(1770-1831) Говорит об исторической природе человеч сознания. Развивает аристотелевский принцип приоритета целого над частным на материале развития личности и общества. Не история объясняется действиями отдельных индивидов, а их индивидуальное сознание и духовные способности должны быть поняты из анализа целостного историч процесса. Историч процесс, отдельные явления природы, общества или сознания выступают у Г. объективизацией единого «духа» - абсолютного саморазвивающегося целого. Идея о социальной структуре деят-ти: сознание индивида выступает своеобр отражением общественного родового самосознания, развивающегося по законам развития «духа», не зависимым от воли и желания отдельных людей, а наоборот, детерминирующим волю и мышление индивидов. Г. усматривает «хитрость божественного разума» в том, что он якобы даёт возм-ть каждому чел-ку действовать сообразно своим индивид-м целям и потр-ям, но в рез-те усилий отдельных людей получается общий рез-т, соотв не их желаниям, а необходимой логике абсолютного духа. Разв-е индивид-ного сознания сокращённо воспроизводит ступени, исторически пройденные общечеловеч сознанием. Пооцессом, в кот форм-ся сознание чел-ка явл соц организованная деят-ть, обществ труд. Преобразуя окруж предметы в соотв со своими целями и задачами, чел-к как бы опредмечивает себя в мире, но и подстраивается под св-ва этих предметов – через их требования распредмечивает свёрнутые в них духовные способности и строит свою личность по родовой логике. Т.о. чел-к формируется как рез-т собств деят-ти. Деят-ть – это не замкнутая в себе система индивидуальной деят-ти, а общественно детерминированный процесс.
|
Идея о движении абсолютного «духа», воплощающегося в движении материального мира, явл своего рода мистифицированным отображением картины деят-ти чел-ка. Г. при оценке взаимоотн-ия практич и духовной деят-ти чел-ка исходил из позитивистской картины напоср-ого воспр-я. Представление о реализации изначального «духа» в материальные формы. Если у Аристотеля в кач-ве абсолютной целостности, детерм-щей движение всех процессов, выступала матер-я Вселенная, то у Г. такой целостностью стал бестелесный «дух», абсолютная божеств-я идея. философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа.
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля — отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея — это:
— единственно существующая подлинная реальность;
— причина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
— мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Человек в онтологии Гегеля — это носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Человек есть «конечный дух» мирового духа.
|
Другой ведущий принцип гегелевской системы — способность духа к движению и развитию.
Абсолютная идея развивается через противоречия от абстрактного к конкретному состоянию. Конкретное состояние означает полноту ее самореализации и достижение ею абсолютного тождества бытия и мышления, которое на протяжении всего пути было еще неполным, относительным, в определенной мере потенциальным. На этом пути Идея отчуждает себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческое мышление и историю человеческого общества, проходя при этом ступени субъективного, объективного и абсолютного духа.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека.
Объективный дух — следующая ступень духа — «дух общества в целом». Выражением объективного духа являются право, нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа. Выражением Абсолютного духа являются:
искусство; религия; философия.
Представления Г. о социально-историч детерминации человеч психики активно развив в философии 19 в, а в Ψ они находят отр-е только в 20 в.
Психоанализ и психотерапия конца 20 века. Огромное развитие проделал психоанализ в 20-ом веке, какое культурное воздействие он оказал и насколько глобально он изменил наше обыденное сознание. Можно лишь отметить, что фрейдовское опасение, что в будущем (во второй половине 20-го века) психоанализ окажется всего навсего одним из многих методов терапии, который разве что иногда будет упоминаться в учебниках по психиатрии или психотерапии, но никакого другого значения иметь не будет, явно не оправдалось. Не наступило и пугающего явления, когда бы люди почувствовали обременительность предаваться своим воспоминаниям, считая встречу с самими собой лишь пустой растратой времени. Использование Фрейдом в теории преимущественно подхода с точки зрения влечений сменилось позицией, в которой первостепенное внимание стала занимать психология Я, хотя на неё обращал внимание и сам Фрейд в последние годы своей жизни. Человек не безнадёжно подвержен власти иррациональных страстей, имеющиеся в его распоряжении силы сферы Я, как, например, разум, позволяют человеку овладевать своими аффектами и импульсами-влечениями. А затем на передний план в теории всё больше стал выступать аспект межличностных отношений. Появившаяся в 60-ые годы 20-го века психология Самости больше внимания стала уделять переживаниям человеком своей Самости, то есть переживаниям и чувствам, связанным с Самооценкой, постулируя, что наши действия регулируются не только наслаждением и неудовольствием, как считала классическая психология влечений, но в точно такой же степени определяются принципом, неразрывно связанным с ощущением благополучия, уверенности и роста самооценки. Тезис о том, что человеческая «судьба влечений» формируется в столкновениях с условиями культуры, всё больше уточнялся на протяжении всего 20-го века. В наше время психоанализ, по-видимому, более важен, чем это было в начале 20-го века. И хотя психоанализ упоминается в многочисленных романах, театральных пьесах и кинофильмах, а психоаналитические выражения нашли себе место в повседневной жизни, вряд ли можно говорить об особой к нему любви. Именно поэтому и не замечается, что сегодня психоанализ практикуется во всём мире, что по оценке разных экспертов существует 20-30 000 практикующих психоаналитиков, что существует 70-80 интернациональных профессиональных журналов и что только в одной Германии существует сотня кафедр психоанализа, чаще всего в области психосоматической медицины.
|
Изящество феноменологических, диагностических, психодинамических и лечебно-технических подходов в психоанализе основывается на накапливающемся опыте, на успешно проведённом психоаналитическом лечении и на постоянно продолжающемся увеличиваться богатстве идей, охватывающем целое столетие. В качестве традиционного метода психоанализ необходимо защищать, иначе может наступить такой день, когда весь психоанализ сведётся к довольно жалкому остатку идей, да и в качестве прагматического отрезка какой-либо «более интегральной» психотерапии его могут ограничить даже в деле исследования бессознательного.
Поэтому психоаналитический исследователь и психотерапевт нуждается в строгом соблюдении рамок сеанса, в которые вряд ли кто-либо сможет вмешиваться. Существует и опасность давления со стороны профессиональных психотерапевтических обществ, требующих приводить доказательства эффективности лечения.