Финансовый результат деятельности предприятия хар-ся ∑ полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Источники образования прибыли:
1) Продажа продукции (реализация)
2) Другие виды деятельности (операционная деятельность)
Прибыль – это часть чистой дохода созданного в процессе производства и реализации в сфере обращения.
Чистый доход переходит в прибыль только после продажи продукции.
Количественная прибыль – это разность между выручкой после уплаты НДС, акцизов и др. отчислений и полной с/сти РП.
VРП и величина прибыли, а также уровень рентабельности зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия.
Основные задачи анализа финансовых результатов:
1. Систематический контроль за выполнением плана реализации и получения прибыли
2. Опр. влияния всех факторов на VРП и на финансовый результат
3. Выявление резервов повышения VРП, резервов, прибыли и рентабельности
4. Разработка мероприятий по использованию резервов
В анализе используются следующие показатели прибыли:
1. Балансовая прибыль
2. Прибыль от реализации продукции
3. Прибыль от прочей деятельности
4. Финансовые результаты от внереализационных операций
5. Налогооблагаемая прибыль
6. Чистая прибыль
Балансовая прибыль – вкл. финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации и доходы от прочих внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль – разность между балансовой прибылью и ∑ налога на недвижимость, облагаемый налогом на доход, прибылью получаемой сверх опр. уровня рентабельности, которая полностью изымается в бюджет, затраты учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.
|
Чистая прибыль – это прибыль оставшаяся в распоряжение предприятия после уплаты всех налогов, в том числе эк. санкции и отчисления в благотворительные фонды.
В первую очередь при анализе доходов и расходов орг-ции за отчетный период изучают динамику, структуру и степень выполнения плана по прибыли по разным источникам ее получения. При этом следует учитывать инфляционные факторы изменения суммы прибыли. Для этого выручку корректируют на индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по проданной продукции – уменьшают на их прирост в результате повышения цен на ресурсы.
Таблица 10.1
Показатели | План | Факт | Откло-нения уд.веса | % выпол-нения | ||
Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | |||
1. Прибыль от продажи продукции | ||||||
2. Сальдо операционных доходов и расходов | -635 | -720 | ||||
3. Сольдо внереализационых доходов и расходов | ||||||
4. Балансовая прибыль. |
После этого изучают факторы, влияющие на изменение каждой составляющей общей суммы прибыли (убытка).
Так на прибыль от продажи продукции влияют:
1) объем продаж;
2) структура продаж;
3) цена реализации;
4) себестоимость продукции.
На прибыль от прочих видов деятельности зависит от:
1) Прибыль от долевого участия в СП
2) прибыли от продажи и сдача в аренду земли и ОС
3) Суммы полученных и выплаченных пеней штрафов и неустоек
4) Убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности
5) Убытков от стихийных бедствий
|
6) %-ых доходов и дивидендов по акциям и облигациям
7) Доходов и расходов по операциям с валютой и имуществом, выраженном в ин.валюте.
В процессе анализа прибыли от продаж изучается:
ü Динамика и выполнение прибыли по реализации продукции
ü Факторы изменения ∑ прибыли
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг в целом по организации зависит от ряда факторов, влияние которых можно представить в виде факторной модели:
Побщ = ∑[VРП х Уд х (Ц – С)]
a. V реализации продукции
b. Структура реализации продукции
c. С/сть
d. Уровень CРЦ
Эти факторы влияют на снижение или повышение прибыли.
a. Увеличение V реализации продукции ведет к пропорциональному увеличению прибыли, а обратный процесс ведет к снижению.
b. При увеличении структуры реализации продукции, т.е. доли более рентабельного вида продукции, то увеличивается ∑ прибыли, а обратный процесс ведет к ее снижению.
c. Снижение с/сти ведет к росту прибыли, а обратный процесс ведет к ее снижению.
d. При увеличении СРЦ ∑ прибыли возрастает, а обратный процесс ведет к ее снижению.
Для расчета влияния этих показателей используют два метода:
1. Метод цепных подстановок
2. Метод абс. разниц
На изменение прибыли от продажи отдельных видов прод-ции влияют следующие факторы: объем проданной продукции, себестоимость и ср.цена ед.продукции.
Пi = VРП х (Ц – С)
1) Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе:
- балансовой прибыли
- прибыли от реализации
- чистой прибыли (валовой)
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение прибыли от продаж или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализации и производству продукции
|
Кз = Прп/И или Кз = ЧП/И
Этот показатель показывает сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его подразделениям и отдельным видам продукции.
Аналогично образом определяется окупаемость инвестиционных проектов = ожидаемая ∑ прибыли от внедрения этого проекта / на ∑ инвестиций на данный проект.
2) Рентабельность продаж = отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки:
Rпр = Прп / ВР или Rпр = ЧП / ВР.
Этот показатель хар-ет эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
3) Рентабельность (доходность) капитала опр., как отношение балансовой, валовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала.
Rк = БП / åК или Rк = ИП/åК или Rк= ВПбп / åК
В место ∑ капитала может использоваться и его отдельные слагаемые: собственные, заемные, перманентные, основной, оборотный и производственный.
Факторная модель уровня рентабельности производственной деятельности имеет вид:
∆R = П (при VРПобщ, УДі, Сі, Ці) / З (при VРПобщ, УДі, Сі, Ці)
З – затраты на реализацию продукции
П – прибыль
4. Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции:
R = Пi / Зi = VРПі (Ці - Сі) / VРПі * Сі = Ці - Сі / Сі,
где З – издержки.
При анализе влияния факторов методом цепной подстановки
R условная = (Цфі – Сплі)/ Сплі
На изменение рентабельности влияют:
1) изменение цены - Rусл1 – Rпл
2) изменение с/сти – Rпл – Rусл1
Пример:
Таблица 10.3
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонения | ||
план | факт | от прошлого года | от плана | ||
Выручка от продаж, тыс.руб. | |||||
Себестоимость проданной продукции, тыс.руб. | |||||
Прибыль (убыток) от продаж руб. | |||||
Рентабельность продаж, % | 20,7 | 16,4 | 14,0 | ||
Рентабельность производства, % | 24,4 | 19,4 | 16,4 |