Зачетное многодневное мероприятие (лагерь, слет, поход и т.п.) - вне сетки часов.
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»
3 год обучения
1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма)
1.1. Личное и групповое туристское снаряжение
Особенности личного и группового снаряжения в спелеотуризме. Общие требования к нему: прочность, легкость, безопасность, удобство в транспортировке и использовании, гигиеничность, эстетичность.
Примусы бензиновые и газовые горелки. Правила безопасности при переноске примусного хозяйства, емкостей с бензином, газовых баллонов. Правила безопасности при работе с примусами, оборудование места работы с ними.
Малогабаритные разборные печки для отопления и приготовления пищи. Источники света: фонари, свечи, самодельные светильники. Источники электропитания, средства радиосвязи. Мобильная телефонная связь.
Страховочное снаряжение: карабины, страховочная система, ледоруб, жумары, кроль, крючья скальные и ледовые, каталка и т.д.
Практические занятия
Работа с примусом, с малогабаритной печкой. Использование радиосвязи. Использование страховочного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт личного и группового снаряжения.
1.2. Привалы и биваки
Назначение привалов и биваков. Требования к их расположению и санитарные правила. Устройство бивака в горах и под землей: выбор места и планировка, работа группы на биваке, установка палаток, меры безопасности. Приготовление пищи, сушка одежды и обуви. Снятие лагеря.
Особенности бивака на дневке, полудневке, организация туристской бани.
Строительство простейших сооружений, туалетов, столов и навесов, мостков для подхода к воде, мытья посуды.
|
Практические занятия
Выбор места привала, развертывание и свертывание лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров, работа с пилой и топором. Организация бивака на дневке. Устройство лагеря на слете, соревнованиях, строительство простейших сооружений.
1.3. Подготовка к походу, путешествию (соответствует теме 1.3.)
1.4. Питание в туристском походе (соответствует теме 1.4.)
1.5. Передвижение и преодоление естественных препятствий на подходах к пещерам
Передвижение по травянистым склонам и осыпям
Разновидности травянистых склонов, осыпей. Характерные опасности. Мокрый травянистый склон. Осыпи «живая» и мокрая. Основные правила ходьбы, постановка ног, сохранение одинаковой нагрузки при различном рельефе. Движение группы по осыпи, по краю карстовой воронки, по ее склону. Движение с негабаритным грузом. Организация страховки.
Передвижение по скальным участкам
Виды скальных склонов. Характерные опасности. Краткая характеристика зацепок и опор. Выбор и использование опор; постановка ног на скалах. Ненадежность опоры на колено и носок. Движение на трении; различные виды захватов. Основные правила движения по скалам. Движение по скалам с негабаритным грузом. Страховка на скальных участках. Навешивание перил.
Преодоление водных преград
Краткие сведения об особенностях горных рек и рек карстовых районов. Измерение их режима на протяжении дня, в зависимости от погоды. Опасности рек. Выбор места, времени и способа переправы; одежда и обувь переправляющихся. Правила страховки при переправах. Спасательные посты. Устройство перил. Переправы вброд: выбор брода, определение скорости течения, глубины потока, неровностей дна. Организация навесной переправы и техника передвижения по ней.
|
Практические занятия
Отработка техники передвижения и преодоления естественных препятствий на подходах к пещерам.
1.6. Подведение итогов туристского (спелео)путешествия
Практические занятия
Составление отчета о проведенном походе. Оформление разрядных документов. Выпуск газеты.
2. Топография
2.1. Топография и топосъемка в карстовой полости
Значение для спелеотуриста топографии и ориентирования на местности. Виды карт, которыми могут пользоваться спелеотуристы. Основные сведения о картах: масштаб, условные обозначения, изображение рельефа. Чтение карты и работа с ней. Копирование, составление схем.
Ориентирование на местности по карте, компасу и местным предметам. Определение точки стояния. Определение сторон горизонта по местным предметам и небесным светилам. Определение расстояний на местности.
Топографическая съемка на поверхности. Составление кроки подходов к пещере и пути в пещере.
Практические занятия
Топографическая съемка горизонтальной карстовой полости, шахты с уступами, вертикальной шахты или колодца. Камеральная обработка материалов топосъемки и составление описания пещеры.
2.2. Методика и техника исследования карстовых полостей
Задачи исследования карстовой полости. Детальная разработка программы исследований применительно к условиям конкретных полостей. Ознакомление с научными приборами для исследований, с методикой измерения температуры, влажности, взятия проб воды, образцов пород, сбора и хранения спелеофауны.
|
Этикетирование образцов и проб. Доставка их на поверхность. Привязка точек взятия проб и замеров к плану пещеры.
Практические занятия
Работа с приборами. Практические исследования.
3. Краеведение
3.1. Обзор района спелеопутешествия
Краткая характеристика геолого-географических особенностей района. История его геологического развития и закарстования, спелеологическая изученность. Расположение карстовых полостей в районе.
3.2. Общественно полезная работа в спелеопутешествии, охрана природы, памятников культуры, пещер
Получение заданий государственных, муниципальных, общественных организаций и учреждений по работе во время проведения походов и путешествий. Методика их выполнения.
Техника выполнения краеведческих наблюдений и их фиксация: составление описаний, запись воспоминаний очевидцев событий, сбор образцов для коллекций, видео- и фотосъемка, зарисовки, составление схем участков маршрута, уточнение карты маршрута, метеорологические наблюдения.
Деятельность по охране природы в условиях похода, приведение в порядок туристских стоянок, пещер.
Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов.
Работа среди местного населения: концерты туристской самодеятельности, помощь сельским школам, одиноким и престарелым жителям.
Составление отчетов о проведенных походах и путешествиях.
Практические занятия
Выполнение заданий различных организаций, учреждений, школы. Проведение краеведческих и научных наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Приведение в порядок памятников истории и культуры, воинских захоронений, пещер. Работа среди местного населения.
4. Обеспечение безопасности
4.1. Обеспечение безопасности в спелеопоходе
Безопасность – важнейшее требование любого туристского мероприятия. Классификация опасностей гор и пещер.
Меры предупреждения опасности при подготовке и проведении путешествия. Правила безопасности при поисках карстовых полостей, при исследовании вертикальных карстовых полостей (подготовка снаряжения; организация верхней страховки, обязанности страхующего; проверка загазованности пещеры и возможности камнепадов); при исследовании горизонтальных и обводненных пещер (состав и численность группы, маркировка ходов в пещерах-лабиринтах, прогноз погоды и сигнализация о начале дождей, требования к лицам, допускаемым в обводненные полости); при проведении специальных работ под землей (фотосъемка с лампой-вспышкой или пиропатроном, подрывные работы, расчистка завалов, расширение ходов, гидротехнические работы). Сигнализация. Контрольные сроки.
Практическое занятие
Инструктаж и проверка знаний каждого члена группы по технике безопасности.
Ознакомление на местности с опасностями, связанными с рельефом и структурными особенностями закарстованного массива (камнепадами, обвалами), с изменениями метеорологической обстановки (грязевые и водные потоки, подъем уровня подземных вод и т.д.).
4.2. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний (соответствует теме 4.1.)
4.3. Оказание первой доврачебной помощи, организация транспортировки пострадавшего (соответствует теме 4.3.)
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм (соответствует теме 5.1.)
5.2. Общая физическая подготовка (соответствует теме 5.2.)
5.3. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.
Ориентирование
Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны. Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры, бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния.
Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении.
Лыжная подготовка
Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания.
Туристская техника
Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д.
Игры с различными элементами туристской техники.
Упражнения на развитие выносливости, быстроты, силы.
Техника передвижения по скалам. Выбор и использование опор. Передвижение по расщелинам, карнизам, гребням, плитам. Лазание в каминах. Способы спуска и подъема по вертикальным профилям с помощью специального снаряжения. Техника передвижения по снегу и льду, по осыпям и травянистым склонам. Страховка и самостраховка. Техника спуска и подъема в карстовые полости.
6. Спелеологическая подготовка
6.1. Формирование карстовых полостей
Главные факторы формирования карстовых полостей: осадочные, горные породы, расчлененность рельефа, подземные воды. Ознакомление на местности с ролью каждого фактора.
Поверхностный карст и его формы. Карстовый рельеф. Глубинный карст и его формы. Взаимосвязь глубинного и поверхностного карста.
6.2. Происхождение вторичных образований (минералы)
Ознакомление в карстовых полостях с вторичными образованиями различных видов и условиями их возникновения. Пещеры как естественные минералогические музеи.
6.3. Организация и техника спуска в карстовые полости
Подготовка к спуску в карстовою полость: подбор снаряжения и научных приборов, разъяснение задач спуска и исследования полости, распределение обязанностей при спуске в пещеры и для работы в ней. Составление тактико-технического описания пещеры. Составление графика штурма пещеры.
Краткая характеристика естественных препятствий в колодцах, шахтах, пещерах при различных климатических условиях и в полости. Основные приемы преодоления вертикальных стенок, неглубоких светлых колодцев, глубоких колодцев. Техника спуска. Техника подъема.
Движение по влажным скальным участкам, скользкой глине, по гальке. Организация страховки.
Практические занятия
Подбор снаряжения, научных приборов и работа с ними. Отработка техники спуска и подъема в карстовых полостях. Составление тактико-технического описания пещеры. Составление графика штурма пещеры.
6.4. Научная и видовая видео-, кино- и фотосъемка
Значение видео, кино- и фотосъемки для разведки и исследования карстовых полостей. Технические средства: видеокамеры, фотоаппараты, штативы, тросики, источники света, пленка, химикаты. Специфические способы съемки в пещерах. Фотосъемки мелких натеков и образований. Техника безопасности при работе со вспышкой. Изоляция аппаратуры от влаги.
Практические занятия
Фотосъемка, видеосъемка и киносъемка в пещерах.
6.5. Страховка и самостраховка
Демонстрация и отработка приемов страховки различных видов (самостраховка, групповая и взаимная страховка на подходе к полости, страховка спутника). Отработка и закрепление навыков страховки на траве и скалах, на льду и снегу. Выбор места и подготовка страховки; учет направления рывка. Верхняя и нижняя страховки. Отработка страховки через плечо, поясницу, карабин (крюк с карабином), через выступ, через ледоруб.
Основные узлы: проводник, восьмерка, булинь; узлы для связывания двух веревок: прямой, академический; вспомогательные узлы: схватывающий, стремя, удавка. Беседка и грудная обвязка.
Виды и характеристика веревок. Отработка ослабления рывка. Нормы и запас стравливания веревок из натуральных и синтетических материалов. Недопустимость жесткого закрепления веревки. Трение в карабине, на выступе, о куртку и рукавицы. Самостраховка на месте и в движении (по скалам, веревке, лестнице). Верхняя страховка и самостраховка при спуске в колодцы и подъеме из них.
Практические занятия
Отработка техники страховки и самостраховки в различных условиях.
Минимум знаний, умений и навыков, полученный учащимися объединения «Юные спелеологи» после третьего года обучения в соответствии с учебным планом и программой, должен соответствовать НТП-Б по спелеотуризму, а учащиеся должны быть готовы к прохождению карстовых полостей II А - II Б категории сложности.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»
4 год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Туристская подготовка | ||||
1.1. | Нормативные документы по туризму | - | ||
1.2. | Ремонт, усовершенствование и подготовка туристского снаряжения | |||
1.3. | Организация туристского быта в экстремальных ситуациях | |||
1.4. | Подготовка к походу, путешествию | - | ||
1.5. | Питание в туристском походе | - | ||
1.6. | Техника преодоления естественных препятствий | - | ||
1.7. | Подведение итогов спелеотуристского путешествия | - | ||
2. Топография и ориентирование | ||||
2.1. | Основы комплексной топосъемки в пещерах | |||
3. Краеведение | ||||
3.1. | Изучение района путешествия | |||
3.2. | Общественно полезная работа в путешествии | - | ||
4. Обеспечение безопасности | ||||
4.1. | Причины возникновения экстремальных ситуаций и порядок действий в них | |||
4.2. | Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего | |||
4.3. | Обеспечение безопасности спелеопутешествия | |||
5. Общая и специальная физическая подготовка | ||||
5.1. | Врачебный контроль, самоконтроль | - | ||
5.2. | Общая физическая подготовка | - | ||
5.3. | Специальная физическая подготовка | - | ||
- | ||||
6. Спелеологическая подготовка | ||||
6.1. | Микроклимат в пещерах | - | ||
6.2. | Археология и палеонтология карстовых полостей. Обитатели пещер | |||
6.3. | Исследование карстовых полостей | - | ||
6.4. | Страховка и самостраховка | |||
6.5. | Техника передвижения по сложным скальным участкам, органным трубам и каминам. Преодоление отвесов | |||
6.6. | Техника передвижения по льду, фирну и снегу | |||
6.7. | Преодоление обводненных участков и полузакрытых сифонов | - | ||
6.8. | Техника и тактика передвижения в карстовом районе и в пещерах | |||
ИТОГО за период обучения: |
Зачетное многодневное мероприятие (лагерь, слет, поход и т.п.) - вне сетки часов.
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»
4 год обучения
1. Туристская подготовка
1.1. Нормативные документы по туризму (соответствует теме 1.1.)
1.2. Ремонт, усовершенствование и подготовка туристского снаряжения (соответствует теме 1.2.)
1.3. Организация туристского быта в экстремальных ситуациях (соответствует теме 1.3.)
1.4. Подготовка к походу, путешествию (соответствует теме 1.4.)
1.5. Питание в туристском походе (соответствует теме 1.5.)
1.6 Техника преодоления естественных препятствий (соответствует теме 1.6.)
1.7. Подведение итогов спелеотуристского путешествия (соответствует теме 1.7.)
2. Топография и ориентирование
2.1. Основы комплексной топосъемки в пещерах
Содержание комплексной топосъемки в пещерах, съемка плана вертикальных шахт и горизонтальных пещер, съемка ситуационного плана на поверхности. Спелеологические и внемасштабные знаки. Отметка важнейших морфологических и геологических характеристик на плане. Розы ходов и трещиноватости.
Практические занятия
Практика комплексной топосъемки. Камеральная обработка результатов. Привязка плана полости к ситуационному плану.
3. Краеведение
3.1. Изучение района путешествия (соответствует теме 3.1.)
3.2. Общественно полезная работа в путешествии (соответствует теме 3.2.)
4.Обеспечение безопасности
4.1. Причины возникновения экстремальных ситуаций и порядок действий в них (соответствует теме 4.1.)
4.2. Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего (соответствует теме 4.2.)
4.3. Обеспечение безопасности спелеопутешествия.
Сигнализация. Меры предосторожности при передвижении по карнизам, навесам, по глине. Страховка и самостраховка. Недопустимость крепления веревки за сталагмиты и выступы натечной коры, расположенные на глиняной подложке. Правила безопасности при исследовании обводненных галерей: при работе с лодкой, в гидрокостюме при организации переправ через подземные реки и озера, при преодолении сифонов. Минимальный состав группы для исследования сифонов и необходимый при этом опыт участников.
Правила безопасности при разбивке биваков под землей и организации базового лагеря. Организация связи в пещере и с поверхностью: связные и контрольные посты, телефон.
Опасности, вызываемые высокой влажностью в пещерах: возможность теплового удара при работе в гидрокостюме, частичная потеря чувствительности конечностей, медленное заживление порезов и т.д.
Контрольные сроки при выходе в пещеру и обязательность их соблюдения. Спасательный отряд лагеря, его функции и порядок действий. Связь с ПСС.
Практические занятия
Организация базового лагеря. Проверка знания учащимися правил поведения и техники безопасности в пещерах. Анализ характерных аварийных ситуаций.
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Врачебный контроль, самоконтроль (соответствует теме 5.1.)
5.2. Общая физическая подготовка (соответствует теме 5.2.)
5.3. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.
Ориентирование
Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны.
Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния.
Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении.
Лыжная подготовка
Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания.
Туристская техника
Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д.
Скалолазание. Отработка темы «Страховка и самостраховка».
Работа на линейный опорах при помощи техники SRT. Спасработы индивидуальные (соло-транспортировка пострадавшего). Навеска и съем снаряжения.
6. Спелеологическая подготовка
6.1. Микроклимат в пещерах.
Роль климата в формировании поверхностных и глубинных форм карста. Роль конденсации в формировании карстовых полостей и питании подземных вод. Значение микроклиматических измерений и их увязка с морфологией полости, натечными образованиями и с местными метеорологическими данными.
6.2. Археология и палеонтология карстовых полостей. Обитатели пещер.
Использование пещер на различных этапах развития человеческого общества. Пещеры-убежища и укрытия, пещеры-жилища, пещеры-храмы. Палеонтология подземных полостей. Понятие о тафономии. Значение палеонтологических находок для определения возраста пещер. Краткая характеристика основных групп фауны и флоры пещер на территории России и их значение.
Практические занятия
Сбор спелеофауны и флоры карстовых полостей. Хранение собранного материала.
6.3. Исследование карстовых полостей
Практические занятия
Самостоятельная работа с научными приборами при исследовании пещер. Замеры трещиноватости горным компасом на поверхности и в пещерах. Определение угла и азимута падения горных пород.
Проведение гидрологических наблюдений: определение расхода воды в потоке водосливной рейкой, с помощью вертушки, поплавка. Замеры влажности, температуры, давления воздуха в пещерах. Приборы-самописцы. Взятие геологических проб. Обработка результатов наблюдений. Описание пещеры, карточка пещеры, ее содержание, заполнение карточки после окончания работы в полости.
6.4. Страховка и самостраховка.
Техника страховки и самостраховки при проведении наблюдений на уступах, стенке, при спуске и подъеме по лестнице, по веревке. Страховка и самостраховка при преодолении обводненных полостей: при движении по реке, озеру, мокрым стенкам и глинистым участкам, при подъеме и спуске под водопадами (летом и зимой).
Практические занятия
Закрепление и отработка навыков страховки и самостраховки в различных условиях.
6.5. Техника передвижения по сложным скальным участкам, органным трубам, каминам. Преодоление отвесов.
Сложные скальные участки, отвесы. Применение скальных, шлямбурных и ледовых крючьев. Выбор трещин для забивки крючьев, учет направления рывка, извлечение крючьев. Отработка приемов скалолазания с применением скальных крючьев и нижней страховки. Приемы преодоления каминов и органных труб. Расклинивание в камине или трубе. Создание и использование искусственных точек опоры. Применение штанг и складных лестниц.
Практические занятия
Техника преодоления отвесов, отработка спуска и подъема на веревке. Заякоривание и другие приемы проникновения в пещеру на отрицательных отвесах.
6.6. Техника передвижения по льду, фирну и снегу
Роль снега в формировании пещер. Разновидности снега и его сезонные изменения. Снежный рельеф: склоны, мосты через трещины, карнизы, гребни, закрытый ледник. Характерные опасности. Особенности снега и фирна в подземных полостях. Техника передвижения по снегу (подъем, спуск, траверс). Выбивание и утаптывание ступеней, скольжение, использование кошек. Применение ледоруба. Самозадержание, страховка при движении по снегу (через плечо и ледоруб). Скольжение (глиссирование). Преодоление снежных мостов, карнизов. Движение по ледовому склону. Техника передвижения по льду: ходьба в отриконенных ботинках на кошках, рубка ступеней. Подъем, спуск, траверс ледовых склонов различной крутизны. Самостраховка, страховка через крюк и плечо, через два крюка. Самозадержание.
Практические занятия
Отработка приемов передвижения по льду, фирну, снегу.
6.7. Преодоление обводненных участков и полузакрытых сифонов
Характеристика обводненных участков в пещерах: подземные реки, озера, водопады, сифоны. Основные опасности обводненных участков: изменение гидрорежима полости, низкая температура и высокая влажность воздуха. Специальное снаряжение для преодоления таких участков (гидрокостюмы, надувные лодки, спасательные жилеты) и его применение. Техника преодоления подземных озер, рек, водопадов и полузакрытых сифонов. Транспортировка снаряжения.
6.8. Техника и тактика передвижения в карстовом районе и в пещерах
Зависимость тактики передвижения по карстовому району от целей путешествия, времени года, характера рельефа, сложности пути, подготовленности и схоженности группы. Важнейшая задача тактического плана – обеспечение безопасности.
Организация движения на маршруте: скорость и ритм движения, протяженность переходов, порядок движения, увязка режима передвижения с режимом питания. Место руководителя в строю. Направляющий и замыкающий. Разведка пути, связь, сигнализация, взаимопомощь. Роль дисциплины. Распорядок дня. Выбор оптимального времени суток для движения в зависимости от местных условий. Возможные изменения распорядка дня при поиске пещер в карстовом районе. Выбор рациональных технических приемов для движения и преодоления естественных препятствий. Ознакомление всех участников с планом путешествия и ближайшего дня. Ежедневный и послепоходный тактический разбор маршрута. Тактика движения в пещерах. Зависимость тактики от задачи исследования полости.
Практические занятия
Тактическая проработка схем и календарного плана путешествия: учет ходовых и весовых норм, запас времени на плохую погоду, запасные варианты маршрута. Разбор тактических планов передвижения в полостях различного типа (вертикальных, горизонтальных, обводненных при выполнении различных программ исследования (топосъемка, гидрологические исследования, микроклиматические измерения и т.д.).