Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности.




 

Финансовый результат деятельности предприятия хар-ся ∑ полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Источники образования прибыли:

1) Продажа продукции (реализация)

2) Другие виды деятельности (операционная деятельность)

Прибыль – это часть чистой дохода созданного в процессе производства и реализации в сфере обращения.

Чистый доход переходит в прибыль только после продажи продукции.

Количественная прибыль – это разность между выручкой после уплаты НДС, акцизов и др. отчислений и полной с/сти РП.

VРП и величина прибыли, а также уровень рентабельности зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия.

Основные задачи анализа финансовых результатов:

1. Систематический контроль за выполнением плана реализации и получения прибыли

2. Опр. влияния всех факторов на VРП и на финансовый результат

3. Выявление резервов повышения VРП, резервов, прибыли и рентабельности

4. Разработка мероприятий по использованию резервов

В анализе используются следующие показатели прибыли:

1. Балансовая прибыль

2. Прибыль от реализации продукции

3. Прибыль от прочей деятельности

4. Финансовые результаты от внереализационных операций

5. Налогооблагаемая прибыль

6. Чистая прибыль

Балансовая прибыль – вкл. финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации и доходы от прочих внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль – разность между балансовой прибылью и ∑ налога на недвижимость, облагаемый налогом на доход, прибылью получаемой сверх опр. уровня рентабельности, которая полностью изымается в бюджет, затраты учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль – это прибыль оставшаяся в распоряжение предприятия после уплаты всех налогов, в том числе эк. санкции и отчисления в благотворительные фонды.

 

В первую очередь при анализе доходов и расходов орг-ции за отчетный период изучают динамику, структуру и степень выполнения плана по прибыли по разным источникам ее получения. При этом следует учитывать инфляционные факторы изменения суммы прибыли. Для этого выручку корректируют на индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по проданной продукции – уменьшают на их прирост в результате повышения цен на ресурсы.

Таблица 10.1

Показатели План Факт Откло-нения уд.веса % выпол-нения
Сумма, тыс.руб. Уд. вес, % Сумма, тыс.руб. Уд. вес, %
1. Прибыль от продажи продукции            
2. Сальдо операционных доходов и расходов -635   -720      
3. Сольдо внереализационых доходов и расходов            
4. Балансовая прибыль.            

После этого изучают факторы, влияющие на изменение каждой составляющей общей суммы прибыли (убытка).

Так на прибыль от продажи продукции влияют:

1) объем продаж;

2) структура продаж;

3) цена реализации;

4) себестоимость продукции.

На прибыль от прочих видов деятельности зависит от:

1) Прибыль от долевого участия в СП

2) прибыли от продажи и сдача в аренду земли и ОС

3) Суммы полученных и выплаченных пеней штрафов и неустоек

4) Убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности

5) Убытков от стихийных бедствий

6) %-ых доходов и дивидендов по акциям и облигациям

7) Доходов и расходов по операциям с валютой и имуществом, выраженном в ин.валюте.

 

В процессе анализа прибыли от продаж изучается:

ü Динамика и выполнение прибыли по реализации продукции

ü Факторы изменения ∑ прибыли

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг в целом по организации зависит от ряда факторов, влияние которых можно представить в виде факторной модели:

Побщ = ∑[VРП х Уд х (Ц – С)]

a. V реализации продукции

b. Структура реализации продукции

c. С/сть

d. Уровень CРЦ

Эти факторы влияют на снижение или повышение прибыли.

a. Увеличение V реализации продукции ведет к пропорциональному увеличению прибыли, а обратный процесс ведет к снижению.

b. При увеличении структуры реализации продукции, т.е. доли более рентабельного вида продукции, то увеличивается ∑ прибыли, а обратный процесс ведет к ее снижению.

c. Снижение с/сти ведет к росту прибыли, а обратный процесс ведет к ее снижению.

d. При увеличении СРЦ ∑ прибыли возрастает, а обратный процесс ведет к ее снижению.

Для расчета влияния этих показателей используют два метода:

1. Метод цепных подстановок

2. Метод абс. разниц

На изменение прибыли от продажи отдельных видов прод-ции влияют следующие факторы: объем проданной продукции, себестоимость и ср.цена ед.продукции.

Пi = VРП х (Ц – С)

1) Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе:

- балансовой прибыли

- прибыли от реализации

- чистой прибыли (валовой)

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение прибыли от продаж или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализации и производству продукции

Кз = Прп/И или Кз = ЧП/И

Этот показатель показывает сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его подразделениям и отдельным видам продукции.

Аналогично образом определяется окупаемость инвестиционных проектов = ожидаемая ∑ прибыли от внедрения этого проекта / на ∑ инвестиций на данный проект.

2) Рентабельность продаж = отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки:

Rпр = Прп / ВР или Rпр = ЧП / ВР.

Этот показатель хар-ет эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

3) Рентабельность (доходность) капитала опр., как отношение балансовой, валовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала.

Rк = БП / åК или Rк = ИП/åК или Rк= ВПбп / åК

В место ∑ капитала может использоваться и его отдельные слагаемые: собственные, заемные, перманентные, основной, оборотный и производственный.

Факторная модель уровня рентабельности производственной деятельности имеет вид:

∆R = П (при VРПобщ, УДі, Сі, Ці) / З (при VРПобщ, УДі, Сі, Ці)

З – затраты на реализацию продукции

П – прибыль

4. Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции:

R = Пi / Зi = VРПі (Ці - Сі) / VРПі * Сі = Ці - Сі / Сі,

где З – издержки.

При анализе влияния факторов методом цепной подстановки

R условная = (Цфі – Сплі)/ Сплі

На изменение рентабельности влияют:

1) изменение цены - Rусл1 – Rпл

2) изменение с/сти – Rпл – Rусл1

Пример:

Таблица 10.3

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонения
план факт от прошлого года от плана
           
Выручка от продаж, тыс.руб.          
Себестоимость проданной продукции, тыс.руб.          
Прибыль (убыток) от продаж руб.          
Рентабельность продаж, % 20,7 16,4 14,0    
Рентабельность производства, % 24,4 19,4 16,4    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: