Комплекс психологических игр и упражнений




Данный комплекс направлен на развитие сотрудничества дошкольников в коллективе, чувства принадлежности к нему, развитие коммуникабельности, восприятия, внимания, памяти, преодоление агрессивного и негативного состояния, развитие уверенности в своих способностях и умения полагаться на других, развитие доверительных отношений.

Название Цель Описание
  Рубка дров Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии и переключиться на активную деятельность Ход игры. Кто из вас видел, как рубят дрова? А кто сам хоть раз рубил дрова? А кто может показать, как это делается? Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через 2 минуты спросить у каждого ребенка, сколько он нарубил дров.
  Довольный – сердитый Помогает детям почувствовать и осознать, что они делают и чувствуют, когда они довольны и когда сердиты. Ход игры. Закрой глаза и задумайся о том, что ты делаешь, когда ты доволен. Представь, где ты находишься, кто находится рядом. Как ты чувствуешь себя в таких случаях? А теперь представь, что ты рассержен. Где ты? Что ты делаешь? Кто находится рядом? (по 20 сек.) Теперь подумай, в каком настроении ты бываешь чаще – в довольном или в сердитом. Далее выразить, показать с детьми оба этих настроения.
  Стряхни Стряхивание с себя негативного, ненужного и мешающего. Ход игры. Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать то же самое. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, заботы, дурные мысли – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Затем потрясите головой, можно при этом издавать какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.
  Тряпичная кукла и солдат Позволяет расслабиться в состоянии напряжения. Ход игры. Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так… (покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды.
  Поймай мышь Позволяет расслабиться в состоянии напряжения. Ход игры. Представьте себе, что вы прямо сейчас будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая или серо-коричневая домашняя мышка? Представьте себе маленького зверька с острой мордочкой, маленькими черными глазками и длинным хвостиком. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату. Когда поймаете свою мышку, аккуратно возьмите ее в руки и тихонько погладьте. А теперь попрощайтесь со своей мышкой, отпустите ее и проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, чтобы все они смогли выбежать наружу.
  Дотянись до звезд Потянуться физически и укрепить уверенность в своей способности достичь цели. Ход игры. Закрой глаза и сделай глубокий вдох. Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая напоминает тебе твою мечту. Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую корзинку. Затем можно повторить упражнение.
  Сорви яблоко Успокоить дух, расслабить тело и добавить бодрости. Ход игры. Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удается достать. Посмотрите на меня, я покажу, как их можно сорвать. Смотрите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочки и сделайте резкий вдох. Теперь сорвите яблоко, нагнитесь и положите его в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямьтесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, встав на носочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите второе яблоко. Теперь наклонитесь, положите яблоки в корзину и выдохните.
  Дирижер Восстановить энергию, вернуть бодрость и живость. Ход игры. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Но мы будем не просто слушать – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. (Включите музыку.) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к общей гармонии. Если хотите, можно закрыть глаза. Чувствуете, как вы сами наполняетесь жизненной силой? Вслушивайтесь в музыку и в такт ей двигайте руками, как будто дирижируете оркестром. Отлично! Вы можете гордиться тем, что у вас такие хорошие оркестры! Сейчас музыка кончиться. Откройте глаза и устройте для себя и своих оркестров бурные аплодисменты за превосходный концерт.
  Быстрые превращения Метод креативного движения – развитие фантазии и творческих способностей. Материалы: бодрая, желательно ускоряющаяся музыка. Ход игры. Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по залу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. Тогда я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Музыка звучит по 30 сек.) Превращения: Баба-Яга, робот, грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец.
  Скульптор Научиться выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой. Материалы: бодрая музыка (по желанию). Ход игры. Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я буду вам называть чувство, а ваша задача – изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все части тела.
  Путешествие на облаке Визуализация расслабление. Ход игры. Закрой глаза и сядь поудобнее. Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, … Слезь с облака и поблагодари его за волшебное путешествие. Посмотри, как оно медленно растает в воздухе. После окончания путешествия можно предложить детям нарисовать то место, которое они увидели, сидя на облаке.
  Круг силы Почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задания. Ход игры. Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха. Представь себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя мягким светом. Ты стоишь в кругу золотого света, он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, до самых кончиков пальцев. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным… Ты можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе.
  Браво! Сплочение группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения. Инструкция. Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов. (Поставьте стул в центр и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.) Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов? В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле участнику, они будут хлопать еще сильнее.
  Друг к дружке! Взаимодействие детей друг с другом. Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха. Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом: — Правая рука к правой руке! — Нос к носу! — Спина к спине! Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак: • Друг к дружке! • Ухо к уху! • Бедро к бедру! • Пятка к пятке! Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
