Стресс . Как возникает стресс?




Оглавление.

 

Введение……………………………………………………………………..стр.3

Виды нагрузок, осложняющие нашу жизнь………………………………стр.4

Негативные состояния………………………………………………………стр.4

Стресс и методы устранения ………………………………………… …. стр.5

Депрессия и методы устранения ………………………………………... стр.8

Фобии и методы устранения ……… ……………………… …… … …стр..9

Фрустрация и методы устранения ……………… ……………………..стр.10

Неврастения и методы устранения ………………………… ……… … стр.11

Преодоления………………………………………………………..… …….стр.14

Заключение…………………………………………………………… …….стр.22

Литература…………………………………………………………… ……..стр.24

 


 

Введение.

 

Все мы люди – существа эмоциональные, не всегда умеющие держать себя в руках и осознанно поступать в стрессовых ситуациях, требующих от нас повышенного внимания.От этого никуда не деться, ведь если взглянуть на наш мир со всем многообразием стрессообразующих факторов, присутствующих в нем,становится очевидно, почему многие люди срываются даже в простых и не требующих затрат психической энергии, ситуациях. Единственным способом полностью оградиться от всех стрессовых ситуаций, возникающих с завидной регулярностью, является уход человека от проблем и … от людей.Уйти от проблемы можно.Гораздо сложнее – найти в себе силы решить ее, не пытаясь искать оправданий не делать этого.

А самое ужасное это то, что оправдаться невозможно. Стрессы, неурядицы, окружающий нас негатив, различные нагрузки и ситуации могут оказывать не только стимулирующее воздействие но и привести к серьезным заболеваниям, как души так и тела.

Какое влияние оказывает стресс, зависит от многих факторов. Прежде всего важно знать, какую нагрузку вы способны выдержать.

Вы наверняка замечали, что ваши знакомые способны выдерживать различную нагрузку, что зависит от их общего самочувствия и настроения. Кроме того имеет значение и вид стресса: если стресс ведет к кардинальным изменениям в вашей жизни, которые вы оцениваете положительно, то физические реакции развиваются по определенной схеме (стрессовые реакции). Такие нагрузки легче сказываются на психике и лучше переносятся, чем отрицательные влияния. В конечном счете имеют значение лишь сила и продолжительность стрессов: именно они определяют, можете ли вы преодолеть обыденные нагрузки или же они будут причиной развития болезней. Обобщая, можно сказать: возникновение болезней, обусловленных стрессом, тем вероятнее, чем чаще и сильнее отрицательные нагрузки, которым вы подвергаетесь.

 

Виды нагрузок осложняющих нашу жизнь.

Современные исследователи стрессов пришли к выводу, что существуют четыре основных вида нагрузок, которые осложняют жизнь людям и вредят их здоровью:

1. Влияние окружающей среды, такие как шум, загрязненный воздух, жара или холод, - все это приводит к стрессу.

2. Обыденные раздражения и конфликты, т. е. мелочи, как например, опоздания, маловажные споры, длительные ожидания, - все это «игра на нервах».

3. Так называемые критические жизненные ситуации (большие потрясения и нагрузки, как например, смерть кого-либо из близких, развод, длительная безработица) вызывают стресс, так как выбивают человека из привычной колеи или требуют кардинальных перемен в его жизни. Правда, вашему здоровью вредят не только негативные переживания, но и такие ситуации, которые вы обычно считаете позитивными, например ваша свадьба или необычное достижение. Это связано с тем, что любые переживания требуют основательной перестройки или переориентации, превышающей ваши физические возможности.

4. Наряду с внешними жизненными изменениями у людей имеются внутренние претензии и ожидания к себе или к окружающему миру, приводящие к чрезмерным запросам. Примером таких «иррациональных представлений» является представление о необходимости пользоваться уважением каждого из окружающих вас людей или представление, что надо обязательно вникать в чужие проблемы и трудности.

Негативные состояния.

 

Стресс

Депрессия

Фобии

Фрустрация

Неврастения


 

Стресс. Как возникает стресс?

Когда конфликтная ситуация требует быстрой реакции и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с утроенной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус, "эмоциональный центр" мозга, передает сигнал гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышаются давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Человек готов к бою.

Но время внешних реакций, к сожалению, прошло. В современном мире стресс чаще всего имеет внутренние проявления и причины. Теперь человек догоняет автобус, а не убегает от опасных животных; он боится скуки и старости, а не снежной лавины; он борется с плохим настроением или раздражением, а не с врагами или диким зверьем. Конечно, в стрессовой ситуации, вызванной такими причинами, отдых и расслабление были бы полезнее, чем повышение сердечной активности и артериального давления. Но наш организм реагирует на непредвиденные ситуации традиционным каскадом реакций, из которых нельзя произвольно исключить ни одной. (Как невозможно покинуть уличную пробку, если Ваша машина застряла в самой середине, хотя Ваш организм требует немедленного ответа - выбраться из пробки и ехать дальше.)

Если стресс эмоционально положительный, ситуация непродолжительна и находится под Вашим контролем, то опасаться нечего: у организма есть все возможности отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. В подобном случае реакции организма возвращаются к нормальному, свойственному им темпу, работа жизненно важных органов входит в свое обычное русло, и организм продолжает функционировать в привычном для него режиме. Но если стресс продолжительный, ситуация находится вне вашего контроля и у организма нет шанса нормализовать уже активизированные процессы, нужно готовиться встречать последствия сложившегося критического состояния.

Стресс может выражаться в, например, повышенном давлении, невозможности «отключиться» ночью или в выходные дни. Подверженные стрессам часто чувствуют себя усталыми, «выжатыми». Различные мелочи, замечания настолько раздражают, что могут вывести человека из себя на целый день. Стресс ослабляет силы сопротивляемости организма, открывая таким образом дверь для болезней и недомоганий, вызывает изменения в вегетативной нервной системе, в гормональных железах и в обмене веществ.. Стресс – причина многих заболеваний. К ним относятся язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сердечнососудистые заболевания (гипертония, повышенное содержание холестерина в крови, инфаркт), хронические головные боли, мышечные судороги с последующими недугами позвоночника, аллергия, различные кожные заболевания и рак.

Стресс сказывается на душевно-психическом состоянии, вызывая чувство страха, депрессию, внутреннее беспокойство и возбуждение, агрессивность. Поэтому решающее значение для здоровья имеют сила сопротивления неизбежному стрессу и снижение предотвратимых нагрузок. Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия - лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).

Назову лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.

Характер питания может оказывать влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека.

Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.

Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.

Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.

Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.

И нельзя недооценивать, в борьбе со стрессом, значение русской бани. Банные процедуры способствуют увеличению выделения углекислого газа и повышают потребление организмом кислорода. Нахождение в парной способствует тканевой релаксации внешних органов, увеличивает подвижность сегментов позвоночного столба и его суставов. Помогает расслабиться напряженным дыхательным мышцам и связочным структурам. Улучшение кровообращения под воздействием тепла положительно влияет на восстановление нервных центров и нервных образований периферического плана.

Депрессия

Депрессия – угнетённое состояние, сопровождающееся постоянным чувством тоски, тревоги, апатии, безучастным отношением к действительности, тягостным чувством вины и невозможностью получения удовольствия от жизни, стремлением к одиночеству и покою, субъективным чувством интеллектуальной тупости и безволия.

Условно депрессии можно разделить на две категории: депрессия, которая развивается как реакция на психотравмирующую ситуацию (реактивная депрессия) и депрессия как болезнь (эндогенная депрессия), которая может развиться на фоне полного благополучия и без каких-либо видимых причин. Именно эндогенную депрессию многие воспринимают как лень и испортившийся характер.

Подавленность, беспомощность и плохое настроение время от времени возникает у вас или у членов вашей семьи. Возможно, вы считаете, что это нормально. И действительно, депрессивное настроение бывает время от времени у каждого человека, однако это не депрессии.

В сегодняшнем обществе депрессии и депрессивные настроения широко распространены. По оценкам медиков и психологов, каждый третий взрослый страдал от депрессивного состояния, пусть и недолго. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня 3 – 5 % населения подвержены продолжительным депрессиям, причем женщины существенно чаще чем мужчины. Ежегодно от депрессий страдает от 100 до 150 млн. человек. Количество депрессивных заболеваний растет. Среди причин при этом называют: стремительные общественные перемены; неожиданные изменения в личной жизни, например потеря близкого человека; старческий возраст (возрастные депрессии); «борьба за выживание» в школе, ВУЗе, на работе.

Депрессии включают спектр манер поведения и физических состояний, таких как тоска, разочарование, пессимизм и равнодушие, негативная самооценка, апатия, отступления и изменения в повседневной активности, нарушения сна и аппетита, неуверенность в завтрашнем дне.

При лечении депрессий стимулируют активное позитивное сопротивление к воздействию внешнего мира. Врач, во-первых, пытается облегчить гнет, причиняемый недугом, тем, что выражает сочувствие, успокаивает пациента и помогает наладить распорядок дня. Во-вторых, он стремится вместе с пациентом ликвидировать внутренние и внешние причины, вызывающие депрессию. При этом особое внимание уделяется созданию активного образа поведения, при котором пациент учится управлять своей жизнью. Необходимо стимулировать социальные потребности, которые помогут вывести пациента из его изоляции и позволят ему установить удовлетворительные человеческие отношения…Затем следует устранить ситуации, которые приводят к чрезмерным требованиям. И наконец – сформировать позитивное мышление и задать положительную жизненную установку, так как именно люди, подверженные депрессиям, склонны смотреть на себя и свой жизненный опыт сквозь «темные очки».

Фобии

Словарь определяет фобию как «очень сильный, неестественный страх». Как же возникает гипертрофированная реакция на вполне обычную ситуацию? Иногда причины возникновения фобий известны, но чаще всего человек не в состоянии осознать причину своих страхов. Лечение может быть направлено на выяснение причины фобии или на разбор ситуации, существующей в настоящее время. Тот факт, что человек, страдающий фобией, находится «вне контроля», говорит о том, что его поведение контролируется подсознанием. Такое поведение может носить защитный или наказующий характер. Гипноз – отличное средство для того, чтобы вернуть контроль над поведением человека его сознанию.

Наиболее известный психический терапевтический метод для лечения специфических страхов (фобий) называется «систематическая десенсибилизация». Она постепенно снижает восприимчивость к вызывающему страх объекту или ситуации, связывая представления об этом с расслаблением. Таким образом причина страха постепенно теряет угрожающий характер.

Следовательно, страх несовместим с расслаблением, расслабление сдерживает появление чувства страха. Особое погруженное состояние, достигнутое в результате гипнотического сеанса, медитации или самогипноза, снимает страх. Самогипноз и медитация обладают по сравнению с десенсибилизацией тем преимуществом, что оказывают более естественное и обширное воздействие, не нуждаясь при этом в осознанном представлении о причинах страха.

Клаустрофобия и агорафобия очень распространены. Многие люди чувствуют себя уверенно только вблизи собственного дома и впадают в панику, когда чувствуют, что не в состоянии контролировать ситуацию. Отправляясь в кино или в театр, они всегда покупают билеты в проходе, полет на самолете для таких людей превращается в настоящий кошмар, поездка на такси – это испытание храбрости, мостов и туннелей следует избегать при любой возможности, приглашения на вечеринки и званые приемы, откуда «невозможно уйти», отклоняются. Стремление контролировать все происходящее становится доминирующей мыслью таких людей.

Один исследователь данной проблемы пришел к заключению, что подобные инстинкты унаследованы человеком от его доисторических предков. Животное должно контролировать ситуацию, иначе оно станет добычей хищника. Открытое пространство (агорафобия) – ты весь на виду, и хищник с легкостью может на тебя напасть; закрытые пространства (клаустрофобия) – тебе некуда бежать, негде скрыться от хищника. Гипноз помогает вступить в контакт с глубинной частью нашего подсознания и скорректировать его более адекватным способом.

Для лечения некоторых фобий (кардиофобия, страх смерти) М. К. Фель применял комбинированный метод: длительную психотерапевтическую беседу с одновременным воздействием на слуховой и зрительный анализаторы монотонными раздражителями. Некоторым больным предварительно давали в небольших дозах снотворное. Во время такой беседы больной погружался в дремотное состояние, которое в последующие беседы наступало все скорее и становилось все более глубоким.

Фрустрация

Фрустрация возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) в современной психологии проблема “выносливости” (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Фрустрация - крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой депрессии, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на работу, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в “битвах жизни”, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях,часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание.

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзьях, сослуживцах, членах семьи.

Неврастения

Этот невроз возникает предпочтительно в возрасте 20 - 40 лет, несколько чаще у мужчин, чем у женщин в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, т. е. в широком смысле слова в психогенных условиях. Основным при этом заболевании является астенический синдром, который в динамике заболевания проявляется неоднозначно, при этом обнаруживается ряд последовательных фаз развития, в соответствии с которыми выявляются три клинические формы неврастении. Гиперстеническая форма, с которой дебютирует заболевание, проявляется повышенной психической возбудимостью, выраженной раздражительностью. Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, просто толпа окружающих, многолюдные сборища. Они легко раздражаются, кричат на близких, сотрудников, собеседников, способны оскорбить, т. е. легко теряют самообладание, отличаются большой нетерпеливостью.

Наряду с этим работоспособность больных снижена, но не только за счет утомления, а на этом этапе болезни, главным образом, за счет их психической несобранности, рассеянности, неспособности сосредоточиться на нужном круге представлений и начать необходимое дело, т. е. в связи с первичной слабостью активного внимания. Начав же занятие, больной долго не выдерживает необходимого здесь психического напряжения, опять же - напряжения активного внимания. Встает из-за стола, уходит с рабочего места, отвлекается на посторонние раздражители, затем опять "трудное начало" занятия и так многократно, вследствие больших потерь времени, производительность труда ничтожна. Всегда выражены нарушения сна: засыпает больной с трудом, часто просыпается, снова засыпает, переживая обильные сновидения, навеянные дневными заботами. В результате утром поднимается с запозданием и с трудом, не отдохнувшим, с тяжелой "неясной" головой, дурным настроением, с чувством усталости и разбитости, которое несколько отступает лишь к вечеру. Часты жалобы на головную боль, общую слабость, плохую память, неприятные ощущения в различных частях тела. Больные испытывают тяжесть в голове, чувство давления в висках, опоясывающие головные боли ("неврастеническая каска").

Раздражительная слабость — главное клиническое содержание второй формы неврастении (или же второй фазы болезни), которая может проявиться у субъектов безудержного, холерического темперамента или же у лиц с сильным и уравновешенным типом нервной системы в случаях, когда выздоровления на гиперстенической стадии не последовало, а патогенная ситуация сохраняется. Здесь больной, с большим трудом взявшийся за работу, выполнение любого дела и заставивший себя сосредоточиться на нем, очень быстро утомляется, испытывает усиление головной боли, неспособность соображать, что делает; нарастающую общую и, главным образом — нервную слабость, и в полном бессилии прекращает работу. Затем, через какое-то время опять обращается к делу, но не надолго, так как утомление и нервное истощение опять настигают его. И так многократно, вплоть до полного психического изнеможения. Удлиняющиеся перерывы между рабочими «приступами» делу не помогают, так как не приносят больному отдыха. Раздражительность по-прежнему ярко выражена, но аффективные реакции с возбуждением и криком быстро гаснут и сменяются психическим бессилием с чувством обиды, полной эмоциональной капитуляции и слезами. Такого рода полярные эмоциональные состояния проявляются даже по мелким, пустяковым поводам, демонстрируя уже свойственное больным слабодушие как частное проявление их общей раздражительной слабости.

Гипостеническая форма, «сходу» возникающая у тормозимых (со слабостью ЦНС), астеничных и тревожно-мнительных субьектов, или в порядке перехода из стадии раздражительной слабости у указанных представителей сильных типов нервной системы, представлена выраженной общей физической и психической слабостью, вялостью и пассивностью, которые приобретают уже устойчивый характер. Больные не способны мобилизовать себя на рабочее усилие, они постоянно испытывают чувство большой усталости, подавлены мыслями о своих соматических ощущениях. На этом этапе болезни налицо постоянная массивная астения на фоне сниженного настроения. Фон настроения несколько тревожный, с оттенком грусти и ослаблением интересов. Здесь нет аффектов тоски или тревоги, сниженное настроение имеет невротический характер, пронизано астенией и отличается слезливостью и эмоциональной лабильностью. Часты ипохондрические жалобы и фиксация больных на своих внутренних ощущениях. С течением времени (особенно под влиянием лечения) у больных улучшается сон, с чего, в сущности, и начинается процесс выздоровления. Следует отметить, что при повторных приступах неврастении (при любой ее форме, в особенности — последней) продолжительность приступов возрастает, а депрессивные явления, углубляясь, все более приближаются к циклотимному уровню. В связи с этим еще старые авторы (Н. Schule, R. Kraft-Ebing, С. С. Корсаков, А.В. Каннабих) указывали на возможность возникновения периодической неврастении. С этим согласуются и последние данные клинического опыта о возможности перерастания такого рода периодических проявлений неврастенической депрессии в циклотимию.

Лечение неврастении должно быть комплексным и наряду с использованием современных нейротропных средств включать в себя все формы психотерапии. Как медикаментозное лечение, так и психотерапия должны быть строго индивидуализированными и основываться не только на клинической форме невроза, но и на стадии заболевания и личностных особенностях больного. Лечение в любом случае начинается с полноценного отдыха, прекращения умственной работы, назначения общеукрепляющей терапии и длительного сна... Преодоления.. Если мы говорим о преодолении, то что же именно приходится преодолевать людям?

Первое это вредные внушения. С рождения нам рассказывают о том, как устроен мир. Мы многое узнаем о себе, о том, кто мы есть и что нам предстоит сделать.

Важно формировать полезные убеждения, поэтому людям так важно научиться преодолевать вредные внушения.

Кроме того, людям нужно преодолевать страхи. Кто-то боится летать и не может пользоваться самолетами. Есть люди, которые не могут выступать публично или бояться сдавать экзамены. Людям приходиться преодолевать различные страхи и делать это нужно разными способами.

У всех людей есть дурные воспоминания самого разного рода. Кто-то пережил болезненную травму. С хорошими людьми случаются плохие вещи. Постоянные воспоминания о плохом не способствуют душевному благополучию. Если какой-то поступок заставил вас бояться, то, повторяя этот поступок снова и снова, вы лишь усиливаете страх.

И. наконец., все мы порой принимаем неверные решения, продиктованные дурными мыслями и дурными настроениями. Жизненно необходимо научиться двигаться в наилучшем для вас направлении. а сделать это можно только, научившись принимать верные решения. Чем более правильными станут ваши решения, тем лучше будут ваши поступки и достигнутые результаты.

Чтобы преодолеть нечто негативное, человек должен научиться забывать и отпускать. То есть вы должны оставить проблемы в прошлом, которому они и принадлежат.

Преодоление вредных внушений.

Занятие 1. Преодоление негативных внушений.

Первое, что нужно отправить в прошлое и держать там - это вредные внушения, которыми с вами поделились другие.

Подумайте о чем- то плохом и негативном, что сказал вам кто-то другой или даже вы сами.

Вспомните человека, которому не доверяете. Вспомните, как он солгал вам. Представьте, как он это сделал.

Выявите субмодальности лжи и негативного внушения.

Переведите негативное внушение в субмодальность лжи. Переведите образ внушения в такое место, чтобы воспринимать его как ложь.

Когда вы в воображении переживаете опыт прошлого, уже обладая новым убеждением, то сразу замечаете, что с любой ситуацией справляетесь более эффективно. Новое убеждение, в буквальном смысле слова, меняет вашу личную историю к лучшему. Вооружившись новыми, позитивными убеждениями и избавившись от старых, ограничивающих ваши возможности, вы готовы справляться с оставшимися проблемами и в особенности со страхами.

Формирование лучших убеждений (Изменение личной истории)

Подумайте о полезном убеждении, в которое вам хотелось бы поверить.

Представьте, что вы перемещаетесь назад по хронологической шкале в тот период, когда вы были очень молоды. Представьте, как кто-то очень убедительно делает вам это полезное внушение. Вы по настоящему верите его словам.

Изнутри этого опыта прошлого представьте, что вы перемещаетесь по хронологической шкале, переживая различные события с прошлого до настоящего, но уже будучи вооруженным новым убеждением. Отметьте, как изменились ваши чувства и реакции в свете нового убеждения.

Оказавшись в настоящем, можете повторить этот процесс для различных внушений. Отметьте, насколько лучше вы стали относиться к прошлому и к самому себе в настоящем.

Занятие 2. Преодоление страхов и фобий.

Что касается преодолений, то нужно сказать, что сложнее всего преодолеваются страхи.

Страхи делятся на две основные категории: фобии и тревожность. Человек, страдающей фобией, что-то видит или испытывает, и его сразу же охватывает страх. Тревожность - это медленно, постепенно нарастающий страх. Человек погружается в собственный разум и начинает рисовать картины ужасных исходов.

Те люди, которые смогли самостоятельно избавиться от страхов обладают одной общей чертой. Они достигли такого состояния, когда им просто надоело бояться.

Это очень важный момент преодоления страхов. Вам нужно начать воспринимать моменты страха не по отдельности, а непрерывной чередой. В таком состоянии происходит нечто очень важное. Вы начинаете испытывать отвращение.

Паттерн «С меня достаточно!» (Пороговый паттерн).

Вспомните пять моментов, когда страх ставил вас в неловкое положение.

Динамично представьте себе первый подобный эпизод. Затем второй, третий, четвертый и пятый.

Соберите эпизоды друг за другом, сформируйте непрерывный фильм фобии. Вы должны постоянно чувствовать неловкость из-за испытываемого вами страха.

Сделайте образы крупнее и ярче, смотрите их непрерывной чередой. Вы должны увидеть себя в неловком положении. Прокручивайте фильм снова и снова, пока вам не станет по-настоящему стыдно за себя.

Повторяйте процесс до тех пор, пока не сможете сказать себе: «Это просто ужасно. С меня достаточно!».

Быстрое избавление от фобии или страха.

Подумайте о своей фобии. Подумайте о ситуации, в которой вы испытывали страх. (или воображаемую ситуацию, символизирующую вашу фобию)

Представьте, что вы находитесь в кинотеатре и видите себя на экране в пугающей ситуации.

Представьте себя в кинорубке. Вы смотрите вниз и видите, как сидите в зале и видите на экране, как сами переживаете пугающий опыт.

Просмотрите фильм до конца. Вы должны увидеть то, как успешно переживаете страшную ситуацию. А потом представьте, как в конце фильма вы с экрана переноситесь на свое место.

Оказавшись на своем месте в конце страшного фильма, представьте, как пленка прокручивается в обратном направлении и все происходит задом наперед. Вы ходите задом наперед, говорите и двигаетесь задом наперед, а в ваших ушах звучит странная и смешная музыка. Дойдите до самого начала фильма. Теперь подумайте о своей фобии. Обратите внимание, что вы чувствуете себя совершенно иначе.

Повторите шаги пару раз.

Обратите внимание на изменение своих ощущений в процессе. Подумайте о своей фобии. Поймите что фобии больше нет!

Добавьте в ситуацию элемент юмора Если можно оглянуться назад и посмеяться, то можно и начать смеяться над чем-то предстоящим.

Смех способствует выработке эндорфинов, а они влияют на изменение настроения. Чем больше вы смеетесь над тем чего боитесь, тем больше эндорфинов вырабатывает организм. И это происходит, даже если смех искуственный.

Прогнать страх смехом.

Вспомните момент, когда вы хохотали от души, когда смеялись так, что не могли остановиться. Вспомните свои ощущения, воскресите их в душе, испытайте заново.

Начните посмеиваться вспоминая свой опыт. Смейтесь до тех пор, пока смех не перейдет в естественный.

Продолжая смеяться, начните думать о том, чего вы боялись. Обратите внимание на то,как изменяться ваши чувства, когда вы вспомните о страхе со смехом. Продолжая смеяться, заметьте, как субмодальности страха меняются буквально на глазах, одновременно с изменением вашего настроения.

Говоря о страхах, на которых основаны тревожные состояния, надо признать, что чаще всего люди просто не обращают внимания на ситуацию. Легко пугаться, если прокручивать негативные образы в голове и вырабатывать в себе негативные чувства. Страхи всегда следует замещать обостренностью чувств. Страх можно одолеть, если начать контролировать собственные чувства.

Где начинается страх? Люди обычно отвечают: «В животе». Но это то место, где страх обычно заканчивается. Где он начинается? Начинается ли ваш страх в кончиках пальцев? Или во лбу? Начинается ли страх в горле или верхней части груди? Когда ваш живот завязывается в тугой узел, вращается ли этот узел по часовой стрелке или против часовой? Движется ли он вперед или назад? Вы должны определить все геометрические возможности движения.

Иногда узел настолько тугой и мучительный, что люди затрудняются определить его источник и направление движения. Вот почему лучше совершать движение пальцем.

Это помогает определить направление закрученности реального страха. Зная же направление вращения, вы можете ускорить движение, а сделав это, ощутить еще больший страх. Это совсем не плохо. Это хорошо, потому что вы обрели контроль.

Имея возможность выбора, люди всегда делают лучший выбор. Проблема заключается в том, что они не думают, что поступают таким образом. Чтобы вы смогли увидеть новую возможность выбора, попробуйте следующее упражнение.

Обращение тревожности вспять.

(Нейрогипнотическое перепрограммирование)

Подумайте о том, что вызывает у вас страх или тревожность.

Оцените, в каком направлении вращается тревожность в вашем теле. Представьте ее с помощью красных стрел, направленных в ту же сторону.

Представьте, что это чувство покидает ваше тело, измените направление вращения, смените цвет стрел с красного на синий, верните чувство обратно, но с тем, чтобы в вашем теле оно вращалось в противоположном направлении.

Продолжайте вращать ощущение в противоположном направлении все быстрее и быстрее. Обратите внимание на то, как меняются ваши чувства.

Подумайте о чем-то, что внушает вам чувство полного комфорта. Оцените, в каком направлении вращается это чувство.

Вращайте ощущения комфорта, представляя себе, что у вас все в идеальном порядке.

Одновременно посмотрите на то, что находится прямо перед вами в текущий момент. Вы должны услышать звуки и увидеть образы реального мира и сосредоточится на них.

Занятие 3. Преодоление тяжелых воспоминаний.

 

Печальные воспоминания способны испортить человеку жизнь, но только в том случае если он сам это позволит.

Очень важно научиться иметь дело с воспоминаниями, которые буквально преследуют вас. Большинство дурных воспоминаний имеют реальный размер. Когда вам на ум приходит такое воспоминание, постарайтесь сжать его. Попробуйте погрузиться в него, увидеть, что на вас было надето. А затем отодвиньте воспоминание в сторону. Отдаляйте и приближайте воспоминание. Проделайте это несколько раз, и тогда вы станете относиться к нему по другому.

Изменение тяжелых воспоминаний.

Подумайте о воспоминании, от которого хотите избавиться.

Отметьте все субмодальности. Заморозьте воспоминания и уменьшите его в размере.

Дойдите до конца воспоминания, заморозьте его, представьте белый клубок и раскрутите его очень быстро, так чтобы, белый цвет залил весь экран.

Повторите упраж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: