.
24) Оценка затрат.
25) Составление бюджета.
26) Контроль затрат.
27) Идентификация рисков.
28) Оценка рисков.
29) Реагирование на риски.
30) Управление рисками.
31) Планирование качества.
32) Обеспечение качества.
33) Контроль качества.
34) Планирование закупок.
35) Выбор поставщиков.
36) Управление контрактами.
37) Планирование коммуникаций.
38) Распространение информации.
39) Управление коммуникациями.