Превращение даосизма в религию




Введение

 

Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить свою жизнь строгому соблюдению этих норм и церемоний; без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Ведь за пределами конфуцианства оставалось мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без всего этого человек не мог время от времени не испытывать чувство духовного дискомфорта. Неудивительно, что все смутное, подсознательное, относившееся к сфере неподконтрольных разуму чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но все это продолжало существовать, будь то суеверия простого народа или философские искания творчески мыслящих и ищущих индивидов. В предханьское время и особенно в начале эпохи Хань (II в. до н.э.) все эти верования и обряды были объединены в рамках оформлявшейся параллельно с конфуцианством религии даосов - религиозного даосизма.

Целью контрольной работы является исследование даосизма как религии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие даосизма, процесса превращения даосизма в религию.

2. Раскрыть основные догматы даосской религии в священных текстах.

Объектом контрольной работы является религия.

Предметом - даосизм.

Теоретической базой для написания контрольной работы послужили труды отечественных авторов в области религиоведения, таких как Борунков Ю.Ф., Лобазова О.Ф. и др.

Даосизм возник в IV-III вв. до н.э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским - верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Даодэцзине»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV-III вв. до н.э.).

Даосизм - религиозно-философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддиз - мом.

Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао - цзы. Философское учение складывалось на протяжении нескольких веков (IV-III вв. до н.э.). Даосизм как религия сформировался в начале первых веков нашей эры.

Основным содержанием учения является понятие «дао», являющееся сущностью и первопричиной мира. Это естественный «путь», по которому следуют все люди и весь окружающий мир, закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной.

Соблюдение принципа следования дао тесно связано с понятием «увэй» - «недеяние», приводящее к совершенству, полной свободе, успеху и процветанию. Всякое деяние, не соответствующее дао, приводит к неудаче и гибели.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Иначе говоря, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами.

Религиозный даосизм образовал своего рода «церковь», иерархическую структуру, включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т.д.

В VII-X вв. стал неотъемлемой частью верований и обрядов широких народных масс, частью синкретической системы наряду с конфуцианством и буддизмом.

священный даосизм догмат китайский


Превращение даосизма в религию

 

Превращение даосизма из философии в организованную религию.

Если период Весен и осеней вместе с периодом Воюющих царств был золотым веком даосской философии, то время между началом Восточной Хань (25-219 гг. н.э.) и концом Южных и Северных династий (304-589 гг. н.э.) стала золотым веком даосской религии. В это время даосизм превратился в организованную религию с институтом священства, набором обрядов и писаний и большим количеством последователей.

Хотя часто говорят, что превращение даосизма из философии в религию в эпоху Восточной Хань (25-219 гг. н.э.) произошло исключительно благодаря усилиям одного человека - Чжан Даолина, это явное преувеличение. Если бы не исторические условия, способствовавшие такой трансформации, старания Чжан Даолина не увенчались бы успехом.

Указанному изменению даосизма способствовало несколько объективных факторов. Основы его были заложены еще в конце периода Воюющих царств и в начале Ранней (Западной) Хань.

После объединения страны под властью династии Цинь потребность в наемных государственных деятелях и странствующих политических советниках исчезла. Династия Хань, пришедшая на смену Цинь, тоже правила единым Китаем. Более того, первые императоры Хань были полны решимости не повторить ошибок династии Чжоу: они укрепили централизованное правление и лишили власти аристократию. Поэтому наемные государственные деятели уже не могли зарабатывать на жизнь, предлагая услуги феодальным властителям. Многие из странствующих политических советников владели искусством поддержания долголетия, врачевания и гадания; в новых условиях, когда консультации по военным и политическим вопросам стали никому не нужны, странствующие философы начали предлагать свои услуги, выступая в ином амплуа - как врачи, гадатели и знатоки искусств продления жизни. Таким образом в периоды Цинь и Ранней Хань возникла уникальная социальная группа, членов которой называли «фан ши», то есть мастерами заклинаний.

В период Ранней Хань фан ши можно было приблизительно разделить на две подгруппы: первая специализировалась на магии, гадании и врачевании, а вторая - на искусствах продления жизни и достижения бессмертия. Средние и высшие слои общества были озабочены достижением долголетия, но крестьяне и вообще представители других, менее благополучных социальных слоев, были к этому равнодушны. Их жизнь была настолько жалкой, что долголетие означало бы для них просто продление страданий. Крестьянин желал иного: уверенности в том, что бури и град не уничтожат урожай, а семья его будет достаточно велика, чтобы обработать поле. Фан ши, удовлетворявшие такие запросы, трудились на ниве магии. Их магия называлась талисман-ной, потому что предполагала использование магических слов и символов для обращения к духам с просьбой об исцелении и защите.

Еще одним фактором, который облегчил трансформацию даосизма из философии в религию, явилась вера в иерархию духов и практика почитания духов путем жертвоприношений. Эту примитивную форму организованной религии поддерживал еще Мо-цзы, более известный своей проповедью вселенской любви и самопожертвования. В конце периода Воюющих царств последователи Мо-цзы (мои-сты) разработали систему установлений, описывающих порядок жертвоприношений высшим силам. В период Воюющих царств существовали алтари, посвященные духам - хранителям места, например горного перевала или долины. Кроме того, мо-исты обучали людей, как проводить служение на алтарях. При династии Хань влияние моистов исчезло, но алтари остались. Таким образом, когда в даосизме стали появляться свои алтари и религиозные лидеры, это было всего лишь продолжением установившейся традиции.

Следующим обстоятельством, способствовавшим превращению даосизма в религию, был упадок обрядов, организуемых государством. При династии Чжоу Государственные ритуалы совершали придворные шаманы. Когда шаманы утратили личную силу, которой обладали в доисторические времена, то больше не могли удовлетворять духовные потребности народа. С течением времени подлинное значение обрядов позабылось, религиозные празднества выродились просто в торжества, лишенные духовной ценности. Последний удар по государственным ритуалам нанесли первые императоры Хань, которые решили поддерживать даосизм. Государственные шаманы сошли со сцены, а их место при дворе и в знатных семействах заняли маги фан ши. Благодаря исчезновению придворных шаманов и прекращению традиционных церемоний в эпоху Хань религиозный даосизм смог получить развитие и укрепиться в качестве организованной религии со своими собственными церемониями. Появившись в период Восточной Хань (25-219 гг. н.э.), он достиг наивысшего расцвета при династиях Вэй (220 - 265 гг. н.э.), Цзинь (265-420 гг. н.э.), а также в период Южных и Северных династий (304-589 гг. н.э.).

Превращение даосизма в организованную религию: эпоха Восточной Хань (25-219 гг. н.э.)

Понимание того, как китайский народ относится к высшим силам, является ключом к пониманию верований и практик религиозного даосизма. Хотя в религиозном даосизме были введены новые божества и духи, культурное значение ритуалов и жертвоприношений оставалось неизменным на всем протяжении китайской истории.

Раз появились императорские алтари, посвященные Лао-цзы, было вполне естественно присвоить ему титул и отождествить его с верховным божеством даосской религии. Именно это и сделал Чжан Даолин на исходе Восточной Хань.

Под руководством Чжан Даолина даосизм превратился в религию. В качестве ее основателя выступал Лао-цзы, который, как Тайшан Лао-цзюнь, являлся также верховным божеством. В этой религии сразу наметилась руководящая роль духовенства: Чжан Даолин и его сыновья называли себя Небесными наставниками и сделались посредниками между богами и верующими. И, что важнее всего, эта религия удовлетворяла духовным потребностям простого народа.

Движение Чжан Даолина осталось бы просто местным культом, если бы внук основателя, Чжан Лу, не проявил политического честолюбия и не распространил свое влияние на центральную часть Китая. Кроме того, ряд событий облегчил потомкам Чжан Даолина путь к созданию полностью организованной религии с духовным лидером, подобным Папе Римскому, священством, писаниями и литургией, ритуалами, церемониалом и магией.

Первым из этих событий стало появление «Канона Великого равновесия» «Тай пин цзин» - первого из известных нам писаний даосизма, якобы полученных путем откровения. Если классические даосские произведения, «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы», были философскими трактатами, которые вышли из-под пера смертных людей, то авторство «Тай пин цзин» приписывалось божествам - Хранителям дао. Помимо того, что в «Тай пин цзин» описывается утопический идеал, эта книга обладает всеми признаками даосского религиозного текста. Там приводятся имена божеств, имеющие явно даосскую окраску (Великое сокровенное, Изначальное начало и т.д.); излагается теория сотворения вселенной; подчеркивается значение церемониала и дисциплины; описывается система наград и наказаний и, что самое важное, указывается на связь здоровья и долголетия с соблюдением религиозных ритуалов.

Вторым моментом, способствовавшим успеху потомков Чжан Даолина, была популярность талис-манной магии практически во всех слоях общества. Историки долгое время полагали, что в талисман-ную магию верили лишь бедные неграмотные крестьяне. Однако в следующей главе мы увидим, что талисманная магия и призывания играли огромную роль в практике школы Шанцин - религиозного даосского движения, возникшего среди аристократов при династиях Вэй и Цзинь (220-420 гг. н.э.).

Третьим фактором, позитивно повлиявшим на судьбу школы Небесных наставников, явился ряд эпизодов династической истории Китая. Это произошло при династии Цзинь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: