Введение
Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить свою жизнь строгому соблюдению этих норм и церемоний; без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Ведь за пределами конфуцианства оставалось мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без всего этого человек не мог время от времени не испытывать чувство духовного дискомфорта. Неудивительно, что все смутное, подсознательное, относившееся к сфере неподконтрольных разуму чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но все это продолжало существовать, будь то суеверия простого народа или философские искания творчески мыслящих и ищущих индивидов. В предханьское время и особенно в начале эпохи Хань (II в. до н.э.) все эти верования и обряды были объединены в рамках оформлявшейся параллельно с конфуцианством религии даосов - религиозного даосизма.
Целью контрольной работы является исследование даосизма как религии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие даосизма, процесса превращения даосизма в религию.
2. Раскрыть основные догматы даосской религии в священных текстах.
Объектом контрольной работы является религия.
Предметом - даосизм.
Теоретической базой для написания контрольной работы послужили труды отечественных авторов в области религиоведения, таких как Борунков Ю.Ф., Лобазова О.Ф. и др.
|
Даосизм возник в IV-III вв. до н.э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским - верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Даодэцзине»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV-III вв. до н.э.).
Даосизм - религиозно-философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддиз - мом.
Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао - цзы. Философское учение складывалось на протяжении нескольких веков (IV-III вв. до н.э.). Даосизм как религия сформировался в начале первых веков нашей эры.
Основным содержанием учения является понятие «дао», являющееся сущностью и первопричиной мира. Это естественный «путь», по которому следуют все люди и весь окружающий мир, закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной.
Соблюдение принципа следования дао тесно связано с понятием «увэй» - «недеяние», приводящее к совершенству, полной свободе, успеху и процветанию. Всякое деяние, не соответствующее дао, приводит к неудаче и гибели.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
|
Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Иначе говоря, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами.
Религиозный даосизм образовал своего рода «церковь», иерархическую структуру, включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т.д.
В VII-X вв. стал неотъемлемой частью верований и обрядов широких народных масс, частью синкретической системы наряду с конфуцианством и буддизмом.
священный даосизм догмат китайский
Превращение даосизма в религию
Превращение даосизма из философии в организованную религию.
Если период Весен и осеней вместе с периодом Воюющих царств был золотым веком даосской философии, то время между началом Восточной Хань (25-219 гг. н.э.) и концом Южных и Северных династий (304-589 гг. н.э.) стала золотым веком даосской религии. В это время даосизм превратился в организованную религию с институтом священства, набором обрядов и писаний и большим количеством последователей.
Хотя часто говорят, что превращение даосизма из философии в религию в эпоху Восточной Хань (25-219 гг. н.э.) произошло исключительно благодаря усилиям одного человека - Чжан Даолина, это явное преувеличение. Если бы не исторические условия, способствовавшие такой трансформации, старания Чжан Даолина не увенчались бы успехом.
|
Указанному изменению даосизма способствовало несколько объективных факторов. Основы его были заложены еще в конце периода Воюющих царств и в начале Ранней (Западной) Хань.
После объединения страны под властью династии Цинь потребность в наемных государственных деятелях и странствующих политических советниках исчезла. Династия Хань, пришедшая на смену Цинь, тоже правила единым Китаем. Более того, первые императоры Хань были полны решимости не повторить ошибок династии Чжоу: они укрепили централизованное правление и лишили власти аристократию. Поэтому наемные государственные деятели уже не могли зарабатывать на жизнь, предлагая услуги феодальным властителям. Многие из странствующих политических советников владели искусством поддержания долголетия, врачевания и гадания; в новых условиях, когда консультации по военным и политическим вопросам стали никому не нужны, странствующие философы начали предлагать свои услуги, выступая в ином амплуа - как врачи, гадатели и знатоки искусств продления жизни. Таким образом в периоды Цинь и Ранней Хань возникла уникальная социальная группа, членов которой называли «фан ши», то есть мастерами заклинаний.
В период Ранней Хань фан ши можно было приблизительно разделить на две подгруппы: первая специализировалась на магии, гадании и врачевании, а вторая - на искусствах продления жизни и достижения бессмертия. Средние и высшие слои общества были озабочены достижением долголетия, но крестьяне и вообще представители других, менее благополучных социальных слоев, были к этому равнодушны. Их жизнь была настолько жалкой, что долголетие означало бы для них просто продление страданий. Крестьянин желал иного: уверенности в том, что бури и град не уничтожат урожай, а семья его будет достаточно велика, чтобы обработать поле. Фан ши, удовлетворявшие такие запросы, трудились на ниве магии. Их магия называлась талисман-ной, потому что предполагала использование магических слов и символов для обращения к духам с просьбой об исцелении и защите.
Еще одним фактором, который облегчил трансформацию даосизма из философии в религию, явилась вера в иерархию духов и практика почитания духов путем жертвоприношений. Эту примитивную форму организованной религии поддерживал еще Мо-цзы, более известный своей проповедью вселенской любви и самопожертвования. В конце периода Воюющих царств последователи Мо-цзы (мои-сты) разработали систему установлений, описывающих порядок жертвоприношений высшим силам. В период Воюющих царств существовали алтари, посвященные духам - хранителям места, например горного перевала или долины. Кроме того, мо-исты обучали людей, как проводить служение на алтарях. При династии Хань влияние моистов исчезло, но алтари остались. Таким образом, когда в даосизме стали появляться свои алтари и религиозные лидеры, это было всего лишь продолжением установившейся традиции.
Следующим обстоятельством, способствовавшим превращению даосизма в религию, был упадок обрядов, организуемых государством. При династии Чжоу Государственные ритуалы совершали придворные шаманы. Когда шаманы утратили личную силу, которой обладали в доисторические времена, то больше не могли удовлетворять духовные потребности народа. С течением времени подлинное значение обрядов позабылось, религиозные празднества выродились просто в торжества, лишенные духовной ценности. Последний удар по государственным ритуалам нанесли первые императоры Хань, которые решили поддерживать даосизм. Государственные шаманы сошли со сцены, а их место при дворе и в знатных семействах заняли маги фан ши. Благодаря исчезновению придворных шаманов и прекращению традиционных церемоний в эпоху Хань религиозный даосизм смог получить развитие и укрепиться в качестве организованной религии со своими собственными церемониями. Появившись в период Восточной Хань (25-219 гг. н.э.), он достиг наивысшего расцвета при династиях Вэй (220 - 265 гг. н.э.), Цзинь (265-420 гг. н.э.), а также в период Южных и Северных династий (304-589 гг. н.э.).
Превращение даосизма в организованную религию: эпоха Восточной Хань (25-219 гг. н.э.)
Понимание того, как китайский народ относится к высшим силам, является ключом к пониманию верований и практик религиозного даосизма. Хотя в религиозном даосизме были введены новые божества и духи, культурное значение ритуалов и жертвоприношений оставалось неизменным на всем протяжении китайской истории.
Раз появились императорские алтари, посвященные Лао-цзы, было вполне естественно присвоить ему титул и отождествить его с верховным божеством даосской религии. Именно это и сделал Чжан Даолин на исходе Восточной Хань.
Под руководством Чжан Даолина даосизм превратился в религию. В качестве ее основателя выступал Лао-цзы, который, как Тайшан Лао-цзюнь, являлся также верховным божеством. В этой религии сразу наметилась руководящая роль духовенства: Чжан Даолин и его сыновья называли себя Небесными наставниками и сделались посредниками между богами и верующими. И, что важнее всего, эта религия удовлетворяла духовным потребностям простого народа.
Движение Чжан Даолина осталось бы просто местным культом, если бы внук основателя, Чжан Лу, не проявил политического честолюбия и не распространил свое влияние на центральную часть Китая. Кроме того, ряд событий облегчил потомкам Чжан Даолина путь к созданию полностью организованной религии с духовным лидером, подобным Папе Римскому, священством, писаниями и литургией, ритуалами, церемониалом и магией.
Первым из этих событий стало появление «Канона Великого равновесия» «Тай пин цзин» - первого из известных нам писаний даосизма, якобы полученных путем откровения. Если классические даосские произведения, «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы», были философскими трактатами, которые вышли из-под пера смертных людей, то авторство «Тай пин цзин» приписывалось божествам - Хранителям дао. Помимо того, что в «Тай пин цзин» описывается утопический идеал, эта книга обладает всеми признаками даосского религиозного текста. Там приводятся имена божеств, имеющие явно даосскую окраску (Великое сокровенное, Изначальное начало и т.д.); излагается теория сотворения вселенной; подчеркивается значение церемониала и дисциплины; описывается система наград и наказаний и, что самое важное, указывается на связь здоровья и долголетия с соблюдением религиозных ритуалов.
Вторым моментом, способствовавшим успеху потомков Чжан Даолина, была популярность талис-манной магии практически во всех слоях общества. Историки долгое время полагали, что в талисман-ную магию верили лишь бедные неграмотные крестьяне. Однако в следующей главе мы увидим, что талисманная магия и призывания играли огромную роль в практике школы Шанцин - религиозного даосского движения, возникшего среди аристократов при династиях Вэй и Цзинь (220-420 гг. н.э.).
Третьим фактором, позитивно повлиявшим на судьбу школы Небесных наставников, явился ряд эпизодов династической истории Китая. Это произошло при династии Цзинь.