И откроется на страшном суде, что единственным смыслом жизни была любовь. | Видал я врачей, которые не предупредили больных о причинах болезни и через то сделались виновными многих трудов и скорбей больным и себе. |
Вступление.
Сердечно благодарю друзей, которые подвигли меня на написание этой книги. С любовью к коллегам, которые прокладывали ценой своего здоровья путь к здоровью других, тратили себя в трудах, чтобы помогать людям, освещать и обновлять стремления к красоте и гармонии здоровой жизни. Каждая гипотеза, приведенная здесь, рождена в поисках, и порой, мучительных, и представляется ценной, в отдаленном приближении только, к пониманию совершенного произведения – человека. Выражаю огромную признательность врачам и учителям, пропустившим через себя действие рецептов и методик лечения, поделившихся щедро со мной своим сокровенным знанием и умением, прекрасным ученым, светлейшим умам медицинского и биологического факультета нашего Санкт-Петербургского Университета, НИИ Экспериментальной медицины СЗО РАМН, Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, Военно-медицинской Академии им. С.М.Кирова, Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова и главного научного сотрудника академика члена президиума РАН Ю.В. Наточина, основателя нашей научной школы на базе самой современной медицинской науки и классических традиций русской медицины. С огромной благодарностью к моим дорогим и любимым пациентам, которые также учительствуют меня на протяжении всей моей совместной с ними работы и мужественно терпят мои огрехи и эксперименты, а также, к моим духовным наставникам нашим православным священникам, хранителям русской духовной культуры и ценностей, которые поддерживали меня и морально и физически в стремлении к познанию тонкого искусства выздоравливать телом и душой.
|
Идея написать книгу о русской медицинской традиции пришла из настоящего интереса международной аудитории к загадочному русскому медицинскому подходу, возведенному от степени науки. Здесь происходит набегание на распространенную волну всяческих сводов рекомендаций и международных стандартов в медицине, поскольку время показывает, что грань их равновесия довольно зыбкая, буквально десятилетие отделяет одну международную рекомендацию от ее развенчивания до прямо противоположной. Что довольно легко может объяснить классическая университетская биологическая школа, опираясь на исследования в области социологии и популяционных колебаний. Чрезмерное стремление мирового сообщества к стандартизированию лечебных подходов в медицине подобны бегу к Прокрустову ложу, где чтобы уложить пациента длинного надо укоротить, а короткого растянуть. Следовательно, сообщество ожидает опечалившего его дабы оно не закоснело в своем недуге или не умерло от проклятого молчания. Русский же врач в классической традиционной манере способен спокойно пройти по этим волнам и собрать драгоценные жемчужины знаний необходимых для удовлетворения лучших интересов своих пациентов. И как ему это удается? Вот что пишет знаменитый русский философ правовед и публицист И.А.Ильин «О призвании врача»: «Согласно этой традиции, деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными – это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение; и в диагнозе мы призваны не к отвлеченной «конструкции» болезни, а к созерцанию ее своеобразия. Врачебная присяга, которую произносили все русские врачи и которою мы все обязаны русскому Православию, произносилась у нас с полною и благоговейною серьезностью (даже и неверующими людьми): врач обязывался к самоотверженному служению; он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым; он обязывался безотказно являться на зов и по совести помогать каждому страдающему; а XII том Свода законов (ст. 89, 132, 149 и др.) вводил его гонорар в скромную меру и ставил его под контроль. Но этим еще не сказано самое важное, главное, - то, что молчаливо предполагалось как несомненное. Именно – любовь. Служение врача есть служение любви и со-страдания; он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». Тогда все вырождается и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни (morbus) и лекарства (medicamentum)”…
|
Отдельно благодарю моих учителей, уважаемых ученых, обладающих и оперирующих глубочайшими знаниями в своих областях и пишущих многие труды, которые по смирению своему называют введениями в теории патологии и нормы, лечебные и диагностические практики.
Русская медицинская традиция как философия и инструментарий современной медицинской науки продолжает свое эволюционирование. Ученые и практикующие врачи нашей страны за годы становления медицинских традиций внесли значительный вклад в формирование и развитие медицины как искусства. Теоретические, методологические и методические основы медицины разрабатываются учеными и практикующими врачами многих крупных научных школ университетов и ведущих клиник таких стран как Германия, Япония, США, Франция, Швеция, Великобритания, Иран. К настоящему времени в России сложились основные научные школы медицины в крупных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани и др. крупных городов и региональных центров. Результаты научных исследований полученные учеными этих школ широко известны и эффективно используются в российской медицине и за рубежом. Миссией российской медицинской науки с классических времен и по настоящее время является служение пациенту в едином понимании человека как целостного организма, наделенного душой и духом.
|
Дальнейшее гармоничное развитие нацеливает на продвижение культуры применения и принятия медицинских услуг пациентом, не только как безусловно эффективного и качественного пособия при болезни, но и необходимости создания культуры их потребления как предмета искусства, определенного стиля поведения как врача, так и пациента. Ваш скромный автор предложила относиться к сотворчеству в тандеме врач-пациент по созданию гармоничного здоровья человеческого организма как высшего творения на земле. Осознавая тело, ум, душу, совесть и духовную наполненность в тесной связи с процессом собственного творчества деятельной личности как важнейшей ее потребности, заложенную способность к генерации инноваций в результате взаимодействия умения творить и мотивации.
Далее перейдем к вопросу о сотворчестве.
Обыкновенно лечебные потуги отягчаются тем, что не может врач помочь больному если сей не убедит врача просьбой и открытием «язвы» с полной доверенностью. Отсюда проистекает проблема доверия врачу, когда приходится делать выбор способа сохранения собственного здоровья. В любой деятельности, а особенно в межличностном взаимодействии имеет большое значение рефлексия, как способность рассматривать себя и других людей изнутри и в целом и со стороны, и прогнозировать возможные пути и последствия.