НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ





 

И.Кант отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страда­ние и от желательной силы. Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798 г.), где понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает, но в других местах касается отношения желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разу­мом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания. Классификация Канта пере­шла в XIX в. и стала господствующей.

Априоризм Канта в учении о познании, особенно в учении об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немец­кую психологию и психофизиологию восприятия. Со­гласно И.Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, то есть носит эмпирический харак­тер. Из воздействий внешних вещей мы получаем со­держание познания.

Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способ­ности познания. Различаются априорные формы созер­цания (восприятия) и априорные формы мышления.

Формами восприятия являются пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве; пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас са­мих существуют во времени; время есть форма внут­реннего чувства (но, косвенным образом, оно является условием и внешнего восприятия).

Пространство и время, как формы чувственности, обладают трансцедентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпиричес­кой реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только апри­орными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать все­общего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях.

Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообраз­ными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка (их 12) и идеи чисто­го разума (их 3). В связи с исследованием априорных форм рассудка, И.Кант развивает учение об аппер­цепции.

Апперцепция— это активная сила, которая осуще­ствляет синтез первоначально хаотических представ­лений. Она имеет две формы:

первоначальное синтетическое единство апперцепции, или трансцедентальное единство самосознания; для познания необходимо единство самосознания;

б) трансцедентальное единство апперцепции, или объективная апперцепция, то есть направленная от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект.

Психологически важные положения содержатся в учении Канта о трансцедентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпири­ческой действительности, данной человеку в восприятии. Схемы — новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого Кант называет схемы также чувственными понятиями. Они являются продуктом деятельности воображения.

Представления И.Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной пси­хологии. Так, встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за словесной формули­ровкой какого-либо правила, закона, стоящую за ним реальность, преодолевается обращением к схематичес­ким изображениям.

 

В идеалистической системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770 — 1831 гг.) психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени

На первой ступени дух выступает в непосред­ственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разно­образные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими осо­бенностями, понятия характера и темперамента, а так­же ощущения.

На второй ступени рефлексии — дух представ­ляет сознание Явления сознания представляют пред­мет феноменологии духа. Здесь рассматриваются воп­росы развития сознания. Оно проходит путь от сознания вообще к самосознанию и от него — к разуму.

На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, то есть познание), воли (практический дух) и нравствен­ности (свободный дух). Эта ступень развития духа со­ставляет предмет собственно психологии.

Раскрываемые в системе Г.Гегеля проблемы отчуж­дения духа и его опредмечивания — в морали, праве, государстве, религии и т. д. — приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживает­ся не только в слове, но и в самых разнообразных про­явлениях творческой активности человека, в практике. В то же время, источники мышления, его бесконечной творческой мощи, остаются здесь необъясненными.

 

Гегель как предшественник культурно-исторической Ψ.





Читайте также:
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.