Сельское хозяйство и пищевая промышленность




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………3

 

1ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕНОСТИ ПРИРОДНОГО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ………….5

 

 

1.1 Экономико-географическая оценка природно-климатических и ресурсных условий Восточно –Казахстанской области………………………………..5

1.2 Формирования рынка труда и социальные условия населения…………....9

 

 

2ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ МАЛОГО ИСРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

 

2.1 История и тенденции развития предпринимательства в республике ……13

2.2 Экономические условия и возможности развития среднего и малого предпринимательства ВКО……………………………………………………...35

2.3 Современные хозяйственные объекты ВКО и классификация их деятельности …………………………………………………………………….41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно что наша страна только набирает ход экономического и социального развития, и я как истинный патриот взял на изучение одну из актуальных тем формирование предпринимательской деятельности.

Для развивающегося Казахстана на данном этапе необходимо сформировать рыночные базы, государством разработаны программы по развитию малого и среднего бизнеса. Так же разработана программа «Даму» по поддержке малого и среднего бизнеса.

Актуальность настоящей работы обусловлена значением изучаемых региональных особенностей в формировании предпринимательской деятельности Восточно-Казахстанской области,? изучения современного состояния ВКО и изучение перспектив для развития предпринимательской деятельности.

Целью исследования является изучение темы «Региональные особенности формирования предпринимательской деятельности ВКО» с точки зрения работ по сходной тематике. В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1)Выявить территориальные особенности ВКО, для изучения перспектив развития предпринимательской деятельности ВКО.

2)Изучить современное состояние предпринимательской деятельности ВКО.

3)Выявить проблемы предпринимательской деятельности в ВКО.

4)Предложить решение проблем предпринимательской деятельности ВКО.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящею из 3 глав, заключение и библиографический список.

Восточно-Казахстанская область находится в северо-восточной части страны. Площадь- 283,3 тыс. км². Граничит с двумя регионами Российской Федерации, одним автономным округом Китая и тремя областями Казахстана:

§ на севере — с Алтайским краем и Республикой Алтай;

§ на востоке — с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая;

§ на юге — с Алматинской областью Казахстана;

§ на западе — с Карагандинской областью Казахстана;

§ на северо-западе — с Павлодарской областью Казахстана.

Всего в области 15 районов, 10 городов, 30 посёлков, 870 сельских населённых пунктов. Административный центр город Усть-Каменогорск, крупнейшие города: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Риддер, Аягоз, Курчатов, Зыряновск. Население — 1416,4 тыс. чел. в 2008 году (из них 59 % — городское), 1418,8 тыс. чел. в 2010 году.

 

К основным проблемам экономики региона относятся: сырьевая направленность (доминирование производства продукции 1-2 передела в цветной металлургии), слабая интеграция с мировой экономикой, незначительная межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги местных товаропроизводителей, недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством.

Для решения вышеуказанных проблем и достижения поставленных целей и задач Программы предполагается создание индустриальной и инновационной инфраструктуры, условий для проведения активной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование научной и инновационной деятельности, совершенствование инфраструктуры региона. В области стандартизации предполагается переход на мировые стандарты в базовых отраслях экономики.

Успешная реализация программ позволит качественно изменить структуру экономики, приведет к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческих, производственных и природных ресурсов региона.

Была разработана программа в соответствии с Планом мероприятий на 2009-2011 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2009 года №219.

Программа является общесистемным документом, содержащим конкретные направления индустриально-инновационной политики, способствующие достижению устойчивого развития региона и отходу от сырьевой направленности путем диверсификации отраслей экономики, формирования индустрии высоких технологий, развития и использования инноваций, использования имеющихся потенциальных преимуществ в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и её добавленной стоимости, отхода от экспортно-сырьевой направленности.

Согласно Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы, 2004 – 2006 годы были определены как первый (подготовительный) этап, основой которого стало создание региональных институтов, обеспечивающих участие государственных органов в инвестиционных и инновационных проектах. Основная часть мероприятий первого этапа государством выполнена – созданы финансовые институты развития, Казахстанская фондовая биржа, социально-предпринимательские корпорации, региональные технопарки, начата работа по созданию индустриальных зон.

 

1.1ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ И РЕСУРСНЫХ УСЛОВИЙ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Восточно-Казахстанская область находится в северо-восточной части страны. Площадь- 283,3 тыс. км². Граничит с двумя регионами Российской Федерации, одним автономным округом Китая и тремя областями Казахстана:

§ на севере — с Алтайским краем и Республикой Алтай;

§ на востоке — с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая;

§ на юге — с Алматинской областью Казахстана;

§ на западе — с Карагандинской областью Казахстана;

§ на северо-западе — с Павлодарской областью Казахстана.

Всего в области 15 районов, 10 городов, 30 посёлков, 870 сельских населённых пунктов. Административный центр город Усть-Каменогорск, крупнейшие города: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Риддер, Аягоз, Курчатов, Зыряновск. Население — 1416,4 тыс. чел. в 2008 году (из них 59 % — городское), 1418,8 тыс. чел. в 2010 году.

Административное деление (рис.1.).

В состав области входят:

§ 15 районов:

1. Абайский — центр село Караул

2. Аягозский — центр город Аягоз

3. Бескарагайский — центр село Бескарагай

4. Бородулихинский — центр село Бородулиха

5. Глубоковский — центр посёлок Глубокое

6. Жарминский — центр село Георгиевка

7. Зайсанский — центр город Зайсан

8. Зыряновский — центр город Зыряновск

9. Катон-Карагайский — центр село Большенарымское

10. Кокпектинский — центр село Кокпекты

11. Курчумский — центр село Курчум

12. Тарбагатайский — центр село Аксуат

13. Уланский — центр посёлок Касыма Кайсенова

14. Урджарский — центр село Урджар

15. Шемонаихинский — центр город Шемонаиха

 

(Рис.1.) Административное деление Восточно-Казахстанской области на районы

6 городов областного подчинения:

1. Аягоз

2. Зыряновск

3. Курчатов

4. Риддер (Лениногорск)

5. Семипалатинск (Семей)

6. Усть-Каменогорск

Всего в области 15 районов, 10 городов, 30 посёлков, 870 сельских населённых пунктов.

 

Восточно-Казахстанская область относится к регионам промышленной направленности. Объем производства промышленной продукции составил 722,4 млрд. тенге. Индекс физического объема – 109,3% к уровню прошлого года.
Рост обеспечен за счет увеличения объема:
- в горнодобывающей промышленности произведено продукции на 109,7 млрд. тенге, с ростом на 3,7%. Рост обеспечен за счет увеличения объемов добычи угля на 5,4%, руд медных в - 3 раза, концентратов золотосодержащих – на 13,1%, руд свинцово-цинковых – на 1,3%;
- в обрабатывающей промышленности динамика роста обеспечена во всех базовых отраслях индустриального сектора. Всего произведено продукции на 550,4 млрд. тенге, с ростом на 34,4% к уровню 2010 года;
- в производстве продуктов питания выпуск мяса птицы увеличен в 1,9 раза, консерв мясных тушеных – в 1,5 раза, рыбы консервированной – на 20,4%, хлеба – на 1,6%;
- в производстве неметаллической минеральной продукции рост производства цемента в АО «Бухтарминская цементная компания» составил 5,1%, минераловатной плиты в ТОО «Восток-Универсал» - в 1,2 раза, железобетонных конструкции в ТОО «Производственное объединение сборочного железобетона» - в 2,6 раза;
- в металлургической промышленности рост составил 44,2% за счет увеличения объемов производства в ТОО «Казцинк». В целом предприятиями металлургии произведено 205,8 тонн серебра аффинированного с ростом в 2 раза, 11,1 тонн золота аффинированного с ростом в 1,4 раза;
- в машиностроении рост в 1,4 раза обеспечен за счет увеличения выпуска автомобилей в АО «Азия Авто» в 3 раза.

Сельское хозяйство. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 189,4 млрд. тенге. Индекс валовой продукции – 101% к уровню прошлого года.
Рост обеспечен за счет увеличения объема:
- производство мяса увеличилось на 1,8%, молока на 1,7%.
- отмечен рост поголовья лошадей на 4,2%, свиней на 3,0%.

Малое предпринимательство. Выпуск произведенной продукции, (работ, услуг) субъектами малого и среднего бизнеса составили 342,2 млрд. тенге или 101,8% к соответствующему периоду прошлого года.

Главным богатством ВКО многокомпонентные полиметаллические руды. Основными металлами являются: свинец, цинк и медь, а попутными – золото, серебро, сурьма, кадмий, вольфрам, молибден, висмут, таллий, индий, теллур, ниобий. Кроме полиметаллических руд в горах Алтая имеются месторождений олова, тантала, титана, магния, никеля и кобальта. В настоящее время на Рудном Алтае зарегистрировано около 2500 месторождений и рудопроявлений. Горные богатства Алтая были известны еще легендарной народности «чудь». Почти на всех современных рудниках Алтая и Калбы были обнаружены следы древних разработок. Так же глины, известняк, песок и другое. Рудного Алтая –агаты, турмалины, изумрудно зеленый малахит и многое другие широко известны за пределами Казахстана. Огромная ваза диаметром 5м и весом свыше 19 тонн, изготовленная на Колывановской шлифовальной фабрике из красивейшей реневской яшмы храниться в Эрмитаже.

Восточно-Казахстанская область расположена на востоке Республики Казахстан. Территория правобережья занята хребтами Рудного и Южного Алтая, отдельные вершины которых достигают более 3000 м над уровнем моря и местами покрыты вечными снегами и ледниками. Над ними возвышается двуглавая гора Белуха (4506 м), с которой спускается Большой Берельский ледник. По левобережью тянется небольшой Калбинский хребет с мощной полосой гранитных интрузий, покрытых сосновыми лесами. На юге области возвышается безлесый хребет Тарбагатай и хребет Саур. Между горными системами раскинулась Зайсанская впадина. Реки области – Иртыш и его полноводные притоки Бухтарма, Курчум, Ульба, Уба и другие отличаются бурным течением. В горных котловинах много небольших, но глубоких озер с пресной водой(например, озеро Маркаколь, Рахмановское, Бухтарминское, Таинтинское, Язевое озера и др.). В Зайсанской впадине встречаются и соленые озера. В Восточно-Казахстанской области, а именно, в районах Рудного и Южного Алтая, имеются большие запасы древесины, ведется её заготовка. В лесах растут осина, береза и сосна, ель и пихта, кедр и лиственница. Большое разнообразие кустарниковой растительности. Такое разнообразие растительности обусловлено широтной зональностью и вертикальной поясностью. Фауну области представляют архар, сибирский горный козел, лось, косуля, марал, кабарга, бурый медведь, рысь, росомаха, снежный барс, волк, лисица, дикий кабан и другие животные. Из птиц водятся глухарь, тетерев, белый куропатка, лебедь-кликун, серый гусь, журавль, баклан, черный аист и другие. Реки и озера богаты рыбой (язь, лещ, сазан, щука, судак, таймень, хариус и другие). Главные промысловые виды рыб: лещ, судак, окунь, плотва, сазан. В озере Маркаколь наиболее ценным видом рыб является эндемичный озёрный подвид ленка - ускуч. Для охраны природы в области созданы заповедники, заказники и Национальные парки.

Подводя итоги, можно сказать, что в Восточно-Казахстанской области перспектив для развития малого и среднего бизнеса предостаточно, для этого имеются все предпосылки –природно-климатические и ресурсные условия. Здесь можно открыть дополнительные промышленные предприятия с различным производством и видом продукции не только для использования в области, но и в целом по республике. Возможно открытие частных строительных предприятий. Так же использование гранита, мрамора и других металлов в строительных целях, для дорожно-строительных объектов, железобетонных заводов и др. Возможно использование реакреционных ресурсов, для развития туристского бизнеса как внешнего так и внутреннего по республике. Можно использовать и крупные водные ресурсы, на побережьях рек и озер создать новые туристские базы, центры отдыха, которые бы имели сезонный и круглогодичный характер. На базе старых действующих объектов создать большие оздоровительные туристские центры международного масштаба, привлекая иностранных туристов.

 

 

1.3 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Как сообщает департамент статистики Восточно-Казахстанской области Численность населения Восточно-Казахстанской области по итогам переписи населения 2009 года составила 1 396,6 тыс. человек. За межпереписной период численность населения области уменьшилась на 134,4 тыс. человек, убыль численности населения по сравнению с предыдущей переписью 1999 года составила 8,8 %.Численность городского населения составила 801,5 тыс. человек, сельского – 595,1 тыс. человек. При этом численность городского населения уменьшилась на 97,0 тыс. человек или на 10,8 %, сельского – на 37,4 тыс. человек или на 5,9%. Доля городского населения области составила 57,4%, сельского – 42,6%, в 1999 году их соотношение сложилось 58,7% и 41,3%.Численность мужчин насчитывала 662,8 тыс. человек, женщин – 733,8 тыс. человек. Численность мужчин по сравнению с предыдущей переписью уменьшилась на 69,1 тыс. человек или на 9,4 %; численность женщин – на 65,3 тыс. человек или на 8,2 %. Соотношение численности мужчин и женщин сложилось с перевесом доли женского населения над мужским (52,5% и 47,5% соответственно). По итогам переписи населения 2009 года на каждые 1000 женщин приходилось 903 мужчин. Численность казахов составила 781,7 тыс. человек и по сравнению с предыдущей переписью увеличилась на 38,6 тыс. человек (5,2%), русских составила 561,2 тыс. человек и уменьшилась на 133,5 тыс. человек (19,2%), татар составила 17,8 тыс. человек и уменьшилась на 6,7 тыс. человек (27,3%). Доля казахов в общей численности населения области составила 56,0%, русских – 40,2%, татар - 1,3%, другие этносы – 2,5%.В общей численности населения 1 390,1 тыс. человек (99,5 %) - граждане Республики Казахстан, 4,9 тыс. человек (0,4 %) - граждане других государств и 1,5 тыс. человек (0,1 %) - без гражданства. Указали вероисповедание ислам 787,2 тыс. человек или 56,4 % от общей численности населения, христианство - 520,2 тыс. человек или 37,2 % и другие - 1,0 тыс. человек или 0,1 %. Неверующими назвались – 82,2 тыс. человек (5,9 %) и не указавшие 6,0 тыс. человек (0,4 %).Почти 99,2 % казахов, 100% русских, 54,5% татар указали родным языком, язык своей национальности; 2,8 % национальностей населения указали в качестве родного языка языки других. Среди них превалируют немцы (80,0 %), украинцы (76,1 %).

Из 1 127,4 тыс. человек в возрасте 15 лет и старше, казахским языком владеют 692,2 тыс. человек (61,4 %), из них свободно пишут и читают 597,4 тыс. человек (53,0 %). Русским языком владеют 1 083,2 тыс. человек (96,1 %) из них свободно пишут и читают 1 023,8 тыс. человек (90,8 %). Английским владеют 96,3 тыс. человек (8,5 %) из них свободно пишут и читают 47,7 тыс. человек (4,2 %).

По данным Управления координации занятости и социальных программ, на 1 апреля 2009 года в службы занятости области обратилось 12,7 тыс. человек, из них по вопросу трудоустройства – 8,0 тыс. человек, для получения консультации – 4,7 тыс. человек.

При содействии службы занятости работу получили 3,4 тыс. человек. Уровень трудоустройства по области на 1 апреля текущего года составил 42,2%. Выше, чем в среднем по области он сложился в Курчумском (79,1%), Бородулихинском (67,4%), Урджарском (64,1%), Зайсанском (61,0%), Катон-Карагайском (57,5%) районах, городах Усть-Каменогорск (56,7%), Курчатов (55,2%), Тарбагатайском (55,2%), Кокпектинском (54,7%), Глубоковском (50,1%), Жарминском (50,0%), Бескарагайском (43,1%) и Уланском (42,4%) районах. В общественных работах приняли участие 3,7 тыс. безработных.

По данным Управления координации занятости и социальных программ, на 1 апреля 2009 года в службы занятости области обратилось 12,7 тыс. человек, из них по вопросу трудоустройства – 8,0 тыс. человек, для получения консультации – 4,7 тыс. человек. При содействии службы занятости работу получили 3,4 тыс. человек. Уровень трудоустройства по области на 1 апреля текущего года составил 42,2%. Выше, чем в среднем по области он сложился в Курчумском (79,1%), Бородулихинском (67,4%), Урджарском (64,1%), Зайсанском (61,0%), Катон-Карагайском (57,5%) районах, городах Усть-Каменогорск (56,7%), Курчатов (55,2%), Тарбагатайском (55,2%), Кокпектинском (54,7%), Глубоковском (50,1%), Жарминском (50,0%), Бескарагайском (43,1%) и Уланском (42,4%) районах. В общественных работах приняли участие 3,7 тыс. безработных. Численность безработных, зарегистрированных в Департаменте координации занятости и социальных программ на 01.04.2009 года в области составила 9,4 тыс. человек. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения на 01.04.2009 года сложилась 1,2%. Выше, чем в среднем по области она зафиксирована в городах Усть-Каменогорск, Семей, Риддер, Курчатов, Уланском и Шемонаихинском районах (по 1,4%), Абайском и Глубоковском районах (по 1,3%). По данным Минтрудсоцзащиты РК в среднем по республике доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения на конец марта 2009 года составила 0,8%, выше, чем в среднем по РК в Атырауской (1,4%), Восточно-Казахстанской (1,2%), Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской (по 1,1%), Кызылординской и г. Астана (по 1,0%), Павлодарской и Северо-Казахстанской (по 0,9%) областях. Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в органы занятости на 1 апреля текущего года составила 1719 человек. На одно место в среднем претендовало 5 зарегистрированных безработных. Наибольшее количество заявок от работодателей поступило в гг. Усть-Каменогорск и Семей, где требовались работники на 783 и 179 вакантных места, соответственно. Отсутствовали заявки на работу в Абайском, Зайсанском и Тарбагатайском районах. По состоянию на 1 апреля 2009 года в области по различным экономическим причинам полностью остановили производство 13 предприятий. Перешли на режим неполного рабочего времени 99 предприятий. Всего сокращено рабочих мест (человек) за последние две недели 21. Уволены по собственному желанию за последние две недели 263 человека. В отпусках без сохранения заработной платы оплаты на 1 апреля 2009 года находилось 2940 человек, занятых в режиме неполного рабочего времени - 3592 человека, временно не занятых из-за простоя производства, оборудования - 281 человек.

Численность активно занятого населения в МСП по Восточно-Казахстанской области на 1 октября 2010 года составила 199,6 тыс. человек или 9,3% от общего числа занятых в МСП по Казахстану. Это на 1% больше уровня прошлого года. В целом МСП обеспечивает 27,3% рабочих мест в регионе. В разрезе организационно-правовых форм на предприятиях среднего бизнеса занято 34,1 тыс. чел. (17% от общего количества активно занятых в МСП), на предприятиях малого бизнеса 44,3 тыс. чел. (22%), ИП – 89,7 тыс. чел. (45%), КФХ – 31,5 тыс. чел. (16%) (Рис. 5). Выпуск продукции субъектами МСП в Восточно-Казахстанской области за 3 квартала 2010 г. составил 193,7 млрд. тенге или 4,7% от общего выпуска продукции субъектами МСП в Казахстане. Это на 3,8% больше уровня прошлого года. По данным за 1 полугодие 2010 г. МСП региона обеспечивают 18% ВРП. В разрезе организационно-правовых форм за 9 месяцев 2010 г. предприятия среднего бизнеса выпустили продукции на 90 млрд. тенге (46% общего выпуска продукции МСП региона), предприятия малого бизнеса 51,4 млрд. тенге (27%), ИП – 31,1 млрд. тенге (16%), КФХ – 21,3 млрд. тенге (11%). Динамика кредитования малого предпринимательства:
По состоянию на 1 октября 2010 года общий размер кредитного портфеля банков второго уровня в Восточно-Казахстанской области составил 222,1 млрд. тенге, что составляет 3% от совокупного кредитного портфеля БВУ по Казахстану. Из этой суммы 74,6 млрд. тенге (34% от общего портфеля) приходится на кредиты малому предпринимательству (Рис. 7).

Рис.5 Численность активно занятого населения в предпринимательстве ВКО.

 

 

Рис.7 Динамика кредитования малого предпринимательства

Подводя итог можно сказать, что в перспективе численность населения ВКО будет увеличиваться с каждым годом, это обуславливает рост численности экономически активного населения. В области увеличения числа безработных происходит в основном за счет сокращения рабочих мест на крупных предприятиях. По анализу статистических данных наибольшая занятость населения области в промышленности, сельском хозяйстве, а затем в сфере услуг. Частное предпринимательство развивается с каждым годом, это открывает новые возможности для расширения рынка труда и сокращения уровня безработицы.

 

 

2 ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

 

2.1 ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ

 

 

Понимание роли малого предпринимательства требует много представлений о том, какое оно место занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая реальный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общественной терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников объединяет единый корпоративный интерес – сохранение, развитие и защита частной собственности.

Каждая группа предпринимательства определяет стратегию экономического поведения, отношение к государству в проводимой политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам, в зависимости от внутренних интересов групп.[6].

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров и, с другой стороны, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость, и это приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической коньюктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом.

Малый бизнес, или малое предпринимательство самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяет социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.[7].

По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. [8].

В развитии и становлении малого бизнеса Республики Казахстан можно выделить несколько этапов.

Первый этап – развитие малого бизнеса в составе Советского Союза в переходный период 1986 – 1988гг. Появление кооперации в среде бытового обслуживания, общественного питания, производстве товаров народного потребления, переработка вторичного сырья. Малые предприятия кооперативной формы собственности создались преимущественно в крупных городах, а развитие мелкого предпринимательства в сельской местности государством не стимулировалось.

На втором этапе (1988 – 1991) принимаются различные законы, регламентирующие хозяйственную деятельность. В начале был принят Закон «О кооперации», затем произошло бурное развитие кооперативного движения. В развитие кооперативов, как элементов рыночного хозяйства выявились проблемы и противоречия: первая проблема связана с соотношением мелкого и крупного производства. Кооперативы являются малым производством, а государственные предприятия – крупным.

Государство жестко следило за тем, чтобы не происходило укрепление кооперативов. Другая проблема заключалась в том, что кроме кооперативов была разрешена индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) и продолжался запрет на создание хозяйств частных форм собственности. Все это создавало условия для теневого сектора экономики.[9].

На третьем этапе развития предпринимательства (1992 – 1994, 1994 – 1996). Принятые первой «Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992 – 1994г., позволило заключить основу становления частного предпринимательства путем проведения демонополизации и коммерциализации государственного сектора, в ходе которых произошло разгосударствление крупных органи-заций – управленческих структур, банков, государственных и акционерных компаний. Малые предприятия получили налоговые льготы, в виде освобождения от налогов в первые три года, централизованные кредитные ресурсы – это был мощный стимул в развитии малого бизнеса в стране.

В Республике Казахстан 1994 – 1996г. принимается вторая программа по поддержке и развитию предпринимательства, где создаются благоприятные правовые, социально-экономические и финансовые условия для формирования реального сектора экономики с развитой системой инфраструктуры. В республике требовалось создание 150тыс. субъектов частного предпринимательства, также создание центров малого бизнеса во всех регионах республики. Однако в этот период создаются неблагоприятные условия для развития предпринимательства, ухудшается социально-экономическое положение в республике, что привело к следующим проблемам: усилению бюрократии, повышению пошлины за государственную регистрацию, введение лицензий, что привело к резкому сокращению числа субъектов малого предпринимательства. Реальный сектор еще не занял ключевые позиции в развитии экономики страны.

На четвертом этапе развития были приняты 1999-2000, 2001–2002 годы программы реализации, развития и поддержки малых предприятий в Республике Казахстан, в ходе которой достигнуты определенные качественные результаты в активизации деятельности частных предприятий, усилились меры по поддержке малого бизнеса в отраслевой структуре. Увеличены кредитные ресурсы республиканского фонда развития малого предпринимательства.

За годы рыночных реформ в Казахстане реальный сектор занял заметное место. Возможность заниматься предпринимательской деятельностью стала реальной. Для реализации программы развития реального сектора экономики необходимо изучить географию развития и размещения среднего и малого предпринимательства в региональном аспекте, где учитывается природно – климатические ресурсы, трудовой потенциал данного региона, потребительс-кий спрос и т.д. Необходимо провести анализ и выявление региональной дифференциации уровней производительности труда малых предприятий. Если региональная производительность труда выше средней по экономике страны, то район благоприятен для малого бизнеса, если ниже, то мало-перспективен. Такой подход вполне обоснован, искусственное насаждение малых предприятий, там где неэффективно, нет смысла, и наоборот, там где имеет высокую отдачу, целесообразно стимулировать его расширение. [10].

Активное интегрирование, создание совместных предприятий в регионе Западного Казахстана способствует расширению деятельности малых предприятий, выполняющих вспомогательную работу по созданию обслуживания работников нефтегазового комплекса. Для регионов Восточ-ного и Северного Казахстана учитывается, агроклиматические ресурсы и соседство с Китаем и Россией расширяет деятельность малого предпринима-тельства по отраслям пищевой и легкой промышленности, нацеленный на разнообразие коньюктуры товаров современного дизайна и стиля продукции широкого потребления.

Для эффективного развития малого предпринимательства необходимо учесть опыт передовых стран, сделав упор на внедрение инновационных технологий и подготовке профессиональной рабочей силы.

На новом этапе развития малого и среднего предпринимательства в 2003 – 2005годы, созданы рыночные структуры (банки, биржи, холдинговые центры), составляющие единый механизм комплексного обслуживания предпринимательства в регионах. Таким образом, осуществляется работа по реализации программы поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан. В настоящее время действует закон Республики Казахстан о частном предпринимательстве, вступивший в действие 1 января 2006 года. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и юридическими лицами частной предпринимательской деятельности, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечиваю-щие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Ка-захстан. Утратившие свою силу с 1 января 2006 года следующие Законы РК:

1) Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 года № 1543 «О защите и поддержке частного предпринимательства» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., № 16, ст. 424; 1995 г., № 20, ст. 120, 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 14, ст. 274);

2) Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 182; 1998 г., № 17-18, ст. 225; 1999 г., № 21, ст. 778; № 23, ст. 931; 2001 г., № 4, ст. 23; № 8, ст. 52; № 24, ст. 338; 2002 г., № 15, ст. 150; 2003 г., № 4, ст. 26);

3) Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 135-1 «Об индивидуальном предпринимательстве» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 185; № 22, ст. 333; 1999 г., № 23, ст. 931). [11]. Выяснилось, что по числу предприятий доминирующими являются Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Южно-Казахстанская области, город Астана и Алматы. Причем на долю южного мегаполиса приходится треть от общего количества. Значительная часть малых предприятий – около половины – сосредоточена в сфере торговли, ремонта автомобилей и предметов домашнего использования. Их здесь почти в 4 раза больше, чем в промышленности, и в 4,5 раза – чем в строительстве. Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской - 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%) [12].

Наиболее высокая предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область - 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей [13].

Выступая на 11 конгрессе предпринимателей Казахстана, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «В соответствии с новой идеологией партнерства и бизнес - сообщества я вижу пять основных задач, которые мы должны совместно решить в ближайшие годы.

Первое. Как показывает мировой опыт, сегодня и регионы конкурируют в предоставлении наиболее продуктивных условий для ведения бизнеса. Это один из ключевых факторов конкурентоспособности стран в современных условиях. Казахстан должен перенять положительный опыт в этом направлении. На качественно новом этапе развития страны формулой нашего взаимодействия должен стать принцип «государство для предпринимательства и населения»

Второе. Необходимо совершенствовать механизмы диа­лога между бизнесом и государством на всех уровнях. Это направление - одно из приоритетных в общенациональной экономической программе. Наш диалог и сотрудничество дол­жны строиться на принципах, доверия и открытости, а также максимального учета взаимных интере­сов. Важно предусмотреть возможность широкого обсужде­ния проблем и перспектив развития предпринимательства, решения важнейших задач.

Третье. Необходимо продолжить работу по защите част­ной собственности. Предприниматели должны быть увере­ны, что бизнес в Казахстане безопасен и перспективен.

Четвертое. Наше предпринимательство должно ориен­тироваться на экспорт. Без этого мы не добьемся настоящей конкурентоспособности. Производимая в Казахстане продук­ция должна продаваться не только внутри страны, но и за ее пределами.

Пятое. Мы должны сосредоточить свои усилия на том, чтобы сделать бизнес-климат в Казахстане максимально благоприятным. Государство должно создать адекватную систему поддержки реализации перспективных бизнес - идей и проектов, особенно в инновационной системе».

Возрастающая роль и значение реального сектора экономики в целом дает возможность Республике Казахстан выйти на мировой уровень развития и в будущем занять место среди 50 развитых стран мира.

Важнейшими приоритетами социально-экономической политики республики на протяжении последних шестнадцати лет являются поддержка предпринимательства и развитие малого бизнеса. Это еще раз подтверждает Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире», в котором определена стратегия развития страны на предстоящее десятилетие.

В настоящее время законодательно-нормативная база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 100 документов, которые по своему содержанию и направленности могут быть отнесены к следующим пяти группам:

- документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.);

- документы по институциональному обеспечению развития малого предпринимательства - определяющие функции органов государственного управления в части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры;

- налоговое за<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: