Практические занятия
Работа со справочной литературой и картографическим материалом по родному краю.
3.2. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы. Выявление районов нарушения экологического равновесия
Практические занятия
Походы с целью определения на местности возможных потенциально опасных районов и объектов, влияющих на экологическое состояние родного края.
4. Первая доврачебная помощь
4..1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Гигиена одежды и обуви. Закаливание организма — основное средство повышения сопротивляемости простудным заболеваниям.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.
Меры по профилактике характерных для видов туризма заболеваний. Особенности посещения районов с различными инфекционными заболеваниями (клещевой энцефалит, вирусный гепатит, туляремия и др.) Акклиматизация как средство профилактики горной болезни. Общий, местный и точечный массаж при утомлении, простудных заболеваниях, мышечных болях.
Практическое занятие
Освоение приемов массажа
4.2. Техника безопасности при проведении туристских мероприятий
Факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Роль руководителя в группе, подчинение его решениям — основа отношений, залог безопасного прохождения маршрута. Персональная, моральная, административная и юридическая ответственность руководителя за безопасность участников. Конфликты в группе, способы их устранения. Разбор несчастных случаев и аварий в туризме.
Основные причины несчастных случаев в походе: нарушение техники и тактики преодоления естественных препятствий, переоценка своих сил и возможностей, несоблюдение установленных правил, резкое ухудшение погодных условий.
|
Правила поведения на воде, организация купания. Правила пожарной безопасности, работа у костра. Взрывчатые предметы, организация привалов и ночлегов в местах, связанных с боевыми действиями.
Организация поисково–спасательного отряда, проведение поисково–спасательных работ.
Практические занятия
Участие в профилактических работах при подготовке массовых туристских мероприятий. Закрепление навыков безопасного преодоления естественных препятствий.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировки пострадавшего
Измерение температуры, пульса, артериального давления.
Согревающие процедуры (компрессы, грелки), охлаждающие процедуры (компрессы, пузырь со льдом).
Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего. Правила наложения шин.
Травмы конечностей, закрытые и открытые переломы длинных костей, растяжения и разрывы связочного аппарата, вывихи суставов.
Травмы области живота, повреждение органов брюшной полости, повреждение таза и органов, расположенных в тазу.
Травмы головы и туловища. Закрытые и открытые повреждения черепа и головного мозга, повреждения позвоночника и спинного мозга, повреждения лица и шеи, перелом ключицы, повреждения грудной клетки, переломы ребер.
Иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки.
|
Практические занятия
Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, приемов транспортировки.
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм
Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях туризмом. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Объективные данные: частота пульса, вес, динамометрия, спирометрия. Субъективные и объективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение, оценка изменений частоты пульса. Понятие о «спортивной форме», утомлении, об остром и хроническом состоянии при перетренировке. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля.
Порядок осуществления врачебного контроля.
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
5.2. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.
Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.
Элементы скалолазания.
Игры: баскетбол, футбол, гандбол — со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений.
|
Плавание различными способами.
Легкая атлетика.
5.3. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.
Ориентирование
Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны. Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния.
Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении.
Лыжная подготовка
Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания.
Туристская техника
Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно–растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д.
Игры с различными элементами туристской техники.
Упражнения на развитие выносливости, быстроты, силы.
6. Специальная подготовка
6.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и действия в случае их возникновения
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:
геофизический (землетрясения, извержения вулканов);
геологический (сели, оползни, обвалы, лавины и т.д.);
метеорологический (ураганы, бури, смерчи);
морской гидрологический (цунами, циклоны);
гидрологический (наводнения, половодья, заторы);
пожары (лесные, торфяные и т.п.).
Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок действий в случае возникновения опасных природных явлений и стихийных бедствий:
проверка наличия всех членов группы и определение состояния их здоровья;
оказание необходимой медицинской помощи;
эвакуация людей, продуктов питания и снаряжения в безопасное место;
оценка сложившейся ситуации;
принятие решения по дальнейшим действиям в сложившейся ситуации (продолжение намеченного маршрута, выход к ближайшему населенному пункту, ожидание помощи на месте).
6.2. Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе
Роль психологического климата в группе в обеспечении безопасности участников похода. Слаженность (сработанность), сплоченность группы – факторы успешных ее действий. Лидер в группе и его влияние на состояние психологического климата.
Причины возникновения конфликтов в группе и способы их устранения.
6.3. Ориентирование и сохранение движения без компаса и карты
Действия в случае потери ориентировки. Остановка движения. Определение местонахождения. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки. Поиск троп, дорог, следов. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек.
Использование звуков, источников света, маркировки туристских маршрутов, следов человеческой деятельности.
Определение сторон света без компаса. Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута по Солнцу в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Определение направления на север по часам.
Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов, по растительности.
Сохранение направления движения в различных условиях видимости.
Действия при отставании от группы. Попытка догнать группу только в случае её видимости или до развилки троп, дорог. Остановка и ожидание помощи. Изготовление временного укрытия, разведение костра. Самостоятельный выход к населенному пункту в случае отсутствия помощи.
Практические занятия
Определение направления на север, азимутов без использования компаса.
Определение своего местоположения в различных смоделированных ситуациях. Определение направления выхода и выход к путям сообщения или населенным пунктам.
6.4. Изготовление временных укрытий в летний и зимний период
Выбор места для сооружения бивака. Виды временных укрытий: навес, шалаш. Использование особенностей рельефа. Укрытия в зимних условиях: иглу, траншея, пещера. Способы их изготовления.
Практические занятия
Сооружение временных укрытий.
6.5. Организация поисково-спасательных работ силами группы
Поиск отставшего или заблудившегося члена(ов) группы: остановка группы, определение групп поиска, постановка им задачи (определение наиболее возможных мест нахождения отставшего или заблудившегося, маршрут движения групп поиска, контрольное время возвращения), поиск отставшего. Действия оставшейся части группы.
Действия группы при несчастном случае (падение на склоне, падение в трещину, утопление при переправе вброд). Организация подъема пострадавшего. Оказание ему первой медицинской помощи. Принятие решения о порядке действий группы (движение с пострадавшим по маршруту, движение с пострадавшим к населенному пункту, вызов медицинской помощи на место происшествия). Действия группы в этих случаях.
Оказание помощи встретившейся на маршруте группе – обязательное правило Кодекса туристов.
6.6. Изготовление одежды и снаряжения из подручных средств
Использование имеющихся предметов одежды, снаряжения. Использование природных материалов.
6.7. Соревнования «Школа безопасности»
Права и обязанности судей. Порядок работы судей на этапах.
Организация и судейство вида «Полоса препятствий». Примерные элементы полосы препятствий. Оборудование этапов.
Обеспечение безопасности при проведении соревнований: предстартовая проверка инвентаря и снаряжения, организация консультаций по правильному прохождению технически сложных этапов. Прием дистанции заместителем главного судьи по безопасности и инспектором соревнований.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения. Порядок определения результатов соревнований.
Практические занятия
Участие в планировании дистанции. Подготовка судейской документации. Участие в судействе на этапах, в работе службы секретариата во время соревнований.
Участие в соревнованиях в качестве участников.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
объединения участников движения
«Школа безопасности»
4-й год обучения
№№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Туристская подготовка (пешеходный туризм) | ||||
1.1 | Нормативные документы по туризму | - | ||
1.2 | Усовершенствование и изготовление туристского снаряжения | |||
1.3 | Подготовка к походу, путешествию | - | ||
1.4 | Подведение итогов похода | - | ||
1.5 | Техника преодоления естественных препятствий | - | ||
1.6 | Движение в ночное время | |||
1.7 | Топографическая съемка, корректировка карты | |||
2. Краеведение | ||||
2.1 | Всероссийское туристско-краеведческое движение учащихся "Отечество" | - | ||
2.2 | Изучение района путешествия, многодневного «Маршрута выживания» | |||
2.3 | Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы. Выявление районов нарушения экологического равновесия. | - | ||
1. Общая и специальная физическая подготовка | ||||
3.1 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | |||
3.2 | Общая физическая подготовка | - | ||
3.3 | Специальная физическая подготовка | - | ||
4. Специальная подготовка | ||||
4.1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | - | ||
4.2 | Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки, пострадавшего | - | ||
4.3 | Тактика и техника движения в экстремальных ситуациях | - | ||
4.4 | Способы добычи пищи и воды | |||
4.5 | Соревнований «Школа безопасности» | |||
5. Факультативные занятия | ||||
Фотодело, радиосвязь, альпинизм, самодеятельная песня, изготовление снаряжения и др. | По усмотрению руководителя | |||
ИТОГО за период обучения |
Зачетный поход II категории сложности; поход I категории сложности с элементами выживания; многодневное мероприятие (лагерь, слет и т.п.) вне сетки часов.
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
объединения участников движения
«Школа безопасности»
4-й год обучения
1. Туристская подготовка (пешеходный туризм)
1.1. Нормативные документы по туризму
1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.
2. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации.
3. Разрядные требования по спортивному туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию.
1.2. Усовершенствование и изготовление туристского снаряжения
Усовершенствование туристского снаряжения применительно к условиям его эксплуатации.
Костровые приспособления: таганки и тросики. Техника их изготовления.
Конструкции самодельных палаток, спальных мешков, рюкзаков. Применение современных материалов для изготовления снаряжения.
Практические занятия
Усовершенствование и изготовление самодельного снаряжения (по выбору).