  Клубочек Знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы. Ход игры. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
  Ласковое имя Формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство. Ход игры. Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок. Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя. Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»
  Передай игрушку по кругу Разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща. Ход игры. Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается. Вариант. Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5. Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.
  Животные Активизация группы, развитие слухового внимания. Ход игры. Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2-4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.
  Поварята Развитие внимания, групповой сплоченности. Ход игры. Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.
  Путаница Разогрев, сплочение группы, снижение напряженности. Ход игры. «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.
  Поменяйтесь местами Разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов, сплочение группы. Ход игры. Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.
  Разные, но похожие Разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания. Ход игры. Взрослый говорит: - Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т. д. По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
  Дракон кусает свой хвост Сплочение группы. Ход игры. Играющие дети, стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
  Обиженный зайчик Развитие умения сочувствовать и любить окружающих. Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.
  Смешное пианино Развитие умения сотрудничать, навыков эмпатии и самоконтроля. Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а. Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать. При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.
  Менялки игрушек Развитие у детей умения взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения. Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.
  Липучки Развитие коммуникативных навыков. Ход игры. Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
  Рисуем всей группой Развитие сотрудничества, умение договариваться, уважать чужую работу, пространство. Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры. Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками». Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
  Магнит Формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других. Ход игры. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.
  Телефон испорчен! Развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, умения точно передавать и воспринимать информацию. Ход игры. Дети встают в ряд. Первый ребенок говорит тихо на ухо какое-либо слово или фразу рядом стоящему, тот передает следующему и т.д. У последнего спрашивают, какое слово (фразу) он услышал. Если слово (фраза) правильное, то телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает у всех по очереди (начиная с последнего), какое они слышали слово. Так узнают, кто напутал – испортил телефон.
  Иголочка и ниточка Развитие межличностного доверия, ответственности за других. Ход игры. Выбирается водящий - он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами - «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет». «Ниточка» - за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2-3 раза, Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
  Я хочу с тобой дружить Сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми. Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.
  Карандаш Развитие навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развитие произвольности. Ход игры. Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.
  Рукавички Развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия Ход игры. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
  Сочиним историю Научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков. Ход игры. Ведущий берет какую – нибудь игрушку и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»
  Зеркало Развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого, сплочение группы. Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
  Обмен Учить договариваться, преодоление барьеров в общении, коррекция жадности. Ход игры. Каждый ребенок получает набор из нескольких предметов (4 ребенка, по 4 предмета у каждого – по количеству играющих). Набор предметов у всех одинаковый (шишка, орех, камушек, мячик) «Каждый из вас должен обменяться с другими детьми и собрать в свою коробочку только одинаковые предметы, например, только 4 орешка или 4 камушка. Но говорить о том, что вы хотите собрать – нельзя. Во время обмена не забывайте говорить «Спасибо». Игра закончится, когда первый из вас соберет все одинаковые предметы».
  Групповой массаж Усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности. Ход игры. Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове. Упражнение лучше применять в конце занятия.
  Сиамские близнецы Развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия Ход игры. Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
  Групповой коллаж Развитие групповой коммуникации. Необходимые материалы: ватман; различные изобразительные материалы, фольга, обрезки меха, ткани, поролона; различные журналы; клей; ножницы; коробочки из-под чая, мыла, конфет. Тема групповой композиции (инсталляции) может быть определена заранее психологом в соответствии с его целями, но более интересной для детей будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно. Ход занятия. Ватман помещается в центр комнаты. Участники рассаживаются вокруг него. «Сейчас из предложенных материалов вы создадите групповую композицию на тему... Участвовать в этой работе должен каждый». Время на работу — 30-35 минут. С самого начала работы включается фоновая музыка. Обсуждение. В течение 5-7 минут необходимо придумать к композиции историю, сказку. После этого необходимо обсудить групповую работу, проговорить свои чувства, переживания, полученный опыт.  

 

Также к комплексу игр предлагаю добавить прослушивание занимательных истории для детей, отражающие совместно-индивидуальный способ сотрудничества, совместно-последовательный способ сотрудничества, а также совместно-взаимодействующий способ сотрудничества для анализа и синтеза совместно с педагогом. Данные истории способствуют развитию не только сотрудничества детей, но и мыслительных процессов, рефлексии, внимания, понимания и осознания важности уметь взаимодействовать с окружающими и быть частью коллектива.

Сказка про двух жуков

Произошла эта поучительная история одним июльским днем где-то на юге, а может быть, на севере Африки. Обитало в тех краях племя смелых и решительных жучков-землекопов.

Все жучки этого племени отличались силой, ловкостью, выносливостью, храбростью, но самыми отважными были только двое. И между собой они никак не могли решить, кто же из них самый-самый. Вождь племени, старый мудрый жук, долго наблюдал, как они соревнуются, во всем соперничают между собой и доказывают друг другу, кто лучше всех. И однажды позвал их к себе. «Сегодня пришло время положить конец вашим спорам, — сказал он. — Вы подвергнетесь сложному испытанию. Оно на первый взгляд может вам показаться простым, но это не так. Вам необходимо будет вырастить вместе красивый и нежный цветок. Именно вместе, а не по одному».

Засмеялись жучки, выслушав это задание, поскольку подумали, что сделать это им не составит никакого труда.

Взялись за дело. Сначала они долго спорили, какое семечко им выбрать для посадки, и с большим трудом пришли к общему решению. Стали распределять обязанности между собой, и тут дело чуть не дошло до драки. Но поняли, что делать нечего, выращивать цветок нужно обязательно вместе.

Пришлось пойти на уступки друг другу и распределить обязанности. Один жучок начал копать ямку для посадки цветка и носить воду для полива, а другой отправился проращивать семечко. Прорастить семечко оказалось не менее трудно, чем подготовить ямку для посадки. Нужно было постоянно поддерживать определенную температуру почвы, следить за тем, чтобы она оставалась влажной, и не отходить, чтобы не пропустить время выхода из почвы ростка.

И вот ко всеобщей радости семечко проросло. Посадили вместе жучки его в выкопанную ямку, полили и стали дожидаться результата. Они так устали от такой напряженной работы, от бесконечных споров между собой, что в скором времени уснули, а когда проснулись, то увидели, что солнышко освещает лепестки их цветка. Цветок был удивительно красив, и с этим уже не мог поспорить никто из них.

Жучки поняли, в чем была сложность испытания. И оказалось, что не было в этом деле лучшего из них, потому что каждый делал свою часть работы, а после они дружно объединили свои результаты. И до сих пор растет этот чудесный цветок на юге, а может, и на севере Африки.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключалась сложность данного жучкам-землекопам испытания?

2. Почему в начале выполнения задания они спорили, ссорились и даже чуть не подрались между собой?

Ресторан «Раффаэлло»

В одном из лесов Новгородской области жили-были белки. Каждая из белок жила в своем дупле. И все бы хорошо, только белки были недовольны обслуживанием в местной столовой.

Однажды белочка Кико решила организовать свой ресторан и готовить только то, что будет нравиться всем. Но для этого ей понадобятся помощники, поскольку сама она не будет успевать готовить, подавать блюда посетителям и убирать за ними. Кико решила обратиться за помощью к своим подружкам, которые жили по соседству. Белочка Мими согласилась готовить, но только если ей можно будет немного оставшихся продуктов брать домой, а белочка Ники — быть официанткой, если ей разрешат украшать столы красивыми букетиками и иногда брать оставшиеся салфетки домой. Кико подумала и согласилась.

Ресторан открылся уже через месяц благодаря совместным усилиям и дружной работе белочек-подружек. Название ему дали «Раффаэлло». Уверены, что сладкоежкам известно это название. В ресторане было очень уютно, везде стояли вазочки с цветами, а вместо светильников — сверчки, которые прилетали под вечер и освещали ресторанчик всю ночь.

Посетителей было много. Белки трудились днем и ночью. Кико бегала по лесу и собирала ягоды, грибы, желуди, орехи, разную травку и цветы. Мими готовила. Она смешивала грибы, варила морс, сиропы, варенье, делала отвары из трав. Ники с удовольствием составляла разные букетики из цветов на столы, обслуживала посетителей, тщательно подметала, убирала со столов. В общем, работы хватало всем, но белочкам очень нравилось то, чем они заняты. Но однажды случилось непредвиденное... Одним поздним вечером в их ресторанчик заглянул красивый бельчонок. Кико и Ники в него сразу же влюбились. Мими не обращала на него никакого внимания, бельчонок сразу показался ей слишком высокомерным, взбалмошным и глупым. Она пыталась переубедить своих подруг в том, что он не такой хороший, как кажется. Но ничего не помогало, белки не обращали внимания на уговоры Мими и даже ссорились из-за того, на кого он чаще посмотрит, обратит внимание или назовет по имени.

Бельчонка звали Вениамин, а друзья его называли Венечка. У него были рыжая шубка, на солнце она отливала перламутром, большие карие глазки, длинные черные реснички, мокренький маленький носик. Ему, как и всем жителям леса, очень понравился ресторанчик, и он стал заходить туда каждый день.

Как только он появлялся, все, в том числе Ники и Кико, собирались около него и слушали рассказы о его подвигах, которых, естественно, он не совершал, а просто выдумывал истории о них.

Одна Мими готовила и ни на что не обращала внимания. Ей было все равно, что говорит этот вруша. А ее подружки сразу прекращали свою работу, как только Венечка приходил, и были увлечены только им.

Дела пошли плохо... Мими одна со всем не справлялась, а подружки перестали ей помогать. Вскоре они поссорились и решили, что больше не станут работать вместе. Пришлось продать ресторан медведю, который не разрешал своим сотрудникам отвлекаться во время работы.

Мими через некоторое время вышла замуж, и у нее родились пять маленьких бельчат. Кико перебралась жить в другой лес. Ники продолжает работать официанткой, только теперь уже у медведя. Венечка же никого не любит, кроме самого себя, и даже не подозревает, что из-за него поссорились, разошлись и прекратили свое совместное дело три белочки подружки.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, какой совет можно было дать белочкамподружкам, чтобы они сохранили свою дружбу и по-прежнему вместе продолжали работать в ресторанчике «Раффаэлло»?

Волшебный шар

В одной сказочной стране Веселандия на острове Антигрустине жизнь текла как один незавершающийся праздник. Каждое утро петух громким смехом всех будил, и начинался праздник. Всем жителям в их веселых делах сопутствовало прекрасное настроение. А правили этой страной два короля смехуна: Очень Веселящийся король и До Смешного Умный король. Чтобы жители царства никогда не унывали, с легкостью и юмором относились ко всем возникающим неприятностям, посреди самого центрального зала дворца на веселом ковре лежал Хрустальный Смешной шар, который не позволял терять людям оптимизма.

Но однажды во время праздника шар разбился. Люди сразу стали грустными, злыми и пессимистичными. Петух престал смеяться по утрам. Только короли не унывали, остались такими, какими были всегда.

Что же делать? И До Смешного Умный король предложил: «Давай попробуем все вернуть! Мы склеим Смешной шар, вдохнем в него смешной воздух, и люди опять станут веселыми и неунывающими!» Очень Веселящийся король, конечно, с удовольствием согласился и принял предложение своего коллеги, «Поскольку я Умный король, то склею шар, а ты, Веселый, вдохнешь в него смех, свежий бодрящий воздух и веселое настроение», — сказал король и начал бережно соединять части слитного шара. Достал волшебный невидимый клей и приступил к аккуратному склертанию частей. «Не забудь оставить отверстие для того, чтобы вдохнуть радость и смех», — предупредил его Очень Веселящийся король. «Ну вот, все готово. Теперь я буду держать шар, ты наполняй его смехом». По мере заполнения шара смехом все больше начинало светить солнце, все громче и громче слышался звонкий смех... «Здорово, кажется, все получается!!!»

Тут на площадь пред королевским дворцом сбежались жители страны и кричали: «Ура! Мы опять самая веселая страна! Наши любимые короли — самы<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: