«Золотое правило» нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данный принцип сформировался в религиозно-философских изысканиях у разных народов, в противоположность принципу «око за око, зуб за зуб». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими.
Моральная автономия личности. Личность самостоятельно выбирает нравственные принципы и несёт ответственность за своё поведение. Судить о человеке следует по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям.
Гуманизм. Человеколюбие, забота о благополучии и счастье каждого человека. Социальное равенство людей, «естественные права» на жизнь, свободу, духовное развитие; отказ от всех форм насилия над личностью.
ИСКУССТВО
Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
Способность творить, создавая прекрасные художественные произведения, присуща на земле только человеку. Именно со способностью к художественному творчеству, многие исследователи связывают переход человека из мира природы в мир культуры. Искусство также древне, как и сама культура, его корни уходят в первобытную эпоху. С самого начала своего существования оно было призвано облагораживать, совершенствовать, общество, человека, природу. «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский).
В художественных произведениях возникает сложный синтез реального и идеального, действительность преломляется через творческое воображение творящего субъекта. Искусство основано на способности людей сопереживать. В художественных произведениях отражается культура, история, особенности быта каждой эпохи, а также внутренний мир человека.
|
Главные духовные ориентиры человека со времен Древней Греции: Истина, Добро, Красота. Специалисты считают, что к сфере искусства можно отнести только те произведения, которые наделены познавательной, эстетической, нравственной ценностью.
Виды искусства:
архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, балет, театральное искусство, цирк, пантомима, литература.
Функции искусства:
· эстетическая (формирует вкусы и потребности человека);
· воспитательная (воздействует на мысли и чувства, формирует черты характера);
· гедонистическая (доставляет людям удовольствие).
РЕЛИГИЯ
Религия – форма общественного сознания, совокупность представлений и убеждений людей, в основе которых лежит вера в Бога, сверхъестественное, высшие силы.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всем пути его развития, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Религия прошла многотысячелетний путь развития (40-50 тыс. лет), имеет разнообразные формы (монотеизм – единобожие, политеизм – многобожие).
Виды религий:
I. Родоплеменные (ранние архаические формы религии): тотемизм, анимизм, фетишизм, знахарство, шаманизм.
II. Национальные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: индуизм – Индия, иудаизм – Израиль, конфуцианство – Китай, синтоизм – Япония.
|
III. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Для мировых религий характерно: огромное число последователей во всём мире; космополитизм, они выходят за пределы этносов, носят «надэтнический» характер; эгалитаризм – проповедь равенства всех людей перед Богом; активная миссионерская деятельность.
Для мировых религий характерно: огромное число последователей во всём мире; космополитизм, они выходят за пределы этносов, носят «надэтнический» характер; эгалитаризм – проповедь равенства всех людей перед Богом; активная миссионерская деятельность.
Основные элементы каждой религии: вера, Священное писание, церковь, культ, символы, ритуальное поведение, религиозное мировоззрение.
Функции религии:
1. Мировоззренческая – способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных и смысложизненных ориентаций.
2. Регулятивная – ориентирует мысли и деятельность людей на соблюдение религиозных норм, заповедей.
3. Компенсаторная (терапевтическая) – в ситуации невозможности изменения объективных условий существования снимает стресс, утешает.
4. Коммуникативная – обеспечивает общение: верующих друг с другом; верующих с Богом, ангелами, святыми в процессе религиозных ритуалов.
Также религия участвует в обучении, воспитании, перевоспитании людей; участвует в решении социальных проблем.
Атеизм – отрицание существования бога, сверхъестественных сил. Атеизм критикует религиозные вероучения, базируясь, как правило, на материалистической философии.
Россия – светское государство: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Но это не означает отстранения религиозных объединений от участия в жизни общества, а предполагает разделение государственной и религиозной власти, невмешательства их в дела друг друга.