Составление программы тренировки двигательных навыков




Основной целью развития координационных качеств является достижение способности выполнять все более сложные движения и упражнения при совершенствовании спортивной техники. Родителям и тренерам следует формировать у юных атлетов основные двигательные навыки в спринте, прыжках, метании, ловле, балансировании, лазаний, гимнастике и плавании. В процессе овладения этими навыками они могут улучшить координационные качества, постепенно увеличивая сложность технических элементов и упражнений, а также усложняя условия их выполнения. В то же время необходимо обучать атлетов новым техническим элементам, присущим выбранной ими спортивной дисциплине или другим видам спорта. Причем требования к качеству их выполнения следует повышать постепенно.

Как уже упоминалось ранее, на смену быстрому росту двигательного опыта и повышению способности к обучению может прийти «плато» (застой в росте результатов). Происходит это в тех случаях, когда атлеты, вместо того чтобы постоянно подвергать себя все большим тренировочным нагрузкам, будут все время выполнять одни и те же элементы спортивной техники.

Я даю программу тренировки двигательных навыков в более упрощенном виде по сравнению с другими программами, представленными в этой книге. Это объясняется отсутствием специфических методов измерения необходимой величины нагрузки или количества подходов и повторений упражнений по развитию координации и ловкости.

Таблица 4.1 предлагает примерную модель долгосрочных и обстоятельных тренировок координации, ловкости, балансирования и спортивной техники в режиме периодизации.

Упражнения усложняются по мере прохождения спортсменами соответствующего этапа атлетического развития. На начальном этапе и во время формирования специфических спортивных навыков тренеры пытаются развить основные элементы координации. В конечном итоге это приведет к специализированной форме тренировки спортсменов на более поздних этапах их атлетического развития. И чаще всего это тесно связано со сложной организацией координационной деятельности, которая направлена на совершенствование спортивного мастерства. Предлагаемая модель не является исчерпывающей и всеобъемлющей. Пожалуйста, используйте ее как руководство, которое обогатит ваши знания и опыт.

Выполнение упражнений на развитие координации движений очень важны в раннем возрасте (до полового созревания) и особенно на начальном этапе атлетической подготовки. Хорошая координация позволит ребенку быстрее обучаться спортивному мастерству, что, в свою очередь, поможет более качественно и стабильно выполнять элементы спортивной техники в юношеском возрасте. Вот почему упражнения на развитие координации, равновесия, навыков балансирования и умения владеть своим телом (см. таблицу 4.1) при занятиях любым видом физической активности имеют решающее значение для подготовки юных спортсменов. Особенно, я повторяю, на стадии, предшествующей половому созреванию и в период полового созревания. Поскольку многие из предлагаемых мною упражнений довольно просты, тренеры, педагоги и родители могут включать их в программы любых учебно-тренировочных занятий. Даже если они проводят эти занятия на заднем дворе, в подвале или на небольшой спортивной площадке.

Примечание: описание упражнений приводится в конце главы.

Все возрастные группы атлетов на каждом учебно-тренировочном занятии обязательно должны заниматься упражнениями на развитие координационных качеств, ловкости и балансирования не менее 10—15 минут. Эти упражнения следует выполнять в начале тренировки, сразу же после разминки, когда дети еще полны сил и лучше обучаются. Таблица 4.2 является примерным планом типичного учебно-тренировочного занятия на начальном этапе атлетической подготовки. По мере того как дети совершенствуют свои координационные качества или взрослеют, следует повышать сложность упражнений на координацию и балансирование.

на начальном этапе атлетической подготовки, а также в период формирования специфических спортивных навыков, можно использовать также и для тренировок на этапе специализации. Выбирайте упражнения в соответствии с индивидуальными способностями и атлетическим потенциалом юных атлетов. При выполнении более сложных упражнений, таких как кувырок, переворот «колесом» или прыжки, детям необходима помощь и страховка со стороны тренеров или родителей, во избежание ощущения дискомфорта или травматизма.

Весьма важно постоянно соблюдать правильную последовательность при усложнении программы тренировки двигательных навыков. Так, например, рекомендуется:

  • От простых упражнений следует переходить к более сложным (например, сначала научиться выполнять удары по мячу ногой, а затем уже отрабатывать ведение мяча стопой ноги).
  • От знакомых упражнений переходить к выполнению новых (например, от переворота колесом — к стойке на руках).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: