Хрестоматии и антологии по теории культуры




Санкт-Петербургская Академия

Управления и Экономики

Факультет Социального Управления

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________________

_________________________

«»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля зачет

Санкт-Петербург

Культурология – сравнительно молодая наука. Она сформировалась в особую научную дисциплину фактически лишь в ХХ столетии. Но культура как предмет изучения стала привлекать к себе интерес философов и историков начиная с XVII века. При изучении данной дисциплины необходимо иметь в виду ее неоднороднй характер: известно, что в культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины – антропология, социология, психология, педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по разному изучают культуру. За непродолжительный период существования, культурология выработала свою методологическую базу и обрела самостоятельный статус, стала обязательным элементом в федеральном блоке дисциплин высшего образования.

Организационно-методические указания

Дисциплина "Культурология" изучается на 1 курсе в течение одного семестра. Основными видами занятий являются лекции, семинары и самостоятельная работа. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами: "История", "Философия", "Политология", "Социология", "История мировой литературы и искусства".

Текущая форма контроля - доклады, сообщения, выступления на семинарах.

Итоговый контроль - зачет.

Целевая установка

Преподавание дисциплины "Культурология" имеет своей целью дать студентам теоретические знания о сущности, структуре, функциям, закономерностях и основных исторических типах культуры.

В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решения следующих задач:

- формированию целостной, интегративной картины культурно-исторического процесса;

- определение своеобразия культурно-исторической эпохи и ее внутренних смысловых границ;

- определение места отдельных явлений культуры в культурно-историческом процессе.

Для выполнения указанных цели и задач студент должен:

Знать:

- общие закономерности развития культуры и ее основные этапы;

- формы и типы культур, основные культурно-исторические центры;

- историю мировой культуры;

- историю культуры России, ее место в системе мировой культуры.

Студент должен

Уметь:

- объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой деятельности;

- дать культурологический анализ явлений общественной жизни;

- проявить заботу о сохранении и приумножении мирового и национального культурного наследия.

Студент должен быть

Ознакомлен:

- с достижениями современной культурологической науки;

с исследованиями, посвященными различным культурно-историческим эпохам, художественным стилям, выдающимся деятелям культуры и др.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Тема 1. Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания.

Понятие культуры. Проблемы, цели, предмет культурологии. Культурология и ее место в системе социогуманитарного знания. Единство теории и истории культуры. Взаимосвязь социологического и культурологического подходов к анализу человеческой деятельности. Культурогенез, антропогенез и социогенез. Взаимодействие материальной и духовной культуры. Преемственность как закономерность развития культуры. Структура культуры. Функции культуры (трансляция социального опыта, гносеологическая, регулятивная, семиотическая, эвристическая, аксиологическая). Способы коммуникации и передачи информации.

 

Тема 2. Модели социокультурной динамики. История культурологической мысли.

Понятие «динамика». Временные параметры социокультурных изменений. Культура и взрыв (М.Лотман).

Циклическая модель социокультурной динамики. Концепции Аристотеля, Полибия, Сым Цяна, Дж.Б.Вико, Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, Дж.А.Тойнби. Волновая модель социокультурной динамики. Концепции Й.Шпенглера и П.Сорокина. Эволюционная модель социокультурной динамики. Культурологические взгляды Дж.Фрезера. Синергетика. Концепция М.Кагана.

 

Тема 3. Типология культур в философско-культурологической мысли.

Понятие "тип культуры". Типы социокультурных миров. Культура - цивилизация - разница понятий. Региональные культуры. Культурно-историческая монадология. Культуры «уединенные» и «преемственные» (Н.Я.Данилевский). Идеальные типы М.Вебера. Типология Ф.Ницше. Психоанализ культуры З.Фрейда. «Женское» и «Мужское» в культуре. Культурное моделирование - как способ изучения культуры.

 

Тема 4. Этнические культуры и этнокультурология.

Этнические культуры и культуры этносов. Этнос - нация. Возникновение и динамика этнических образований. Этническая стратификация. Взаимодействие этнических культур. Традиции и инновации в этнических культурах. Региональные и этнические культуры нашей страны: общая характеристика. Россия - поликультурное и полиэтническое пространство. Теория пассионарности и этнокультурологические взгляды Л.Н.Гумилева. Проблема национализма.

 

Тема 5. Семиотика культуры.

Знак, означающее, означаемое, мотивация и ее отсутствие. Основные проблемы семиотики. Из истории представления о знаках6 структура знака А.Августина, онтологический статус знака по У.Оккаму, знаковая концепция В.Лейбница. Основные обобщающие модели семиозиса: треугольники Г.Фрегге, Ч.Морриса, А.Валлона. Основные положения семиологии Ф. де Соссюра и Р.Барта. Учение Ю.М.Лотмана. Семиотика вербального языка. Семиотика науки. Семиотика поведения. Семиотика религии. Семиотика искусства.

 

Тема 6. Историческая культурология.

Начало человеческой культуры: первобытная культура. Миф как форма культуры. Культура древнейших цивилизаций. Античный тип культуры. Периодизация античной культуры. Средневековый тип культуры. Мировоззренческие основы культуры. Христианство как духовный стержень европейской культуры. Городская и народная культура. Художественная культура. Истоки ренессансной культуры. Итальянское Возрождение, французские ренессанс, тюдор-ренессанс, северное Возрождение. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения. Социально-политическая структура города. Роль автора - творца Возрождения. Сакральное и светское в искусстве.

Культура Нового времени. Антиномизм картины мира эпохи Барокко. Драматизм мироощущения человека. Проблема вариантов Барокко. "Полиморфность" морфологического строения культуры Барокко.

Культура эпохи Просвещения. Буржуазные революции и их культурно-историческое значение. Просветительская картина мира. Историческая обусловленность эпохи Просвещения. Культура XIX в. Романтическая константа в культуре. Декаданс - как новое мироощущение. Революция в науке и технике. Культура ХХ в. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры. Культура межвоенного двадцатилетия. Диалог как средство преодоления кризиса культуры. Мировоззренческие основания модернистского искусства. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов ХХ века. Влияние миноритарных культур на социокультурную динамику. Феномен феминизма. Анонимность культурного реципиента и плюрализм культуры.

 

Тема 7. Культура и личность, культура и природа, культура и общество.

Человек как творец и творение культуры. Личность как носитель культурно-исторических ценностей. "Культурный" план поведения человека. Быт и культура. Взаимоотношение природы и культуры: единство и конфликт. Основные направления взаимодействия природы и человека. Понятие культурного ландшафта. Эстетические традиции и отношение человека к природе. Структура общества и культура социальных групп. Социальные институты и культура. Понятие "субкультура". Многообразие субкультур. Культура и семья.

 

Тема 8. Тенденции культурной универсализации в мировом историческом процессе. Глобальные процессы современности.

Мировое сообщество, цивилизация и глобальные процессы современности. Резервы развития культуры и императивы выживания. современное мировое культурное пространство. Столкновение цивилизация (теория Хаггета). Стратегии мирового культурного развития.

Современная социокультурная ситуация в России. Россия и "Великий Лимитроф". Специфика "срединных культур". Культурная идентичность в рамках поликультурного пространства. Перспективы культурной политики России.

 

Основные понятия курса: мировая культура, культура и цивилизация, социокултурная динамика, этнокультурные системы, региональный тип культуры, историко-культурная зона, системно-синергетический подход, геокультурное пространство, неолитическая революция, "осевое время", индоевропейская культурно-языковая общность, кросскультурное взаимодействие, номадический тип культуры, земледельческие культуры, античность как тип культуры, традиционный тип культуры, личностно-креативный или персоналистский тип культуры, доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные общества, Ренессанс, Барокко, Просвещение, Романтизм, Позитивизм, Модернизм, Постмодернизм, материальная культура, духовная культура, художественная культура, религиозная культура, политическая культура, нравственная культура, правовая культура, демократическая культура, тоталитарная культура, национальная культура, массовая культура, культура личности, культурная идентичность, поликультурное общество, межкультурная коммуникация, диалог культур, взаимодействие культур.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Предмет культурологии. Основные подходы анализ человеческой деятельности.

2. Методы и подходы исследования понятия "Культура" в современной культурологии.

3. Культурология как наука и ее место в системе социогуманитарного знания.

4. Понятие культуры. Культура, антикультура, цивилизация.

5. Типология культур.

6. Культура как система.

7. Творчество, традиции и новаторство в культуре. Диалог культур.

8. Этнические культуры и культуры этносов.

9. Субкультуры и массовая культура.

10. Человек и культура, культура и общество.

11. Экология культуры. Социокультурная ситуация в современной России.

12. Основные школы и концепции культурологии.

13. Роль культуры в разрешении глобальных проблем человечества.

14. Начало человеческой культуры: культура первобытного общества.

15. Социокультурная динамика. Модели.

16. Культура и гендер.

17. Типология культуры.

18. Культура Древнего Египта: идеальная модель.

19. Семиотика культуры. Культура как знаковая система.

20. Феномен «Осевого времени».

21. Культура Востока. Общая характеристика типа культуры.

22. Античный тип культуры.

23. Средневековый тип культуры (Европа)

24. Культура эпохи Возрождения (Ренессанса). Реформация в Европе. Протестантизм и культура.

25. Культура эпохи Просвещения.

26. Формирование национальных культур и их особенности (XVI-XVIII вв.).

27. Достижения мировой культуры XVIII в.

28. Европейская культура XIX века и ее основные направления.

29. Западная и восточная культура ХХ века. Основные направления их развития.

30. Культура в мире технологической и информационной цивилизации.

31. Противоречия и интеграция мировой культуры.

32. Охрана национального культурного наследия в современной России.

33. Традиционные культуры коренных народов России.

34. Восток-Запад-Россия: проблемы исследования.

35. Актуальные проблемы развития Российской культуры и ее взаимодействие с мировой культурой.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

(выполняются только студентами заочной формы обучения)

 

1. Предмет культурологии. Основные подходы анализ человеческой деятельности.

2. Культурология как наука и ее место в системе социогуманитарного знания.

3. Типология культур.

4. Творчество, традиции и новаторство в культуре. Диалог культур.

5. Этнические культуры и культуры этносов.

6. Этнические культуры родного региона.

7. Субкультуры и массовая культура.

8. Молодежная субкультура.

9. Экология культуры. Социокультурная ситуация в современной России.

10. Основные школы и концепции культурологии.

11. Наука как феномен культуры.

12. Этногенез Л.Н.Гумилева в культурологическом аспекте.

13. Культурная морфология О.Шпенглера.

14. Концепция осевого времени К.Ясперса.

15. Игровая концепция культуры.

16. Динамика культуры А.Д.Тойнби.

17. Социодинамика культуры П.Сорокина.

18. Начало человеческой культуры: культура первобытного общества.

19. Э.Тайлор о первобытной культуре.

20. Региональные особенности первобытной культуры.

21. Образ жизни, быт и духовная культура первобытного человека.

22. Сравнительный анализ петроглифической живописи.

23. Культура Древнего Египта.

24. Древние культуры на территории Месопотамии: диахронное и синхронное межкультурное взаимодействие.

25. Культура Древней Индии.

26. Культура Древнего Китая и Японии.

27. У истоков европейской цивилизации: культура Древней Греции.

28. Культура Древнего Рима.

29. Культура Византийской империи.

30. Культура средневековой Европы.

31. Культура эпохи Возрождения (Ренессанса).

32. Протестантская этика и развитие культуры.

33. Культура эпохи Просвещения.

34. Феномен культуры повседенвности.

35. Формирование национальных культур и их особенности (XVI-XVIII вв.).

36. Модернизм как тип культуры.

37. Постмодернизм как тип культуры.

38. Западная и восточная культура ХХ века. Основные направления их развития.

39. Культура в мире технологической и информационной цивилизации.

40. Диалог и монолог в отечественной культуре.

41. Российская культура между "Великим Лимитрофом".

42. Российские мыслители об отечественной культуре.

43. Основные этапы развития отечественной культуры.

44. Россия как поликультурное и полиэтническое пространство.

45. Феномен вещи в этнической культуре.

46. Западники и славянофилы в русской культурологической мысли.

47. "Серебряный век" русской культуры как феномен культуры модернизма.

48. Феномен культуры повседеневности.

49. Основные достижения российской культуры в 80-90-е годы ХХ в.

50. Европейский и Американский Постмодерн: сравнительный анализ.

51. Рождение контркультуры.

52. Европейские школы постмодерна.

53. Феномен латиноамериканского постмодерна.

54. Охрана национального культурного наследия в современной России.

55. Актуальные проблемы развития Российской культуры и ее взаимодействие с мировой культурой.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

Основная литература:

1. Культурология в вопросах и ответах - М., 1998.

2. Культурология. История мировой культуры. // Под ред. Марковой А.Н. - М., 1995.

3. Культурология // Под ред. Радугина А.А. -- М., 1998.

4. Культурология // Под ред. И.Ф Кефели, В.Т. Пуляева и др. - СПб, 1999.

5. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - М., 1999.

6. Хрестоматия по культурологии. Том 1. "Самосознание мировой культуры", том 2 "Самосознание русской культуры" // Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб, 1999.

7. Белогрудов О.А. Культурологи - М., 1998.

8. История мировой культуры: наследие Запада - М., 1998.

9. Культурология - М., 1993.

10. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система - М., 1998.

11. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии - М., 1997.

12. Философия культуры: становление и развитие // отв ред. Каган М.С. - СПб, 1998.

13. Энциклопедический словарь по культурологии - М., 1997.

14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 1996.

15. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

16. Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

17. Мамонтов С.П., Мамонтов А.С. Антология культурологической мысли. М., 1996.

18. Левяш Н.Я. Культурология. Минск, 1998.

19. Актуальные проблемы культуры. М., 1993.

20. Леви-Строс К Структурная антропология М., 1985

21. Ясперс К.Смысл и назначение истории. М., 1991

 

Дополнительная литература:

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.

2. Введение в культурологию (Отв. ред. Е.В. Попов). М., 1996.

3. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.

4. Круглова Л.К. Основы культурологии: Учебник. СПб, 1995.

5. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1995.

6. Розен В.М. Введение в культурологию. М., 1994.

7. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

8. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1998.

9. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.

10. Ильина Т.В. История искусств. М., 1994.

11. История культуры России. М., 1993.

12. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994.

14. Фрецк П. Занимательная культурология. М., 1994.

15. Яковед Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

16. Гуревич П.С. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

17. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

18. Аронов А.А. Мировая художественная культура. М., 1998.

19. Балакина Т.И. История русской культуры - М., 1995.

20. История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.

21. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994

22. Элиаде М. Миф и ритуал. М., 1995.

23. Ахиезер М.А. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. — 1991.

24. Ахиезер А. Думы о России: От прошлого к будущему. — М., 1994

25. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1993.

26. Белова Т.В. Культура и власть. — М., 1991.

27. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986.

28. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. — М., 1991.

29. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.

30. Дайсон Ф. Оружие и надежда. — М., 1990.

31. Дрейер О.К., Лось В.А. Глобальная проблематика и Римский клуб. — М.,1995.

32. Зыбайлов Л.К., Шапинский. В.А. Постмодернизм. — М., 1993.

33. Каталог биосферы. / Пер. с англ. — М., 1991.

34. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. — М.,1992.

35. Макнамара Р. Путем ошибок — к катастрофе. — М., 1988.

36. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.

37. Новая волна: Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90 гг. — М., 1994.

38. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Мегатенденции: Год 2000. — М., 1991.

39. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. — М., 1987.

40. Печчеи А. Человеческие качества: Изменившееся положение человека в мире. — М., 1985.

41. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. — СПб., 1991.

42. Тацуно Ш. Стратегия — технополисы. — М., 1989.

43. Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997.

44. Тоффлер О. “Третья волна” — США: Экономика, политика, идеология. —1982. — №7-11.

45. Фонотов А.Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. — М., 1993.

46. Форрестер Дж. Мировая динамика. — М., 1978.

47. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект. —Вопросы философии. — 1992. — №4

48. Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. Новые конфигурации мирового пространства. В поисках глобального и теоретического синтеза. — М., 1994.

 

Учебные пособия

Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1998

Губман Б.Л. Западаная философия культуры ХХ в. Тверь, 1997

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, 1998

Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996

Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 1998

Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 1998

Хрестоматии и антологии по теории культуры

Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретации культуры. Отв. редактор и сост. Л.А.Мостова. - СПб., 1997

Антология культурологической мысли. Под ред. С.П.Мамонтова, А.С.Мамонтова. _ М., 1996

Культурология ХХ в.: Антология. - М., 1994

Теория культуры: Отечественные Исследования. М., 1996

Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: