Участие в подготовке полигона для съемки. Участие в судействе соревнований по топографической съемке.
Организация и судейство вида "Ориентирование"
Ориентирование в программе туристских слетов и соревнований: соревнования по выполнению отдельных заданий по элементам ориентирования и топографии; соревнования по отдельным видам ориентирования - "спортивное ориентирование".
Организация и судейство отдельных заданий по ориентированию: азимутальный маршрут, движение по легенде, по обозначенному маршруту, глазомерная оценка расстояния, прокладка азимутального маршрута, поиск объектов по заданным азимутам и с помощью карты.
Особенности проведения соревнований в ориентировании по выбору, наиболее приемлемых для новичков и включение в программу туристских слетов и соревнований.
Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию.
Карта соревнований. Контрольное время прохождения дистанции, определение результатов соревнований. Особенности судейства различных видов.
Обеспечение безопасности в соревнованиях по ориентированию: район соревнований, его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информация участников в действиях в случае потери ориентировки. Организация поисковых работ.
Участие в судействе соревнований по ориентированию в составе бригады старта, финиша, секретариата, информации. Участие в подготовке дистанции: в планировании ее на карте и установке на местности.
Организация и судейство вида " Туристская техника"
Виды и характер соревнований по туристской технике. Соревнования по отдельным заданиям (этапам) туристской техники. Командные и личные соревнования, эстафета, их особенности. Примерные элементы полосы препятствий.
|
Оборудование этапов. Организация знакомства участников и капитанов команд с дистанцией, способами прохождения этапов.
Зачет результатов и подведение итогов.
Обеспечение безопасности при проведении соревнований: предстартовая проверка инвентаря и снаряжения, организация консультаций по правильному прохождению технически сложных этапов. Прием дистанции заместителем главного судьи по безопасности и инспектором соревнований.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий.
Подбор соответствующих этапов туристскому опыту участников.
Таблицы штрафов за ошибки и нарушения.
Участие в подготовке туристской полосы препятствий: выбор района, расстановка и оборудование этапов. Судейство соревнований по туристской технике, работа в различных бригадах.
Организация и судейство вида "Контрольный туристский маршрут"
Содержание соревнований, их командный характер. Полигон, построение дистанции, ее длина, количество этапов.
Порядок определения результатов соревнований.
Подготовка и оборудование, организация судейства отдельных этапов. Необходимая документация.
Обеспечение безопасности при проведении соревнований: предстартовая проверка инвентаря и снаряжения, обязательное наличие медицинской аптечки. Информирование команд о границах полигона и действиях в случае возникновения аварийной ситуации.
Описание отдельных технических этапов и специальных заданий.
Система штрафов за допущенные ошибки и нарушения.
Участие в разработке условий проведения соревнований. Выбор полигона, разработка маршрута на карте и на местности, оборудование этапов. Подготовка документации. Участие в судействе соревнований в составе различных бригад.
|
Организация и судейство вида "Туристские навыки"
Организация работы судейской коллегии вида. Информирование команд о требованиях, предъявляемых к участникам соревнований, своевременная информация о всех замечаниях и выставленных оценках.
Оценка состояния лагеря, состояния кухни и хранения продуктов, соблюдения правил поведения, режимных моментов соревнований.
Проверка обеспечения вопросов безопасности при организации лагеря.
Определение результатов.
Участие в подготовке документации судейской коллегии. Участие в судействе вида.
Организация и судейство конкурсов и незачетных видов
Содержание конкурсной программы туристских соревнований, ее цели и задачи. Зачетные и незачетные конкурсы. Судейство конкурсов методом экспертной оценки, включение в состав жюри представителей от команд.
Обеспечение безопасности при организации конкурсной программы.
Участие в организации и судействе конкурсной программы. Участие в подготовке и проведении костра и вечера дружбы.
Организация и судейство вида " Туристский поход"
"Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации" - основной документ, регламентирующий организацию и проведение туристского похода.
Наличие многолетнего туристского опыта, высокая квалификация - основные требования к членам судейской коллегии, комплектование судейской коллегии, права и обязанности судей вида. Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), ее роль в организации и проведении туристского похода.
|
Очные и заочные соревнования.
Маршрутная книжка – основной документ при проведении соревнований. Определение результатов соревнований. Содержание и оценка материалов похода; требование к отчету о походе заочном и очном. Критерии оценки материалов категорийных походов. Оформление отчета. Требования, предъявляемые к картографическому материалу.
Обеспечение безопасности при проведении туристского похода, организация временного спасательного отряда.
Участие в организации и судействе вида "Туристское путешествие".
Организация и судейство вида "Поисково-спасательные работы"
Содержание соревнований. Задания, связанные с поиском, оказанием помощи и транспортировкой условно пострадавшего.
Порядок определения результатов.
Подготовка, оборудование, организация судейства отдельных этапов. Обеспечение безопасности при проведении соревнований.
Содержание отдельных этапов и специальных заданий, система штрафов.
Выбор полигона, разработка дистанции на карте и на местности, оборудование этапов. Подготовка документации. Участие в судействе соревнований в составе различных бригад.
1.5. Подведение итогов похода
Анализ действий стажеров-руководителей групп по проведению учебных походов.
Практические занятия
Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей, предметные кабинеты. Проведение отчетного вечера, газеты или выставки по итогам похода. Подготовка и составление отчета о проведенном походе.
2. Топография и ориентирование
2.1. Топографическая съемка, корректировка карты
Маршрутная глазомерная съемка. Кроки. Методы маршрутной глазомерной съемки в походах и на соревнованиях. Способы съемки ситуации: способ засечек, способ перпендикуляров, полярный способ.
Походная мензула и другие инструменты для съемок. Последовательность работы. Техника измерения углов и расстояний. Временный масштаб. Рисовка ситуации. Чистое вычерчивание. Досъемка на растянутой копии топокарты.
Корректировка спортивной карты. Основа, построение съемочного обоснования. Бригадный и индивидуальный метод рисовки карты. Техника снятия угловых величин, измерения длин отрезков. Отбор изображаемых ориентиров. Техника рисовки. Планшет для съемки, материал для рисовки, карандаши.
Практические занятия
Выполнение маршрутной глазомерной съемки (побригадно), чистовое вычерчивание кроки. Корректировка участка карты на местности. Копирование карт и вычерчивание оригиналов. Копирование оригиналов расчлененных карт.
2.2. Соревнования по ориентированию
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, разбор результатов, анализ путей движения.
3. Краеведение
3.1. Изучение района путешествия
Изучение района похода, путешествия в зависимости от целей, стоящих перед группой. Границы, климат, рельеф, гидрография, растительность и другие природные условия района. Транспортные пути, проезд к начальной и от конечной точек маршрута. История, памятные события, произошедшие на территории района путешествия. Население, известные люди. Экскурсионные объекты на маршруте. Обзор района по имеющейся литературе.
Практические занятия
Изучение материалов и подготовка докладов по району предстоящего путешествия. Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших путешествия в данном районе. Установление связи с местными организациями и учреждениями с целью уточнения данных о районе путешествия, решения вопросов снабжения продуктами, организации подъезда на маршруте, ночлегов в населенных пунктах.
3.2. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры
Практические занятия
Получение и выполнение заданий различных организаций на проведение работ во время путешествия. Проведение различных краеведческих наблюдений и фиксация их. Запись воспоминаний очевидцев и участников памятных событий.
Природоохранная работа во время туристских мероприятий.
Работа по приведению в порядок памятников истории и культуры, воинских захоронений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Работа среди местного населения.
4. Основы медицинской подготовки
4.1. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим
Наиболее возможные заболевания и травмы, их симптомы и признаки. Остановка кровотечений. Наложение шин при переломах. Наложение бинтов. Асептическая обработка ран и поврежденных участков.
Искусственное дыхание, массаж сердца. Инъекции. Причины, симптомы и доврачебная помощь, профилактика травм и заболеваний простудных (воспаление легких, ангина), желудочно-кишечных заболеваний, ядовитых укусов, гнойничковых заболеваний кожи, ожогов, снежной слепоты, теплового и солнечного ударов, обморожений, общего переохлаждения, удушья, растяжений, вывихов и разрывов связок, потертостей, поверхностных ушибов, внутренних кровотечений, обмороков, поражений молнией, шокового состояния. Состав медицинской аптечки, назначение и количество средств, упаковка аптечки.
Травмы и заболевания, требующие немедленной транспортировки больного к месту врачебной помощи или полного покоя до прибытия врача. Способы самоконтроля физического состояния спасателя.
Меры против обморожения и переохлаждения организма и оказание первой помощи.
Практические занятия
Постановка диагнозов и выбор средств для оказания доврачебной помощи.
4.2. Организация транспортировки и сопровождение пострадавших
Штатные средства транспортировки пострадавшего: носилки и их виды ("акья", "парамедики"). Изготовление средств пострадавших из подручных средств.
Контакт спасателя с пострадавшим во время транспортировки, контроль за состоянием пострадавшего.
Практические занятия
Транспортировка пострадавшего на дальние расстояния различными способами.
5. Общая и специальная физическая подготовка
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Врачебный контроль, самоконтроль
Практические занятия
Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа.
5.2. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.
Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.
Элементы скалолазания.
Игры: баскетбол, футбол, гандбол — со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движения.
Плавание различными способами.
Легкая атлетика.
5.3. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.
Ориентирование
Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны.
Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния.
Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении.
Лыжная подготовка
Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания.
Туристская техника
Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно–растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д.
6. Специальная подготовка
6.1. Природная среда и безопасность
Взаимодействие человека с природной средой. Правила поведения в общении с природой и животным миром. Съедобные дикорастущие растения. Ядовитые растения (белена, дурман, волчье лыко, вороний глаз, бледная поганка и др.), опасные животные и насекомые (змеи, пауки, клещи и др.). Защита от насекомых. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями, укусах змей, насекомых.
Водоемы летом и зимой. Правила безопасного поведения на воде. Меры предосторожности при нахождении на льду замерзшего водоема. Первая помощь утопающему (на воде и на берегу).
Правила обращения с огнем. Меры предосторожности во время грозы.
Правила поведения и действия в случае стихийного бедствия при нахождении в природе.
6.2. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы и способы защиты от их последствий
Краткая характеристика наиболее опасных стихийных бедствий для данной местности. Первичные и вторичные опасные факторы стихийных бедствий. Оповещение и информирование населения об опасностях стихийного бедствия. Сигнал "Внимание всем!". Правила поведения и действия при стихийных бедствиях. Способы защиты от последствий стихийных бедствий.
Аварии и катастрофы на промышленных предприятиях, транспорте и их возможные последствия (химическое заражение, радиационное загрязнение, пожары, взрывы). Потенциальные опасности аварий и катастроф местных предприятий и их влияние на здоровье человека. Оповещение и информирование населения о грозящей опасности произошедших аварий и катастроф. Основные способы защиты от опасных факторов аварий и катастроф. Простейшие средства защиты органов дыхания и правила пользования ими.
Практические занятия
Отработка способов защиты от стихийных бедствий. Надевания и снятия средств личной защиты.
6.3. Выживание в условиях автономного существования
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Роль эмоционально-волевой устойчивости человека в условиях автономного существования.
Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии природного характера. Подача сигналов бедствия. Ориентирование на местности. Подручные средства жизнеобеспечения. Питание в условиях автономного существования. Способы добычи огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Водопотребление и водообеспечение.
Профилактика возможных заболеваний. Лекарственные растения и их использование. Само- и взаимопомощь при ранениях и ушибах, ожогах и тепловых ударах, пищевых отравлениях, укусах змей и насекомых.
Практические занятия
Отработка умений и навыков выживания в природных условиях.
6.4. Основы организации безопасного поведения спасательных работ
Разработка предварительных планов реагирования подразделений ПСС на ЧС.
Закрепление должностных обязанностей за личным составом. Исполнительская дисциплина, контроль и ответственность за соблюдением мер безопасности прямых командиров и начальников.
Контроль за обстановкой и динамикой развития потенциально опасных факторов. Создание спокойной рабочей обстановки: удаление посторонних лиц с места работы спасателей, отсутствие лишних разговоров и громких криков, подача команд голосом без крика, исполнение команды только при четком ее понимании, получение подтверждения правильности принятой команды заранее обусловленными жестами и сигналами при работе в условиях плохой слышимости или при других обстоятельствах.
6.5. Работа со средствами связи и сигналы
Назначение связи.
Организация связи и схема обеспечения связью ПСР. Альтернативная связь.
Порядок радиообмена. Основные типы радиостанций, их характеристика и требования эксплуатации.
Сигналы бедствия и помощи, их подача.
Практические занятия
Использование средств связи.
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. - М.: ЦРИБ "Турист", 1985.
3. Аркин Я.Г., Захаров В.Д., Саратовкин В.Д. Обеспечение безопасности в горах. - М.: ЦРИБ "Турист", 1989.
4. Баленко С.В. Школа выживания: Приложение к журналу "Зарубежное военное обозрение". - М.: 1992.
5. Берман А. Грани риска. - М.: ФиС, 1978.
6. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях (Вып.1,2,3). - М.: Папирус, 1998.
7. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М. ЦРИБ "Турист", 1983.
8. Велитченко В.К., Физкультура без травм - М.: Просвещение, 1993.
9. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях среды. - М.: Мысль, 1980.
10. Волович В.Г. С природой один на один. - М.: Воениздат, 1989.
11. Волович В.Г. Академия выживания. М.: Толк, Техноплюс, 1996.
12. Волошинов В.Б. Литвинов Е.Н., Перевалов В.Ф., Шершнев Л.И. Безопасность человека. - М., 1994.
13. Волков Б.Н., Волков Н.Н. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы: Методическое пособие. М.: ЦРИБ "Турист", 1981.
14. Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ "Русский раритет", 1993.
15. Ганопольский В.И.. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. - М.: ФиС, 1987.
16. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. - М.: Знание, 1996.
17. Гастюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1994.
18. Кашевин Б.Л. Организация страховки при прохождении горных маршрутов. - М.: ЦРИБ "Турист", 1987.
19. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 1987.
20. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: Профиздат, 1990.
21. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся, - М., ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
22. Кропф Ф. Спасательные работы в горах. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
23. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
24. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
25. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
26. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.
27. Методические рекомендации МКК, руководителям и участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности. - М.: ЦРИБ «Турист», 1977.
28. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. М.: Карвет, 1992.
29. Самыгин О.П., СтоляренкоЛ.Д., Турчина Н.Ю., Шевченко В.А. Школа выживания: обеспечение безопасности жизнедеятельности. Ростов-на-Дону, Феникс.
30. Сергеев В.Н., Гигиена и самоконтроль туриста: методические рекомендации. М.: ЦРИБ "Турист",1980.
31. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. М.: ФиС, 1998.
32. Стуков Г.А. Применение авиации при проведении поисково-спасательных работ. М.: ЦРИБ "Турист",1988.
33. Стуков Г.А. О мерах по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов на воде. М.: ЦРИБ "Турист",1991.
34. Цвилюк Г. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных ситуациях. М.: Образование, 1997.
35. Харин Х.Я. Безопасность путешествий на плотах. М.: ЦРИБ "Турист", 1984.
36. Шалаев Н.П., Голова Е.Н., Семенов Ю.А., Захаров Л.А., Основы поведения и меры безопасности людей на воде: Методическое пособие. М.: МГФСО, 1993.
37. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ "Турист", 1983.
38. Школа альпинизма / Сост. П.П.Захаров, Т.В.Степенко. М.: ФиС, 1989.
39. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: ФиС, 1972.
40. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М.: ЦРИБ "Турист", 1992.
41. Элбакян Н.Р. Организация поисково-спасательных работ в горах: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ "Турист",1983.
С.Н. ТАЛЫЗОВ, заместитель директор Магнитогорской станции детско-юношеского туризма и экскурсий, к.п.н., судья республиканской категории
Ю.С. КОНСТАНТИНОВ, Заслуженный учитель Российской Федерации, д.п.н., директор Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения
ПРОГРАММА
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»
Пояснительная записка
Цель образовательной программы «Юные туристы-спелеологи» – формирование личности учащегося через знакомство с родным краем, его природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследований, имеющих практическую ценность; допрофессиональная подготовка, профессиональная ориентация.
В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип непрерывности и круглогодичности с использованием туристских циклов, предложенных доктором педагогических наук А.А. Остапцом-Свешниковым. Многодневный поход с учащимися можно проводить до трех-четырех раз в году в каникулярное время, в майские праздники. Каждый спелеотуристский цикл состоит из трех частей: подготовки похода, которая занимает от одного до 2-3 месяцев в зависимости от масштаба похода или путешествия, самого похода (от 3-4 до 8-10 дней, а летом – до одного месяца) и подведения итогов путешествия, похода, т.е. обработки его материалов, составления письменного отчета, проведения вечера-отчета, которым, собственно, и заканчивается цикл. Три или четыре таких цикла – ноябрьский, майский и летний (можно включить в эту модель и январский цикл в первые два года обучения) – создают систематичность, круглогодичность и, естественно, непрерывность деятельности кружка, что и позволяет формировать стабильный коллектив воспитанников, поскольку актив кружка будет принимать участие в организации практически каждого путешествия.
Полноценная работа кружка невозможна без реализации в нем принципа самоуправления (или соуправления). Огромную роль в деле сплочения коллектива играет правильная педагогическая инструментовка самоуправления как кружка в целом, так и туристской группы в любом походе, обеспечивающая активное и предметное участие каждого члена коллектива в общей работе по подготовке, проведению путешествия и подведению его итогов.
Основными задачами образовательной программы являются удовлетворение естественной потребности воспитанников в познании окружающего мира посредством изучения своего края и воспитания любви к нему, формирование умений и навыков творческого, исследовательского изучения окружающего мира средствами активного туризма и краеведения. При этом обучающиеся приобретают некоторые знания учебной, исследовательской, познавательной деятельности на относительно завершенных уровнях годичного цикла и подготавливаются к усвоению следующего годичного цикла.
Цели и задачи 1-го года обучения:
- реализация интереса подростков к путешествиям, к "романтическим" профессиям;
- стимулирование развития и самовоспитания воспитанников на принципах гуманизма и нравственности;
- обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания;
- обучение различным способам разрешения нестандартных ситуаций;
- создание условий для приобретения конкретных знаний, практических умений и навыков;
- овладение навыками эколого-туристского поведения и воздействия на окружающую среду (поведенческие, сопроводительно-раскрывающие и преобразовательные).
Цели и задачи 2-го года обучения:
- содействие расширению у подростков диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
- овладение основными туристско-спортивными - техническими, тактическими, туристско-бытовыми, походно-спортивными и прикладными – умениями, навыками и знаниями в пешеходном, водном, горном и спелеотуризме, скалолазании;
- актуализация творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов воспитанников;
- формирование всесторонне образованной и развитой личности средствами туризма, краеведения и экологических исследований через познание окружающей среды и самого себя с учетом биологической природы и индивидуальных особенностей личности воспитанников;
- создание условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, укрепления самоуважения, уверенности в себе.
Цели и задачи 3-го года обучения:
- создание условия для приобретения воспитанниками возможно более разнообразного практического (туристского, спелеотуристского и социального) опыта;
- совершенствование общей физической, туристско-спортивной, специальной и тактико-технической подготовки спортсмена, туриста-спелеолога; выработка у воспитанников чувства времени и пространства, режима, ловкости, гибкости, выносливости, подвижности, быстроты реакции и т.п.;
- расширение культурного и социального пространства самореализации воспитанников;
- развитие и активизация нравственной, мировоззренческой, эмоционально-волевой и деятельностно-практической сфер.
Цели и задачи 4-го года обучения:
- профессиональное совершенствование и дальнейшее личностное развитие членов объединения;
- углубление знаний по предмету «Юные спелеологи», приобретение навыков исследовательской и экспериментальной работы, научной обработки наблюдений, анализа и обобщения;
- формирование сплоченного коллектива (команды) единомышленников, способных решать общественно ценные и личностно значимые задачи; укрепление межличностных отношений через уважительное, доброжелательное и дружеское отношение друг к другу;
- расширение кругозора, развитие творческой активности, волевых качеств, ответственности и организаторских способностей.
Цели и задачи 5-го года обучения:
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в объединении, в учебно-тренировочных лагерях, походах и экспедициях, сборах, соревнованиях;
- развитие самодеятельности в объединении средствами развития инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности и самовыражения личности воспитанников при реализации общественно ценных и личностно-значимых целей;
- органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления детей с формами образовательной деятельности, допрофессиональной подготовки;
- способствование развитию общей культуры, профессиональных, спортивных качеств подростков, их внутренней организованности и социальной активности.
1. Основными компонентами системы объединения направленными на всесторонние развитие, являются:
1. Комплексная цепь, состоящая из суммы задач на каждый туристско-краеведческий цикл, обеспечивающий оздоровительные, воспитательные и образовательные воздействия на личность учащегося.
2. Активная общественно-полезная деятельность в каждом цикле, интенсифицирующие социальное становление личности кружковца. (охрана памятников природы и культуры).
3. Комплексное познание окружающей действительности (природы, истории, культуры, экономики) во время многообразии ее взаимосвязей (краеведение).
4. Освоение окружающего мира по принципу «расширяющейся и углубляющейся спирали» – от своего дома, родного края до соседних краев, областей, до различных концов своего Отечества и соседних стран, освоение окружающего мира от простого созерцания – ознакомления с ним – до изучения и исследования его, т.е. движение от простого к сложному.