1.3. Движение в ночное время
Снаряжение для прохождения в ночное время: фонари, запасные батарейки, компас, планшет для карты. Требования к личному снаряжению для движения ночью. Правила работы с фонарем: освещение пути под ноги, запрещение освещать лицо, выключение фонаря на легких участках маршрута.
Особенности ориентирования в ночное время: использование крупных линейных ориентиров (просек, дорог), открытых площадей. Использование шагомерного отсчета расстояния и по времени движения. Особенности движения ночью по азимуту. Использование для ориентирования населенных пунктов, дорог, звуковых ориентиров.
Обеспечение безопасности при передвижении в ночное время. Роль направляющего и замыкающего в обеспечении компактности группы, периодические переклички всего состава группы. Меры безопасности при преодолении препятствий, предварительная разведка, страховка. Ночные соревнования по ориентированию.
Практические занятия
Совершение ночных переходов. Участие в ночных соревнованиях по ориентированию.
1.4. Подготовка к походу, путешествию
Практические занятия
Разработка маршрутов для проведения учебных походов в качестве стажеров-руководителей групп. Изучение района и разработка маршрута летнего зачетного похода.
1.5. Подведение итогов похода
Практические занятия
Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Проведение отчетного вечера, подготовка газеты или выставки по итогам похода. Подготовка и составление отчета о проведенном походе.
1.6. Техника преодоления естественных препятствий
Практические занятия
Совершенствование навыков преодоления естественных препятствий, организации страховки и самостраховки при прохождении опасных участков (попеременное руководство действиями группы каждым участником).
1.7. Топографическая съемка, корректировка карты (соответствует теме 2.1.)
2. Краеведение
2.1. Всероссийское туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество»
Цели и задачи движения «Отечество». Содержание работы по программам движения. Массовые мероприятия в программе движения.
2.2. Изучение района путешествия, многодневного «Маршрута выживания» Изучение района похода, путешествия в зависимости от целей, стоящих перед группой. Границы, климат, рельеф, гидрография, растительность и другие природные условия района. Транспортные пути, проезд к начальной и от конечной точек маршрута. История, памятные события, произошедшие на территории района путешествия. Население, известные люди. Экскурсионные объекты на маршруте. Обзор района по имеющейся литературе.
Практические занятия
Изучение материалов и подготовка докладов по району предстоящего путешествия. Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших путешествия в данном районе. Установление связи с местными организациями и учреждениями с целью уточнения данных о районе путешествия, решения вопросов снабжения продуктами, организации подъезда на маршруте, ночлегов в населенных пунктах.
2.3. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы. Выявление районов нарушения экологического равновесия
Практические занятия
Природоохранная работа во время туристских мероприятий, определение на местности возможных потенциально опасных районов и объектов, влияющих на экологическое состояние.
3. Общая и специальная физическая подготовка
3.1. Врачебный контроль, самоконтроль
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа.
3.2. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.
Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.
Элементы скалолазания.
Игры: баскетбол, футбол, гандбол — со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движения.
Плавание различными способами.
Легкая атлетика.
3.3. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.
Ориентирование
Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны.
Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния.
Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении.
Лыжная подготовка
Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания.
Туристская техника
Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно–растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д.
4. Специальная подготовка
4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Назначение и задачи РСЧС:
осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС;
обеспечение готовности к действиям всех сил, предназначенных для ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
обучение населения действиям в случае возникновения ЧС; ликвидация ЧС.
Структура РСЧС: территориальные подсистемы РСЧС, функциональные подсистемы РСЧС, силы наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.
Поисково-спасательная служба – её роль в контроле и оказании помощи туристским группам, находящимся на сложных маршрутах.
4.2. Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего
Практические занятия
Отработка на местности приёмов оказания первой медицинской помощи, изготовления транспортировочных средств и транспортировки пострадавшего на значительные расстояния по пересеченной местности.
4.3. Тактика и техника движения в экстремальных ситуациях
Практические занятия
Отработка на местности планирования маршрута выхода к населенному пункту или путям сообщения. Прохождение маршрутов и дистанций без специального снаряжения.
4.4. Способы добычи пищи и воды
Охота и рыбалка. Изготовление самодельных приспособлений для рыбалки и охоты. Съедобные растения. Способы добывания и очистки воды.
Практические занятия
Изготовление самодельных приспособлений для рыбалки и охоты. Поиск съедобных растений.
4.5. Соревнования «Школа безопасности»
Организация и судейство видов «Поисково-спасательные работы», «Маршрут выживания». Примерные задания и препятствия в этих видах соревнований. Выбор полигона, построение дистанции.
Обеспечение безопасности при проведении соревнований: предстартовая проверка инвентаря и снаряжения; проверка знания границ полигона, порядка действий в аварийной ситуации; организация консультаций по правильному прохождению технически сложных этапов. Прием дистанции заместителем главного судьи по безопасности и инспектором соревнований.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий. Таблицы штрафов за ошибки и нарушения. Порядок определения результатов соревнований.
Практические занятия
Подготовка судейской документации. Участие в планировании дистанций, в судействе на этапах, в работе службы секретариата во время соревнований. Участие в соревнованиях в качестве участников.
Список литературы |
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. |
2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат, 1985. |
3. Амундсен Р. Собрание сочинений 1-5 том, Ленинград, изд. Главсевморпути, 1937. |
4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994. |
5. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ "Турист", 1989. |
6. Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. –М.: Моск. рабочий, 1956. |
7. Баленко С.В. Школа выживания, Приложение к журналу "Зарубежное военное обозрение, М., часть 1 - 1992, часть 2- 1994 г. |
8. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981. |
9. Березина Н., Лисс О., Самсонов С. Мир зеленого безмолвия. – М.: Мысль, 1983. |
10. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968. |
11. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990. |
12. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М., ЦРИБ "Турист", 1983. |
13. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974. |
14. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996. |
15. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М., "Знание", 1990. |
16. Выживание в экстремальных условиях. М., ИПЦ "Русский раритет", 1993. |
17. Выживание. Сост. С.И.Коледа, П.Н. Драчев, Минск, ООО "Лазурак", 1996. |
18. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. М., Издательский дом "Вокруг света", 1994. |
19. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М., ЦРИБ "Турист", 1986. |
20. Григорьев В.Н. Водный туризм. М., Профиздат, 1990. |
21. Губанов И.А., Крылова И.Л., Тихонова В.Л. Дикорастущие полезные растения СССР. М., "Мысль", 1976. |
22. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. – М., Фис, 1988. |
23. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М., "Лесная промышленность", 1971. |
24. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. М., ФиС, 1978. |
25. Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности. М., ЦДЭТС МП РСФСР, 1985. |
26. Клан Я., Ванчур Б., Грибы. Прага, "Артия" 1984. |
27. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М., Профиздат, 1984. |
28. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995. |
29. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997. |
30. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997. |
31. Краткий справочник туриста. М., Профиздат, 1985. |
32. Кублицкий Г. Весь шар земной. М., "Детская литература", 1986. |
33. Кук Ф. Мое обретение полюса. М., "Мысль", 1987. |
34. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники № 1,2. М., ЦДЮТур МО РФ, 1994. |
35. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТур Минобразования России, 1997 |
36. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997. |
37. Лондон Д. Любовь к жизни. Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1977 г. |
38. Лукоянов П.И. Лыжные спортивные походы. М., ФиС, 1988. |
39. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. – М.: ЦРИБ «Турист», 1976. |
40. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». - М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. |
41. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско – краеведческих объединений учащихся. – М., ЦДЮТур Минобразования России, 1999. |
42. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. |
43. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. |
44. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., ФСОРФ, 1997. |
45. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. М., ФиС, 1989. |
46. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы. М., ЦРИБ "Турист", 1981. |
47. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. М., Просвещение 1991. |
48. Параметры риска. Сост. Репин Л., М., "Молодая гвардия", 1987. |
49. Пармузин Ю.П. Тайга СССР. М., "Мысль", 1985. |
50. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., Профиздат, 1987. |
51. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995. |
52. Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. М., ЦДЮТур МО РФ, 1993. |
53. Рыжавский Г.Я. Биваки. М., ЦДЮТур МО РФ, 1995. |
54. Самодельное туристское снаряжение. Сост. П.И. Лукоянов. М., ФиС, 1986. |
55. Справочник путешественника и краеведа. Под. ред. Обручева С.В. том 1 и 2, Гос.издательство географической литературы, 1949-50. |
56. Стрижев Ю.А. Туристу о природе. М., Профиздат, 1986. |
57. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. М., ФиС, 1987. |
58. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1990. |
59. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. |
60. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996. |
61. Федоров Ф.В. Дикорастущие пищевые растения. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989. |
62. Федосеев Г. Смерть меня подождет. М., "Молодая гвардия", 1964. |
63. Шибаев А.В. В горах. М., ЦДЮТур МО РФ, 1997. |
64. Шибаев А.В. Переправа. Программированные задания. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. |
65. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? М., ЦДЮТур МО РФ, 1996. |
66. Школа альпинизма. М., ФиС, 1989. |
67. Штюрмер Ю.А. Общественно-полезная работа самодеятельных туристов. М., ЦРИБ "Турист", 1990. |
68. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., ФиС, 1983. |
69. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М., ЦРИБ "Турист", 1992. |
70. Энциклопедия туриста. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. |