РЕШЕНИЕ КЕЙСА (этапы, пояснения)




ОБЩАЯ ЗАДАЧА КЕЙСА

В Россию обязательно придут роботы, искусственный интеллект, виртуальная реальность, но это все в перспективе 10 лет, пока это в основном слова и пиар, зачастую не имеющие отношения к производству. Однако передовые товаропроизводители начинают использовать отдельные элементы передовых технологий на практике.

Мы предлагаем в этом кейсе рассмотреть пути решения основных проблем развития современных предприятий в отрасли АПК, производящих картофель, для того, чтобы «Умный город будущего» имел возможность потреблять в пищу качественные, полезные и вкусные продукты.

 

ВВЕДЕНИЕ

Картофель является сельскохозяйственной культурой №4 в мире и №2 в России. На мировом потребительском рынке его опережают только кукуруза, пшеница и рис. В нашей стране картофель по народнохозяйственной и стратегической значимости уступает только зерну. Он входит в каждодневный рацион большинства россиян. По данным ФАО ООН, в России среднедушевое потребление картофеля одно из самых больших в мире – 130 кг в год, больше его едят только в некоторых постсоветских странах: Республике Беларусь (181 кг), Киргизии (143 кг) и Украине (139 кг). К положительным характеристикам картофеля как продукта питания следует отнести легкую усвояемость и высокую питательность. По химическому составу он состоит на 72-75% из воды, 16-20% – крахмала, 2-2,5% – белка, 1-1,8% –волокон и 0,15% – жирных кислот.

Другими словами, картофель является продуктом питания богатым углеводами, сухое вещество которого по содержанию белка существенно превосходит другие корнеплоды и клубнеплоды, а также отличается низким содержанием жиров. Кроме того, в картофеле есть необходимые для поддержания здоровья населения микроэлементы и витамины – С, В1, В3 и В6, фолат, пантотеновая кислота и рибофлавин, а также минералы – железо, калий, фосфор и магний. В нем содержатся и пищевые антиоксиданты, играющие важную роль в профилактике заболеваний, связанных со старением, а также клетчатка, благотворно влияющая на здоровье. Картофель является важным техническим сырьём для производства спирта и крахмала, используется в дистиллировании алкогольных напитков, в том числе водки и аквавита, а также при производстве клея и топливного этанола. Картофельный крахмал широко используется в фармацевтической, текстильной, деревообрабатывающей и бумажной отраслях как связывающее, скрепляющее, структурное вещество и наполнитель.

Среднестатистический европеец съедает около 90 кг картофеля в год. Но, в разных странах – по-разному, средние величины являются мало информативными. Так, в Италии – это 40 кг, а в Белоруссии – свыше 181 кг. Размер среднедушевого потребления картофеля определяется национальными кулинарными традициями, разнообразием ассортиментной линейки рациона и прочими страновыми различиями. Кроме того, уровень потребления подвержен и временным изменениям. Так, Ирландия длительное время занимала лидирующее место в мире по уровню потребления картофеля, однако в настоящее время она утратила его из-за того, что он заменяется в рационе ирландцев рисом, кускусом и бататом. В отдельных странах картофель активно заменяют на репу и топинамбур.

ЦЕЛЬ РЕШЕНИЯ КЕЙСА:

Разработка модели нового использования продукта – картофеля в обществе будущего.

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КЕЙСА:

1. Проанализировать основные процессы производства картофеля на современном предприятии (уборка, хранение, транспортировка, переработка).

2. Предложите варианты усовершенствования перечисленных производственных процессов.

3. Составить матрицу SWOT-анализа для продукта - картофеля.

4. Проанализировать способы использования картофеля в современном обществе.

5. Предложите возможные варианты использования данного продукта в жизни людей, ведущих здоровый образ жизни. Можно ли предложить альтернативные виды использования данного продукта в различных сферах жизни общества?

Внимательно изучите информацию о продукте, поставленные задачи и справочные материалы. Помните, что от того, насколько подробно вы описываете решение, зависит то, насколько успешным будет защита кейса. Удачи!

КОМАНДА состоит из руководителя предприятия, главного инноватора, специалиста по оценке возможностей рынка и технолога.

Руководитель отвечает за командную работу, слаженность, быстроту работы своего коллектива. Он принимает итоговое решение.

Главный инноватор является источником идей для реализации поставленных в кейсе задач.

Технолог отвечает за реалистичность проектных решений, технологию процесса производства, хранения и реализации картофеля.

Специалист по оценке возможностей рынка отвечает за продвижение предложенных вариантов новых продуктов из картофеля и оценивает их эффективность.

Главным «оратором» при защите кейса может быть выбран любой из участников, но он не должен быть единственным, в защите кейса принимает участие вся команда (включая ответы на дополнительные вопросы).

 

- На основании материала кейса и справочных материалов составьте SWOT – матрицу продукта - картофеля, укажите в ней сильные и слабые стороны продукта, возможности его развития и угрозы ухода с рынка.

- Можно ли изменить свойства картофеля для современных людей, заботящихся о здоровом образе жизни? Какими растениями (продуктами) (товарами - субститутами), на Ваш взгляд можно сегодня заменить картофель? Как это отразится на культуре питания наших людей? Выводы укажите на слайде …

РЕШЕНИЕ КЕЙСА (этапы, пояснения)

Задача 1: Проанализировать основные процессы производства картофеля на современном предприятии (уборка, хранение, транспортировка, переработка).

Пояснения к решению.

1. Основная проблема при уборке картофеля – обильные осадки, которые затягивают сроки уборки, приводят к снижению качества картофеля. Предложите варианты обхода этой проблемы. (Переносить сроки уборки картофеля - нельзя).

Комментарий: Идеальная погода для уборки картофеля — ясный погожий день с температурой воздуха (+15)-(+17) градусов. При более низкой температуре воздуха клубни, выкопанные из еще теплой земли, сразу попадают в холод и во время хранения могут почернеть. По этой же причине не рекомендуется начинать уборку картофеля ранним утром, лучше дождаться, когда воздух немного прогреется.

2. Основные потери в картофелеводстве осуществляются во время хранения продукции. Как с Вашей точки зрения можно оптимизировать этот процесс?

Комментарий: При какой температуре хранить картофель, чтобы он не портился и не прорастал – насущный вопрос. Оптимальными считаются следующие условия: температура воздуха (+2) — (+3) градуса и влажность 70–80 процентов. Если в хранилище зимой будет тепло, картошка «почует весну» и начнет прорастать.

3. Произведенную продукцию необходимо из хозяйств сельхозтоваропроизводителей отправить для продажи на рынки и в супермаркеты города. Ваши предложения для регулирования этого процесса.

Комментарий: Картофель перевозят в изотермических автомобилях, автофургонах или в автомобилях с бортовой платформой. Для перевозки этих продуктов при температуре наружного воздуха ниже О °С предприятия должны выделять автомобили с изотермическими кузовами (это кузов, который снабжен слоем изоляционных материалов, ограничивающих теплообмен между внутренней и наружной поверхностями).

4. В основном картофель перерабатывается на крупных предприятиях, не занимающихся его производством. Предложите новые варианты современной переработки картофеля.

Комментарий: глубокая промышленная переработка картофеля включает, производство картофельного крахмала, сухого картофельного пюре (хлопьев), а также производство чипсов, напитков и других продуктов на основе картофеля.

 

Задача 2. Предложите варианты усовершенствования перечисленных производственных процессов.

Пояснения к решению.

На основании материалов самого кейса, справочных материалов, полученных результатов в процессе решения Задачи 1 предложите свои варианты улучшений или изменений по всем четырём этапам производства картофеля.

Задача 3. Составить матрицу SWOT-анализа для продукта - картофеля.

Пояснение к решению.

В каждой ячейке матрицы необходимо прописать как можно больше сильных и слабых сторон продукта – картофеля, а также возможности дальнейшего его развития, увеличения потребления, но не забывайте про угрозы со стороны других продуктов – субститутов (заменителей) и др.

Сделайте общие выводы, какие направления дальнейшей работы с продуктом вы бы предложили на основании проведенного анализа.

Задача 4. Проанализировать способы использования картофеля в современном обществе.

Пояснения к решению.

Используя свои практические знания, справочные материалы нарисуйте блок-схему, в которой укажите все возможные варианты по использованию картофеля и продуктов его переработки в разных аспектах жизни людей (Слайд).

Задача 5. Предложите новые возможные варианты использования данного продукта в жизни людей, ведущих здоровый образ жизни. Можно ли предложить другие варианты использования картофеля в жизни общества?

Пояснения к решению.

На основании полученной ранее информации предложите новые или усовершенствованные (дополненные) продукты, которые можно произвести из картофеля. Опишите кратко эти продукты.

Итогом защиты кейса является созданная модель продукта будущего, с элементами инновационных технологий выращивания на этапах: уборки, хранения, переработки и реализации картофеля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: