СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ




АБОРДАЖ - подход враждебных судов вплотную для рукопашного боя.
АВАНГАРД - передовая (головная) часть боевого порядка эскадры или флота.
АВАРИЯ - повреждение судна.
АВРАЛ - работа по срочному вызову всего личного состава корабля, когда одна вахта не может справиться с выполнением задания.
АНКЕРОК - бочонок в одно, два, три ведра и больше; употребляется для хранения воды, вина, и уксуса.
АРЬЕРГАРД - концевая (замыкающая) часть боевого порядка эскадры или флота.
АХТЕРШТЕВЕНЬ - вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля судна. К ахтерштевню подвешивается руль.

БАК - носовая часть палубы корабля от форштевня до фок-мачты. Полубак - возвышенная надстройка, занимающая часть бака.
БАКАН, или буй - большой поплавок, иногда с колоколом, иногда с фонарем, стоящий на якоре для обозначения опасного мелкого места.
БАКШТАГ - 1) курс корабля под тупым углом к линии направления ветра.
БАНКА - 1) мель среди глубокого места; 2) скамейка, сиденье на шлюпке.
БАРК - судно с прямым вооружением на передних мачтах и с косым на задней мачте.
БАРКЕНТИНА, или шхуна-барк, - судно с тремя и больше числом мачт, из которых фок-мачта имеет прямое вооружение, а все остальные - косые.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ - такелаж, обеспечивающий маневры с парусами и рангоутом. Для облегчения тяги пропущен через блоки.
БЕЙДЕВИНД - курс корабля под острым углом к ветру.
БИЗАНЬ-МАЧТА - задняя мачта всех судов, имеющих три, четыре и более мачт.
БИМСЫ- поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие балками для настила палубы.
БОЦМАН - руководитель палубной команды судового экипажа, заведует всеми работами на палубе и содержанием судна в чистоте.
БРАШПИЛЬ - механизм с горизонтальным расположением барабанов, служит для подъема и спуска якорей и швартовных операций.
БРИГ - двухмачтовое судно с прямыми парусами на обеих мачтах.
БРИГАНТИНА, или шхуна-бриг, - двухмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.
БУГЕЛЬ - кольцо из плоского металла на рангоуте.
БУЙ - см. бакан.
БУХТА - 1) небольшой залив; 2) трос, свернутый кругами.
БУШПРИТ - наклонная мачта на носу судна.

 

ВАЛЕК - утолщенная часть весла, оно делится на ручку, валек, веретено и лопасть.
ВАНТЫ- тросы, укрепляющие мачты, стеньги, брам-стеньги с боков.
ВАТЕРЛИНИЯ - черта, по которую судно углубляется в воду. Предельное, разрешаемое законом каждому судну углубление ограничивается грузовой ватерлинией.
ВАХТА - дежурство на корабле.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ - объем воды, вытесняемый судном. Вес этого объема равен весу корабля.

 

ГАВАНЬ - пространство воды, огражденное природой или искусственными сооружениями от морских волн и служащее для стоянки судов.
ГАК - металлический крюк.
ГАЛС - если ветер дует справа, то говорят: судно идет правым галсом, если слева - левым галсом.
ГАЛЬЮН - уборная на судне.
ГРОТ-МАЧТА - средняя, самая большая, мачта на корабле.
ГЮЙС - особый флаг, который поднимается при стоянке на якоре на носу военного корабля 1-го или 2-го ранга.

ДЕВИАЦИЯ - отклонения стрелок магнитного компаса под действием судового железа.
ДЕКА - палуба.
ДИФФЕРЕНТ - разница углубления судна в воде между кормой и носом. ДРЕЙФ - отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влияние ветра, течения, сильной волны и напора льда. ЖВАКА-ГАЛС - кусок цепи той же толщины, что и якорный канат, крепится за обух, вделанный в корпус корабля скобою.

 

ЗАГРЕБНОЙ - ближайший к рулевому гребец, по нему равняются все остальные гребцы шлюпки.
ЗАДРАИВАТЬ - плотно закрывать.

 

ИЛЛЮМИНАТОР - круглое окно из толстого литого стекла в металлической раме, вмонтированной в борт корабля.

КАБЕЛЬТОВ - в одной морской миле 10 кабельтовых.
КАБОТАЖ - плавание у своих берегов и между портами своего государства. КАМБУЗ - судовая кухня.
КАЮТА - комната на корабле.
КИЛЬ - продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры.
КИЛЬСОН - внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.
КИЛЬВАТЕР - струя за кормой идущего судна.
КЛИВЕР - один из косых парусов на бушприте.
КЛОТ, клотик - точеная шишка или кружок, надеваемый на вершину мачты или флагштока. сквозь клотик пропускаются тонкие снасти, называемые сигнальными фалами служащие для подъема флагов.
КЛЮЗ - круглое отверстие в борту судна для пропуска швартовов или якорных канатов (якорный клюз).
КНЕХТ - чугунная тумба или деревянная колонка для крепления снастей.
КНОП - узел на конце снасти, не завязанный, а особым образом сплетенный из распущенных прядей.
КОК - судовой повар.
КОРМА - задняя оконечность судна.
КРАНЕЦ - подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или другое судно.
КРЕН - наклон судна на бок, измеряется в градусах дуги инструментом, называемым кренометром.
КУБРИК - общее жилое помещение для команды.
КУРС - направление, по которому идет судно.

ЛАГ - 1) инструмент для измерения пройденного расстояния в скорости хода; 2) борт корабля. Например, отшвартоваться лагом (т.е. боком) к пристани, к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.
ЛЕВЕНТИК - положение парусов, когда они не надуты и трепещут от дующего им в кромки ветра.
ЛЕЕР - проволока или металлический прут, служащие для защиты людей от падения в воду (бортовой леер).
ЛИКТРОС - трос, которым обшит для прочности парус.
ЛИНЬ - трос меньше 25 миллиметров в диаметре.
ЛОТ - прибор, измеряющий глубины, с его помощью достают образцы грунта со дна моря.
ЛОЦИЯ - часть науки о кораблевождении, руководство для мореплавателей, подробное описание морей и омываемых ими берегов, маяков, знаков, створов и т.д.
ЛОЦМАН - моряк-судоводитель, занимающийся проводкой кораблей в определенном районе: в проливе, порту, фиорде, канале.
ЛЮВЕРСЫ- обшитые отверстия в парусе для пропуска снастей.

 

МАРС - площадка на месте соединения мачты со стеньгой.
МАЧТА - вертикально или почти вертикально установленное рангоутное дерево, служит для подъема парусов и тяжестей.
МИЛЯ - морская мера длины, равная 1852 метрам.
МУШКЕЛЬ - массивный деревянный молоток для такелажных работ.

НАБОР СУДНА - совокупность всех брусьев дерева и полос фасонной стали, составляющих скелет или каркас корабля.
НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА, берег, борт - сторона, берег, борт, от которых или со стороны которых дует ветер.
НАКТОУЗ - 1) медный колпак со стеклянным окошком и лампами; надевается на ночь и в дурную погоду на компас; 2) деревянный или силуминовый шкафик (тумба), на котором устанавливается компас.
НАЙТОВ - прочная связка двух или нескольких предметов тросом. Принайтовить - привязать; снайтовить - связать друг с другом.
НОК - оконечность рея, гафеля или гика.

ОГОН - заплетенная на тросе петля.
ОДЕРЖИВАТЬ - приказание рулевому замедлить начавшийся поворот судна.
ОСАДКА - углубление корабля, измеряемое в футах или метрических мерах.
ОСТОЙЧИВОСТЬ - способность судна, получившего крен, быстро выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого положения центра тяжести, делает судно валким и даже опасным, оно может перевернуться. ОТМЕЛЬ - мель, соединенная с берегом.

ПАССАТЫ- ветры, дующие с довольно постоянной силой (три-четыре балла), направление их не сохраняется всегда постоянным, но изменяется в тесных, однако, пределах.
ПИРС - пристань на сваях, устроенная перпендикулярно к линии берега.
ПЛАНШИРЬ - горизонтально положенная толстая доска твердого дерева, ограничивающая верхний борт судна.

 

РАНГОУТ - собирательное слово для обозначения всех деревянных частей корабля, как то: мачт, стеньг, брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т.д.
РЕЙ - поперечное дерево, подвешенное за середину, к которому привязан один из прямых парусов.
РИФ - 1) гряда камней или коралловых образований, срытая под водой или едва из нее выступающая; 2) ряд завязок у паруса для уменьшения его площади во время усиливающегося ветра.
РУБКА - 1) отдельно построенный на палубе домик с плоской крышей; 2) служебное помещение: рулевая рубка, штурманская рубка.
РУМБ - 1/32 часть горизонта РУМПЕЛЬ - рычаг у руля для управления им.
РЫМ - прочное железное кольцо, вделанное в палубу, борт или пристань.
РЫНДА - колокол.

 

СКЛЯНКИ - песочные часы. Бить склянки - обозначать время звоном корабельного колокола.
СПЛЕСЕНЬ - сплетенные вместе два конца троса.
СТЕПС - гнездо, в которое вставляют нижний конец (шпор) мачты.

 

ТАБАНИТЬ - грести веслами в обратную сторону.
ТАКЕЛАЖ - совокупность всех снастей на судне. Стоячий такелаж - в настоящее время проволочные тросы, крепящие мачты. Бегучий такелаж - состоит из части гибкого стального, части растительного троса и части цепей. Он проходит через блоки и служит для подъема, поворачивания рангоутных деревьев, тяжестей, постановки и уборки парусов.
ТАЛРЕП - род талей или натяжной винт для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза
ТРАВЕРЗ - положение какого-нибудь знака на берегу или предмета на воде, перпендикулярное к курсу судна.
ТРАВИТЬ СНАСТЬ - постепенно выпускать, ослаблять.
ТРЮМ - внутреннее помещение корабля, предназначенное для перевозки грузов.

УЗЕЛ - 1) условная мера скорости, обозначающая морскую милю в час; 2) узел на тросе.
УКЛЮЧИНЫ- металлические приспособления в виде ухватов для упора весел при гребле.

 

ФАЛЬШБОРТ - верхняя часть борта судна, борт выше верхней палубы.
ФАЛЬШФЕЙЕР - картонная трубка, набитая порошком бенгальского огня и снабженная ручкой для держания, служит для производства ночных сигналов.
ФАРВАТЕР - глубокий проход среди мелей и других подводных опасностей.
ФЛОР - нижняя часть шпангоута.
ФОК-МАЧТА - передняя мачта корабля.
ФОРДЕВИНД - попутный ветер, дующий прямо в корму.
ФОРПИК - узкое место трюма в самом носу судна. Такое же место в корме называется ахтерпик.
ФОРШТЕВЕНЬ - передняя грань судна.
ФУТ - морская мера, равная 0,305 метра.
ФУТШТОК - длинная палка, размеченная на футы, служит для измерения малых глубин.

ХОДОВОЙ КОНЕЦ - конец снасти, за которую тянут. Обратный, прикрепленный к чему-нибудь конец называется коренным.

 

ЧИСТ ЯКОРЬ - сообщение помощника капитана, наблюдающего за подъемом якоря из воды, что якорь вышел на поверхность не запутанным, чистым, судну можно дать ход.

ШВАРТОВАТЬ, швартоваться - притягивать судно к берегу, к пристани или другому судну.
ШКИПЕР - так раньше называли капитана торгового корабля.
ШПАНГОУТ - деревянное или металлическое ребро в наборе судна.
ШПАЦИЯ - расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ - отверстие для стока воды в борту корабля.
ШПИЛЬ - вертикальный ворот.
ШТУРВАЛ - колесо с ручками, служащее для управления рулем.
ШТОРМТРАП - веревочная лестница с деревянными ступеньками.

 

ЮТ - часть палубы от бизань мачты до конца кормы - гакоборта. Полуют - короткая, возвышенная часть юта, надстройка, начинающаяся с кормы, но не доходящая до бизань-мачты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: