Минимум знаний, умений и навыков, полученный учащимися объединения «Юные спелеологи» после четвертого года обучения в соответствии с учебным планом и программой, должен соответствовать СПТ по спелеотуризму, а учащиеся должны быть готовы к прохождению карстовых полостей III А – III Б к.с.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»
5 год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Туристская подготовка | ||||
1.1. | Обзор туристских районов | - | ||
1.2. | Права и обязанности членов туристской группы | - | ||
1.3. | Вопросы психологической подготовки в туристской группе. Психология малых групп | |||
1.4. | Организация работы семинара предлагерной подготовки и спелеолагеря | - | ||
1.5. | Учебная литература и пособия | - | ||
2. Естественно-географическая подготовка | ||||
2.1. | География и геология карста | |||
2.2. | Гидрогеологический и микроклиматический режимы глубинных карстовых полостей | - | ||
2.3. | Отложения пещер | - | ||
2.4. | Наблюдения под землей | |||
3. Краеведение | ||||
3.1. | Экскурсионная работа в пещере | |||
3.2. | Общественно полезная деятельность. Краеведческая и природоохранная деятельность. Наблюдения в походе | |||
4. Обеспечение безопасности | ||||
4.1. | Особенности поведения человека под землей | - | ||
4.2. | Классификация туристских маршрутов и препятствий | |||
4.3. | Вопросы выживания в экстремальных ситуациях | |||
4.4. | Организация и проведение поисково-спасательных работ (ПСР) и транспортировка пострадавшего | |||
5. Общая и специальная физическая подготовка | ||||
5.1. | Врачебный контроль, самоконтроль | - | ||
5.2. | Общая физическая подготовка | - | ||
5.3. | Специальная физическая подготовка | - | ||
- | ||||
6. Спелеологическая подготовка | ||||
6.1. | Страховка и самостраховка | |||
6.2. | Виды и характеристики веревок | - | ||
6.3. | Применение статической веревки в SRT | |||
6.4. | Узлы и их применение в SRT | |||
6.5. | Соревнования по спелеотуризму | |||
7. | Факультативные занятия: фотодело, самодеятельная песня, обучение игре на гитаре, изготовление снаряжения и т.д. | По усмотрению руководителя | ||
ИТОГО за период обучения: |
|
Зачетное многодневное мероприятие (лагерь, слет, поход и т.п.) вне сетки часов.
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»
5 год обучения
1. Туристская подготовка
1.1. Обзор туристских районов.
Краткая история туристского освоения районов страны, основные туристско-экскурсионные спелеологические объекты. Районы походов, их подробный физико-географический обзор. Возможные маршруты различных категорий сложности, учебно-тренировочных походов и экспедиций, пути подъезда. Характерные особенности районов, возможности организации и проведения в них туристских мероприятий в разное время года. Наиболее вероятные маршруты. Примеры типичных маршрутов для каждого района с их характеристиками. Маршруты походов, занявшие призовые места в чемпионате страны в последние годы. Перспективы и задачи будущих походов. Источники сведений о районах. Национальные особенности и обычаи местного населения.
|
1.2. Права и обязанности членов туристской группы
Роль руководителя группы на всех этапах подготовки и проведения похода. Принципы управления группой, зависимость метода управления от опыта участников и руководителя. Моральная, административная и юридическая ответственность руководителя и участников группы. Практика разбора аварий и несчастных случаев в туризме. Взаимоотношения с местными властями, лесной охраной, рыбнадзором, охотничьей инспекцией.
1.3. Вопросы психологической подготовки в туристской группе. Психология малых групп
Понятие психологического климата туристской группы. Конфликты, причины возникновения, способы их преодоления. Психологическая тактика руководителя группы. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний, личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиции в вопросах общения и взаимодействия; контроль и оценка достигнутого результата. Особенности психологии малых групп.
Практические занятия
Игры-тренинги по решению различных ситуаций.
1.4. Организация работы семинара предлагерной подготовки и спелеолагеря
Организационная структура семинара. Подготовительные работы: смета расходов подбор инструкторов и лекторов, набор слушателей, составление расписания занятий и методических указаний к занятиям, разработка маршрутов учебных выходов на местность, подбор пособий. Формирование учебных групп. Внутренний распорядок на семинаре, в лагере, порядок оформления семинара и лагеря.
|
Учебный процесс. Обеспечение строгого соблюдения расписания занятий, систематический контроль за проведением лекционных и групповых занятий, за выполнением контрольных работ, посещаемостью занятий и успеваемостью слушателей. Помощь стажерам. Учебная документация. Экзамены. Подготовка экзаменационных билетов. Документы об окончании курса. Организация стажировки выпускников. Выпуск слушателей.
1.5. Учебная литература и пособия
Учебная и справочная литература, которая может быть использована для подготовки спелеотуристов. Наглядные пособия, их применение. Специальная литература, доступная для самостоятельного изучения. Диафильмы. Кино-слайдфильмы. Видеофильмы.
2. Естественно-географическая подготовка
2.1. География и геология карста
Географические характеристики карстовых районов России и зарубежья, их климат, животный мир. Особенности гидрологии, определяющие доступность пещер в различное время года. Возможные маршруты походов и их сложность. Карстующиеся и некарстующиеся породы. Основные условия развития карста в равнинных и горных районах. Голый и равнинный карст. Особенности развития карста в различных районах России и зарубежья. Народнохозяйственное значение изучения карста.
Вещественный состав карстующихся пород (известняки, доломиты, гипсы, ангидриды, соль конгломераты). Структура горных пород, их трещиноватость и пористость. Эрозия и коррозия в карбонатных породах. Понятие о карбонатной агрессивности природных вод. Поверхностные воды в голом и покрытом карсте: поноры, воронки, котлованы, слепые долины, карстовые мосты, полья, карстовые озера, карстовые источники. Глубинные формы в голом и покрытом карсте: колодцы, шахты, пещеры, их связь между собой и с поверхностными формами. Морфологические различия поверхностных и подземных карстовых форм в зависимости от типа карста, геологических особенностей и интенсивности тектонических движений района.
Роль климата в формировании воронок, колодцев и шахт. Режим поверхностных и подземных вод в различных карстовых районах. Понятие о гидродинамической зональности трещинно-карстовых вод и связь карстовых полостей с различными зонами. Вскрытые пещеры. Виды вскрытых глубинных полостей. Понятие о возрасте пещеры. Прогнозирование и поисковые признаки глубинных полостей в различных карстовых районах. Крупнейшие карстовые полости в России и за рубежом. Принципы оценки размеров пещеры (длина, глубина, коэффициент пустотности и закарстованности горных массивов. Крупнейшие горизонтальные и вертикальные пещеры России и зарубежья.
Практические занятия
Проведение простейших геологических наблюдений в карстовом районе, чтение геологической карты.
2.2. Гидрогеологический и микроклиматический режимы глубинных карстовых полостей
Обводненность колодцев, шахт и пещер верхней части зоны аэрации. Условия накопления снега и льда под землей и образования ванночек с водой. Обводненность пещер, зоны сезонных колебаний уровней подземных вод. Величина сезонных сифонных напоров в пещерах. Морфологические следы деятельности подземных вод (этапы, эрозионные котлы, уровни подземных вод). Понятие о статических и динамических полостях. Холодные и теплые полости обоих типов, их морфологические особенности. Суточные, сезонные и годовые колебания температуры и влажности воздуха под землей. Теплорегулирующая роль подземных водоемов.
2.3. Отложения пещер
Автохтонные (местные) и аллохтонные (принесенные извне) гравитационные и водно-аккумулятивные отложения пещер (глыбовые навалы, щебень, гравий, песок, глина и др.).
Преобразование капельных форм в натечные. Связь строения сталактитов с возрастом натеков. Влияние концентрации кальцита, скорости натекания раствора, влажности атмосферы, температуры. Особенности микроклимата и образования натеков.
2.4. Наблюдения под землей
Геологические наблюдения
Породы, в которых образовалась полость; структура, текстура, цвет, трещиноватость, залегание пород на различных участках полости. Наличие заполнителя и его характеристика. Оборудование для геологических наблюдений. Методика отбора проб.