СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ




 

Структура курсовой работы рекомендуется следующая:

Введение.

  1. Теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы.

2. Организационно-экономическая и правовая характеристика хозяйства. Аналитическая часть проекта с организационно-экономической оценкой современного состояния изучаемых вопросов.

  1. Проектная (конструктивная) часть.

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; формулируется цель курсовой работы и раскрываются вытекающие из цели задачи, которые должны быть решены при выполнении работы; определяется объект и предмет исследования; отражаются приемы и методы исследования, использованные автором при выполнении работы; здесь также указываются материалы, на основе которых выполнялся курсовая работа: учредительные документы, годовые отчеты хозяйства, итоги работ его подразделений, первичная документация, текущие и перспективные планы развития хозяйства, личные наблюдения автора, опросы и др.

В разделе 1. «Теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы» должны быть отражены теоретический обзор литературы по исследуемой теме, в том числе раскрыто понятие, сущность, состояние изученности вопроса, а также теоретические обобщения автора. При этом в тексте делаются ссылки на авторов изучаемых работ (статей, книг). Например: «По мнению Романова А.Е. (20), необходимо различать понятия «государственное управление» и «государственное регулирование». Это означает, что материалы Романова А.Е. помещены в списке литературы под номером 20. После рассмотрения различных точек зрения разных авторов, соответствующих законодательных актов, студент формирует и обосновывает свою точку зрения, которая может совпадать с мнением какого-либо автора. В этом разделе автор курсовой работы должен показать умение вести научную дискуссию.

В том же разделе, в самостоятельном параграфе, целесообразно рассматривать отдельные методические вопросы, связанные с темой курсовой работы. Излагаются методические подходы к решению рассматриваемой проблемы, методика оценки эффективности мероприятий или отдельных решений и др.

Выводы и предложенияформируются в виде кратких конкретных аргументированных обобщений и предложений по каждому подразделу курсовой работы, причем они должны отражать результаты проведенного исследования и подтверждаться соответствующим цифровым материалом.

В конце работы студентом составляется список литературы, которая была использована им при написании работы, причем, список должен содержать литературу и того года издания, в котором была выполнена работа. По окончании списка студент в обязательном порядке ставит дату окончания курсовой работы (она же и означает дату сдачи работы на проверку) и свою подпись.

Приложенияразмещаются после списка литературы. Они оформляются при необходимости, чтобы не загружать текст курсовой работы. В приложение целесообразно выносить материал, который является иллюстрацией к теме, в том числе организационно-правовые документы (устав, должностные инструкции и т.д.); подробные таблицы, доказательства; варианты схем организационной структуры и структуры управления, как фактических, так и проектируемых; штатное расписание аппарата управления сельскохозяйственного предприятия; организация и оплата труда работников управления (выписка из положения по оплате труда); хронометраж (фотография) рабочего дня руководителей и специалистов; опросные листы работников управления; описания различных методик и др.

При выполнении курсовой работы следует помнить, что рекомендации по отдельным темам, предложенные ниже, не являются исчерпывающими.

 

Тема 1. Совершенствование структуры управления (на примере сельскохозяйственной организации).

 

Введение

1. Теоретические аспекты формирования и функционирования структуры управления.

1.1. Сущность структуры управления производством, их классификация.

1.2. Принципы и правила построения рациональных структур управления производством в АПК.

1.3. Показатели эффективности структуры управления.

  1. Анализ структуры управления в хозяйстве.

2.1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства.

В данном подразделе необходимо рассмотреть общие сведения о хозяйстве: место расположения, удаленность его от областного и районного центров, пунктов материально-технического снабжения и реализации продукции; характеристику природных условий; размещение производства и населенных пунктов по территории хозяйства с указанием границ подразделений и расстояния между ними; состояние дорог, наличие средств связи и др.

Экономическая характеристика предприятия должна включать краткий анализ показателей размера хозяйства, структуры товарной продукции, структуры и динамики численности работников на предприятии, экономической эффективности использования основных фондов, основных показателей эффективности производства, производительности труда, рентабельности производства продукции, финансовых результатов деятельности предприятия. Выводы по таблицам должны не только констатировать изменение фактических показателей, но и содержать причины, из-за которых произошли эти изменения.

 

2.2. Характеристика структуры управления.

Данный подраздел следует начать с анализа организационной структуры хозяйства, который, в свою очередь, осуществляется на основе анализа общих сведений о хозяйстве, территориального размещения населенных пунктов и подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего назначений. Дать характеристику объектов производственного культурно-бытового назначения. В результате чего сделать вывод о размерах подразделений, выявить соответствие фактических размеров подразделений оптимальным. При этом использовать можно таблицы 1-3. Организационную структуру необходимо представить в виде схемы или в виде таблицы 3 и схемы.

Далее на основе фактической схемы организационного устройства предприятия, результатов опросов работников аппарата управления, штатного расписания и т.д. следует начертить схему сложившейся структуры управления хозяйством. На схеме должны быть отражены руководители всех подразделений, система соподчинения и взаимосвязи всех служб, звеньев и лиц, участвующих в управлении. Управленческие работники, деятельность которых распространяется на хозяйство в целом, размещаются на верхней ступени вместе с руководителем организации. Равнозначные звенья аппарата управления – на одном уровне.

Систему соподчинения на схеме отражают следующим образом: линейные (административные) связи – сплошными линиями; функциональные связи - пунктирными линиями (а не стрелками). К линейному управленческому персоналу относятся руководитель организации и руководители всех структурных подразделений хозяйства. Специалисты делятся на линейно-функциональный персонал (главные и старшие специалисты). Затем определяют тип структуры управления по признакам ступенчатости и организационному построению внутрихозяйственных подразделений.

Схема структуры управления должна быть подвергнута тщательной характеристике, что позволит обнаружить преимущества и «слабые места», накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса и т.п.

 


Таблица 1 - Размеры производственных подразделений сельскохозяйственной организации

Наиме-нование подра-зделе-ния Вало-вая продук-ция в сопос-тави-мых ценах, тыс. руб. Пло-щадь паш-ни, га Поголовье скота, гол. Чслен-ность работающих, чел. Закреп-лено тракто-ров Коли-чес-тво бригад и ферм
КРС Свиньи    
Всего Ко-ров Всего Свино-ма-ток        
               
                           
                           
                           
                           
                           
                             

 

* Каждой теме соответствует своя нумерация таблиц.

 

Таблица 2 - Состав и размещение вспомогательных, обслуживающих подразделений,

промышленных производств и культурно-бытовых объектов

Наименование подразделений Число работающих Размеры подразделений Место располо-жения Кому подчиняется руководитель подразделения
Единицы измерения Количество
Автогараж   Шт.      
Ремонтные мастерские   Шт.      
Мельница   т      
Пилорама   м      
Сепараторный пункт   Тт      
Кирпичный завод   Тыс. шт.      
ЖКХ   Тыс. руб.      
Строительный цех, всего   Тыс. руб.      
в т.ч. строительная бригада   Тыс. руб.      
Бригада текущего ремонта   Тыс. руб.      
Склады, в т.ч. минеральных удобрений   т      
Запасных частей          
Детские учреждения   Число детей      
Клубы   Количество мест      

Таблица 3 - Состав подразделений хозяйства

Наименование подразделений Количество
   
   
   
   

 

2.2. Количественный и качественный состав управленческого персонала. Расходы на его содержание.

 

При анализе численности управленческих работников путем сравнения фактического их количества с типовыми штатами выявляют возможные отклонения от штатных нормативов и вакантные должности (таблица 4). Методика определения нормативной численности аппарата управления отражены в приложениях 1-3.

 

Таблица 4 - Штатное расписание предприятия

Наименование должностей Количество, ед.
  факт расчет Отклонение (+;-)
       
Руководитель      
Заместители руководителя по:      
производству      
коммерческим вопросам      
Хозяйственной части и быту      
гражданской обороне      
       
       
Главные: бухгалтер      
Инженер      
Экономист      
Энергетик      
Диспетчер      
Старшие: бухгалтеры      
Инженеры      
Экономисты      
Энергетики      

Продолжение таблицы 4

       
Диспетчера      
юрист консульт      
инспектор по кадрам      
Бухгалтеры      
Инженеры      
Экономисты      
Техники      
Радиотехник      
Диспетчеры      
Инспектор по кадрам      
Руководители подразделений:      
Начальники цехов      
управляющие отделениями      
начальники производственных участков      
бригадиры комплексных бригад      
       
Итого      
Общепроизводственный персонал отрасли растениеводства      
Главный агроном      
Старший агроном      
Агрономы      
Инженер-гидротехник      
Техник-гидротехник      
Заведующий химическим складом      
Заведующий зерновым током      
Техник зернотока      
Бригадиры      
Итого      
Общепроизводственный персонал отросли животноводства        
Главный зоотехник        
Старшие зоотехники        
           

Продолжение таблицы 4

       
Зоотехник-селекционер      
Старший инженер по МЖФ      
Инженер по МЖФ      
Техник по племучету      
Главный ветврач      
Старшие ветврачи      
Ветврачи, ветфельдшеры      
Ветсанитары      
Техник-осеменатор      
Заведующие МТФ      
Заведующие по откорму КРС      
Заведующие СТФ      
Заведующие ОТФ      
       
       
       
Итого      
Руководители перерабаты-вающих и обслуживающих      
подразделений:      
       
       
Итого      
Технический и обслуживающий персонал:      
Секретарь-машинистка      
Кассир      
Заведующие складами      
Кладовщики      
Водитель легкового автомобиля      
Пожарно-сторожевая охрана      
Уборщицы      
       
Итого      
Всего      

 

Исходные данные для анализа качественного состава аппарата управления можно представить в виде таблицы (приложение 4).

Качественный состав аппарата управления необходимо проанализировать по категориям: руководители, специалисты, технические исполнители (таблица 5)

 

Таблица 5 - Структура управленческого персонала по категориям

Категории 20__г. 20__г. 20__г.
Количество ед. Струк-тура, % Количество ед. Струк-тура, % Количество ед. Струк-тура, %
Руководители            
Специалисты            
Технические исполнители            
Итого   100,0   100,0   100,0

 

Анализируется также соотношение линейного, функционального и линейно-функционального персонала. Для более углубленной характеристики аппарата управления необходимо сделать анализ его состава по образованию, стажу работы в хозяйстве, возрасту и т.д. (таблицы 6, 7, 8).

 

Таблица 6 - Структура аппарата управления по образованию

Образование 20__г. 20__г. 20__г.
Количество ед Струк-тура, % Количество ед Струк-тура, % Количество ед Струк-тура, %
Высшее            
Среднеспециальное            
Среднее            
Итого   100,0   100,0   100,0

 

Таблица 7 - Структура управленческого персонала по стажу работы

Стаж работы 20__г. 20__г. 20__г.
Количество ед. Струк-тура, % Количество ед. Струк-тура, % Количество ед Струк-тура, %
             
             
             
             
             

 

Таблица 8 - Структура аппарата управления по возрасту

Возраст 20__г. 20__г. 20__г.
Количество ед Струк-тура, % Количество ед Струк-тура, % Количество ед Струк-тура, %
До 35 лет            
в т.ч. до 25 лет            
35-50 лет            
Пред пенсионный            
Пенсионный            
Итого   100,0   100,0   100,0
               

 

Анализ расходов на содержание аппарата управления осуществляют на основе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые отражаются на счете 25 и 26 бухгалтерского учета. При этом выявляются итоговые результаты изменений общепроизводственных и общехозяйственных расходов (таблицы 9, 10). Устанавливают изменение себестоимости всей валовой продукции вследствие изменения этих затрат. Затем выявляют роль каждого подразделения в формировании общепроизводственных расходов и предприятия в целом – в формировании общепроизводственных издержек (таблица 11). Расчеты производятся на основании показателей калькуляции и данных отчетов.

Далее выявляют, за счет каких статей и факторов произошли изменения в общепроизводственных и общехозяйственных расходах (таблица 12), а также какие изменения в организации производства и управления повлекли за собой эти сдвиги, при этом используются данные текущего учета, производственных отчетов подразделений и первичных документов. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению заканчиваются выводами.

 

Таблица 9 - Уровень общепроизводственных расходов, тыс. руб.

Статьи расхода По растениеводству По животноводству
Базис-ный год Отчет-ный год Отклонение (+;-) Базис-ный год Отчет-ный год Отклонение (+;-)
1.Оплата труда            
2.Отчисления на социальные нужды            
3.Амортизация            
4.Охрана труда и техника безопасности            
5. Прочие расходы            
Итого            

 

Таблица 10 - Уровень и структура общехозяйственных расходов

Статьи затрат Затраты, тыс. руб. Структура, %
Базис-ный год Отчет-ный год Отклонение (+;-) Базис-ный год Отчет-ный год Отклонение (+;-)
             
Затраты на              
оплату труда            

 

Продолжение таблицы 10

             
Отчисления на социаль-ные нужды            
Содержание и ремонт зда- ний и обору-дования            
Износ мало-ценных и быстроизна-шивающих-ся предме-тов            
Расходы на подготовку и перепод-готовку кадров            
Расходы по изобрета-тельству и рационали-зации            
Прочие расходы            
Непроизво-дственные расходы            
Итого            

 

Таблица 11 - Удельный вес расходов по организации производства и управлению в прямых затратах

Показатели Базис-ный год Отчет-ный год Отклоне-ние (+;-)
  Растениеводство Прямые затраты – всего, тыс. руб.      
Общепроизводственные расходы: всего, тыс. руб.      
на 1 руб. прямых затрат, руб.      
Животноводство Прямые затраты – всего, тыс. руб.      
Общепроизводственные расходы: всего, тыс. руб.      
на 1 руб. прямых затрат, руб.      
Общехозяйственные расходы: всего, тыс. руб.      
на 1 руб. прямых затрат, руб.      
Валовая продукция в текущих ценах, тыс. руб.      
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы: всего, тыс. руб.      
на 1 руб. прямых затрат, тыс. руб.      
на 1 руб. валовой продукции, руб.      

 

 

Таблица 12 - Влияние факторов на размер накладных расходов в расчете на 1 рубль валовой продукции

Наименование накладных расходов Обще-произ-водствен-ные расходы растение-водства Обще-произ-водствен-ные расходы животно-водства Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды В целом по обслуживанию производства и управ-лению
         
Расходы по органи-зации производства и управлению, тыс. руб.        
план        
фактически        
Валовая продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб.: план        
фактически        
Размер накладных расходов на 1 руб. валовой продукции, руб.: план        
фактически        
при плановом уровне накладных расходов и ва-ловой продукции фактической        
Отклонение накладных расходов на 1 рубль валовой продукции, руб.: всего        

 

Продолжение таблицы 12

         
т.ч. за счет изменений: размера накладных расходов        
стоимости валовой продукции        

 

2.4. Анализ использования рабочего времени управленческими работниками.

 

При изучении и содержания и затрат рабочего времени работников аппарата управления целесообразно использовать наиболее достоверный и приемлемый способ – фотографию рабочего дня. Он заключается в наблюдении за трудом работника (руководителя предприятия, главного специалиста, специалиста, бригадира и т.д.) в течение всего рабочего дня с его начала до конца и хронологической регистрации в специальном наблюдательном листе всех без исключения затрат рабочего времени, включая и перерывы (приложения 5-6). Причем необходимо проводить трехдневные наблюдения. Время проставлять с точностью до 1 минуты.

После окончания наблюдения следует определять продолжительность затрат рабочего времени по каждой выполненной операции. Затем однородные по содержанию элементы затрат рабочего времени суммируются и определяется трудоемкость отдельных операций (таблица 13).

 

Таблица 13 - Содержание труда и структура затрат рабочего времени

Виды работы Затраты времени по операциям, мин. Итого Норма-тив, %
Мин. К общим затратам времени, %
         
Получение информации        

Продолжение таблицы 13

         
Координация работы        
Работа с документами        
Прием посетителей        
Производственные совещания        
Внешние связи        
Распорядительство        
Несвойственные обязанности        
Служебные разговоры        
Итого:        
Обеденный перерыв        
Всего:        

 

Анализ структуры затрат рабочего времени позволяет выделить:

- работы, продолжительность которых сократить невозможно;

- работы необходимые, но их продолжительность можно сократить путем проведения организационно-технических мероприятий;

- работы, которые могут быть выполнены другими менее квалифицированными работниками;

- излишние работы, не свойственные данной категории работников;

- работы, которые дублируются, т.е. их выполняют данный работник и другие работники аппарата управления;

- потери рабочего времени, связанные с ожиданием руководителя, линий связи, транспорта и т.д.

Эти данные, согласно перечню элементов затрат времени, заносят в сводную таблицу анализа использования рабочего времени (приложение 7). В результате необходимо сделать конкретные выводы об использовании рабочего времени управленческими работниками и улучшении организации их труда. Структура примерных нормативных затрат труда на выполнение управленческих операций отражены в приложении 8.

 

2.5. Анализ системы построения аппарата управления и распределения полномочий и ответственности между его работниками.

Критическая оценка состояния структуры управления.

 

В данном подразделе необходимо дать характеристику степени централизации управленческих функций, проанализировав соотношение централизованной (общехозяйственный персонал) части аппарата к децентрализованной, работников по ступеням аппарата; линейных, функциональных и линейно-функциональных связей; место, занимаемое каждым работником в аппарате, кто и кому подчинен; количество подчиненных у каждого руководителя. Также следует критически оценить систему распределения полномочий и ответственность между работниками аппарата управления, выявить происходит ли дублирование функций и т. д.

 

3. Основные направления совершенствования структуры

управления.

 

3.1. Проектирование организационной и структуры

управления.

 

Из всего многообразия конкретных мероприятий по совершенствованию структуры управления, несмотря на существенные различия в их типах, можно выделить 2 основных направления:

1) улучшение структуры управления на основе изменений в организационном устройстве предприятия (подраздел 3.1.);

2) совершенствование структуры управления на основе четкого разделения в деятельности аппарата управления, перестройки системы отношений между отдельными элементами, звеньями и внутри их (подраздел 3.2.).

При проектировании организационной структуры целесообразно определить перспективные параметры хозяйства, рациональное сочетание отраслей, осуществить оптимизацию размеров и количеств подразделений основного производства как в растениеводстве, так и животноводстве, оптимизацию размеров и количества подразделений обслуживающего и подсобного производства.

При этом следует иметь ввиду, что, например, в растениеводстве численность механизаторов и рабочих, их техническую оснащенность определяют по технологическим картам и графикам загрузки тракторов и работников в течение года.

Далее необходимо представить проект схемы организационного устройства.

На основе разработанного проекта организационной структуры, перспективного плана развития хозяйства, действующих штатных нормативов, норм управляемости, типовых структур, определенной в п.2.3. численности управленческих работников проектируют управленческий аппарат и структуру управления. При этом необходимо руководствоваться принципами и правилами построения рациональных структур управления.

К главным требованиям проектирования относятся:

- экономичность проектируемой структуры;

- минимальное число ступеней в системе управления;

- соответствие проекта организационно-производственной структуре;

- соблюдение принципа единоначалия;

- четкое распределение функций управления между управленческими звеньями и отдельными исполнителями;

- соблюдение нормы управляемости.

При проектировании можно руководствоваться нормами управляемости.

В первичных трудовых коллективах с численностью до 8-10 человек назначают неосвобожденный руководителей – звеньевых или старших рабочих. При формировании первичного подразделения с освобожденным руководителем учитывают норму управляемости, которая составляет примерно 15-20 работников механизированного труда или 25-30 работников ручного труда. В более крупных подразделениях вводят помощников руководителей – по учету, технике и другим вопросам.

В обычных тракторно-полеводческих бригадах с численностью работников более 25 человек, в том числе механизаторов более 12-15 человек, проектируется в управлении 3 человека: бригадир, его помощник по технике и помощник по учету. В бригадах механизаторов и подрядных коллективах численностью 12-20 человек управляют обычно бригадир и его помощник по учету (при этом бригадир совмещает функции общего руководства и организации технического обслуживания. При численности бригады механизаторов менее 15 человек бригадой управляет бригадир.

В животноводстве ферма до 150 коров в большинстве случаев входит в состав либо ближайшей фермы, либо цеха. Возглавляет ее не освобожденный работник, а звеньевой или старший рабочий, который подчиняется начальнику цеха или заведующему более крупной фермы. Ферма на 150-200 коров является чаще всего самостоятельным подразделением, возглавляет которое освобожденный заведующий фермой (бригадир). Ферма на 200-300 коров является более распространенной, она возглавляется заведующим фермой и помощником по учету. На ферме на 400 коров при среднем уровне механизации может быть занято до 35 человек основного и обслуживающего персонала, управляют ею заведующий фермой и его помощники.

Коллективы, обслуживающие фермы (комплексы) на 600 коров, не подразделяются в бригады, формируются как одно подразделение, в управлении которым занято 4-5 человек, в том числе заведующий фермой (бригадир), 2 помощника, а также ветврач (веттехник). В штат может быть включен техник по племенному учету или зоотехник-селекционер (при племенном стаде). Комплексы на 800 голов могут обслуживать 2 бригады, поэтому существует 2 уровня управления: бригада-комплекс, в штате управления – 5-6 человек. Начальника комплекса приравнивают по служебному положению к начальнику цеха, в его непосредственном подчинении 2 бригадира, ветврач и др., а в подчинении бригадира – помощники по учету.

Комплекс на 1200 голов обслуживать могут 3 бригады также при двухступенчатой структуре, управлять им будут 7-8 человек, в том числе в его штат включают зоотехника, ветврача, инженера механика и др. Комплекс возглавляет главный зоотехник – начальник цеха, если в хозяйстве нет других видов животных, так как начальник комплекса приравнен к начальнику цеха по служебному положению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: