Кристина Синдаловская, Магистр Таромагии, профессиональный Маг-художник, дизайнер бренда магической одежды с Таро Kristysind Wear, создатель Таро Магических Порталов, руководитель школы магии ДИАДЕМА.
В своей предыдущей статье «Таро как образ жизни» для прошлого номера журнала я рассказывала о завершающих арканах из моей авторской колоды-гримуара «Таро Магических Порталов»: Возрождение, Утопленный Бог, Вселенная и Шут. И сегодня я хочу поразмышлять на тему одеяний Шута, опираясь на несколько источников.
В моей версии аркана Шут почти голый, в одних коротких штанах, скрывающих его пол. Это сделано намеренно, ибо, как я уже писала более подробно о своём почти голом Шуте, Алеф-Шут - это потенциал андрогина, он не имеет конкретного пола, включая в себя все варианты сразу.
Меня, как изучающего систему карт Таро более 30 лет таро-Мага и профессионального художника-модельера, создателя бренда магической одежды с арканами Таро, заинтересовала тема одеяний Шута. Исследуя историю карт Таро, я стараюсь собирать в свою коллекцию именно исторические колоды, а не современные варианты прочтений классики. Эта ретроспектива показывает основу системы Таро, как развивалась эта система, с какими историческими событиями была связана, какое влияние имела на общество, людей, как проекция их верований. Образы и символика арканов изменялись в зависимости от внешних политических и культурных влияний. В классических колодах Ренессанса Шут одет и раздет одновременно. В одной из самых старых, подтверждённых в исторических документах колоде Висконти-Сфорца, Шут представлен Блаженным, больным человеком с зобом на горле, с несчастными глазами, одетым очень неряшливо, в оборванный внизу кафтан и не застёгнутую рубашку, со спущенными штанами, которые мешают ему идти, босой, с палицей на плече, которая служит ему не посохом, а защитой от собак, что гонят его прочь, с перьями в волосах. Перья в волосах, заменяющие ему головной убор, символизируют спутанные мысли Шута. Это мученический образ Дурака, Изгоя и попрошайки, гонимый всеми. Отсюда и тема пораженной болезнью щитовидной железы – символ сбоя в гормональной системе, поражения Вишудхи - горловой чакры. Невысказанные слова и спутанные мысли. Шут кричит, но его никто не слышит. Шут шепчет молитву, но его гонят прочь. Он говорит Истину, но над ним все смеются. Шут Сфорца стоит над пропастью, как символ разделения мира на материальный и духовный.
|
В Золотом Флорентийском Таро Шут продолжает тему изгоя, он тоже полуголый, без штанов, в разорванном почти полностью кафтане и набедренной повязке, в шляпе с ослиными ушами, как символе глупости, на нём ожерелье с бубенчиками, сигнализирующее о его приближении. Дети, изображенные вместе с ним на аркане, издеваются над ним и побивают его камнями. В средневековье ожерелье с бубенцами носили прокаженные и слепцы, чтобы издали все знали об их приближении. Как и у Сфорца, этот Шут наполовину одет и наполовину раздет. Причём, спущенные штаны или отсутствие таковых, говорят нам об отрыве от материального, земного мира, отрыве от общества и всех общественных моральных норм.
В одной из любимых мною исторических колод Таро в моей коллекции - Сола Буска, колоде 15 века, Шут имеет первую в истории нумерацию 0, и его образ изменяется. MATO – Дурак, стоит в засушливой горной местности, вокруг него валяются камни, которые могли в него бросать недовольные, прогоняющие его люди, поскольку он играет на волынке. Волынка считалась диким, грубым и варварским инструментом. И образ волынки с тремя её дудками и кожаным мешком из козлиной кожи, связывает Шута Сола Буска с сатирами и фавнами эллинской древности, попавшими в рамки жесткого христианского средневековья. Варвары, разоряющие Европу, посягающие на утончённый цивилизованный Рим, дикие язычники, символизировали Человечество в его сыром, диком, животном состоянии. Шут Сола Буска теперь не просто изгой, а опасный варвар, дикий человек, безумный в своей дикости. За спиной Шута виден обрыв, как образ перехода в другой мир, образ Бездны, разделяющий мир Горный и мир Тварный в системе Древа Жизни Каббалы. Именно в колоде Сола Буска появляется чёткая линия магических и алхимических соответствий карт Таро и гримуарной магии Ренессанса. Эта колода повлияла на создание классической для современного человека колоды Райдер-Уэйта Ордена Золотой Зари. Но, вернёмся к одежде Шута Сола Буска. Его одежда, как и у предшественников, неряшлива. Его голова покрыта листьями, будто бы он надел вместо шапки на свою голову гнездо какой-то птицы. Чулки спущены и дырявы, в дырках видны пальцы его ног, сандалии отсутствуют, видимо, их вообще не было. Мы снова видим бубенцы, предупреждающие о его появлении. Хотя, с таким грубым инструментом, как волынка, бубенцы уже не нужны. Но, волынка связывает Шута-Мато с мифом о Боге Аполлоне и сатире Марсии, с которого впоследствии была содрана кожа в наказание за музыкальное состязание с самим Фэбом. Сатир Марсий играл на флейте (духовом примитивном пастушеском инструменте, как и волынка) в соперничестве с лирой Аполлона, и проиграл состязание вместе со своей жизнью. Поскольку вначале этого состязания они договорились, что проигравший станет Жертвой победителя! Это очень важный христианам для победы над язычниками-варварами, миф. На левом плече у Шута изображен Ворон, пытающийся содрать с него кожу – так сильно эта птица вцепилась ему в руку, пытаясь клюнуть Шута в глаз. В языческой традиции именно левая сторона связана со смертью, сама Смерть стоит у человека за левым плечом, наблюдая за его поступками в жизни. Это сторона Хтонических Богов, Богов Смерти. Ворон – символ смерти и потерянной души, это птица междумирья, идеальный посланец и проводник между мирами живых и мёртвых, как и образ собаки, связанной с Хтонической Богиней Гекатой, в более поздних колодах Таро... Шут-Мато Сола Буска несёт в себе уже другую, очень важную идею, лежащую в основе Теургии – идею одержимости Высшими для человека Силами. Мы видим на карте уже не простого Дурака или больного Изгоя, мы видим человека в промежуточном трансовом состоянии, как шамана с бубном. Шут Сола Буска впадает в состояние транса и оказывается во власти мощных, природных, хтонических и страшных Сил. Книга «Даниила» описывает вавилонского царя Навуходоносора, наказанного Богом за свои непомерные тщеславие и гордыню безумием и потерей чувства самосознания. «Он стал изгоем и начал есть траву, как животное, и его тело было мокрым от росы небесной, пока его волосы не выросли, как перья орлов, а его ногти – как птичьи когти» (Даниила 4:33) Миф о Марсии был подхвачен неоплатониками Возрождения и передан иносказательно в этом аркане Сола Буска. А собачка, что мы увидим у Шута в Марсельском Таро, появляется на младшем аркане 5 чаш Сола Буска вместе с неряхой-водоносом, напоминающим весь образ Марсельского Шута. К слову, волынка Шута-Мато Сола Буска с её тремя дудками, как символом трёх Путей от сефиры Кетер, трансформировалась в мешок, висящий на длинной ложке, на плече у Марсельского Шута. Всё это алхимические коды.
|
|
Начиная с Марсельского Таро Шут практически полностью одет в пёстрые, иногда полосатые, средневековые одежды, символизирующие Изгоя или человека вне закона, гонимого и преследуемого. Собака рвёт ему штаны, либо кусает за ногу. Взор Шута устремлён в Небо, к Богу, ожерелье из бубенчиков теперь стало украшением воротника и его шутовского колпака. Двухцветность кафтана и его полосатые штаны – символ отверженного, связаны с историческими событиями, гонением ордена Кармелитов, носивших полосатую одежду. Шут Марсельского Таро становится не просто изгоем, но преступником. Это особенность социума того времени.
Более знакомый нам Шут у края Бездны, Путник над пропастью, появился гораздо позже. Мишель Моран в своей книге «Марсельское Таро» описывает этот аркан как уход от реальности. «Это единственный аркан, не имеющий номера; поэтому человек, изображённый на нём, как бы находится вне времени, выпадает из привычного нам пространственно-временного континуума». Вспомните Шута-Мато Сола Буска с его темой транса в междумирье! Далее Мишель Моран пишет: «Шут движется прочь от зрителя, уходит навстречу восходящему Солнцу (на восток). На плече у него палка, по форме напоминающая ложку, на ней – узелок, похожий на кувшин. Может, это составленный им волшебный напиток? Облик этого человека позволяет предположить такое. Вот и всё его имущество – больше ему ничего не надо. Лицо его серьёзно. Он по своей воле уходит из мира, хотя собака пытается удержать его, оставить в этом мире чувств и страстей. Собака розового цвета – цвета плоти. Шут – это паломник, он шагает, опираясь на посох. Его синее платье указывает на высокую чувствительность (синий цвет стихии Воды), восприимчивость. Красные ноги прочно стоят на земле, а это означает действие. На голове у него золотой капюшон и фригийский колпак с красным помпоном, а этот цвет стихии Воздуха и обозначает не только действие, но и Любовь. Этот аркан живёт по законам Космоса, и они во многом отличаются от земных. Карта Шута восстанавливает связь с трансцендентными мирами, это аркан астрального путешествия, ухода в мир невидимый, но исполненный чистоты (белый цвет фона) и надежды (зелёная трава)».
Мне очень близка интерпретация этого автора. Она объясняет алхимический вариант Шута Эттейлы в его Египетско-Цыганском Таро, где Дурак-Шут присутствует в двух картах, как нулевой Дурак и 78-й Алхимик.
Вначале 19 века доктор Папюс создаёт свою колоду Таро, где Дурак-Шут предстаёт в совершенно другом, приличном образе, опрятным молодым человеком, путником, который уже не выглядит больным, безумным и одержимым. Но, Дурак Папюса идёт на запад, в долину смерти, и на аркане появляются 21-я буква иврита Шин с нумерацией аркана 0 (ноль).
В 1910 году Артур Эдвард Уэйт и Памела Колман-Смитт создали совершенно другой образ Шута. В этой карте собраны многие символы Египетских и Элевсинских Мистерий, символы Герметической Традиции, практикуемой в Ордене Золотая Заря. Это образ Принца из Другого мира, странствующего в нашем мире. Пришелец из Космоса, разгуливающий по Земле. Дурак Уэйта тоже связан с образом Солнечного Бога Аполлона, как и Шут-Мато Сола Буска, только в другом ключе. Весь его костюм богато украшен в традициях викторианской эпохи.
Дурак (The Fool) Алистера Кроули совершенно другой персонаж! Колода Тота Алистера Кроули моя любимая рабочая колода именно для магических практик. Хотя в своей мантической и консультационной работе я использую многие другие колоды из своей коллекции. Именно из огромной любви и уважения к Великому Учителю Алистеру Кроули, на моём авторском аркане Колесо Фортуны появились персонажи, напоминающие аркан Иерофант колоды Тота. Шут Кроули представлен антиподом Аполлона Уэйта, рогатым Богом Дионисом, опьянённым Силой и вином из божественной лозы, он танцор на пятках, в прыжке через три портала, он одет в зелёное трико с театральной накладной мускулатурой, и в золотые мягкие длинноносые сапоги, как балетный танцор. В его паху сияет Солнце! Я не буду описывать читателю всю символику карты, поскольку в этой статье я делаю акцент на одеяниях Шута. И рассматриваю как в процессе эволюции карт Таро они меняются в зависимости от тех идей, тех граней Архетипа, которые актуальны в данном времени.
В своих статьях я рассказываю о том, что я придерживаюсь английской школы Таро, как наиболее соответствующей школе Лурианской Каббалы, которую я изучаю уже 18-й год. Именно каббалистический подход и системный взгляд на карты Таро я выразила в своей авторской колоде-гримуаре Таро Магических Порталов. Мой авторский Шут связан с Воздухом, с первой буквой иврита Алеф, соединяющей сефиры Древа Жизни Кетер и Хокму, Дом Бога и его Мудрость – первый Путь Творения, как Великий Переход. Шут в моей колоде Таро Магических Порталов, это Прыжок в Портал второй сефиры Древа Жизни, Хокмы-Мудрости за опытом! Всё Древо Жизни представлено на моей картине-аркане Шут как спираль Творения. Я более подробно описывала её в предыдущей своей статье «Таро как образ жизни». Мой Шут в одних трусах, практически голый, его волосы развеваются на ветру в полёте, он раскинул руки и ноги, как Дурак-Дионис у Алистера Кроули, опьянённый своим полётом. Шут только прыгнул, он ещё парит над Бездной. Он свободен и счастлив, поэтому он без одежды, как были Адам и Ева в Раю до грехопадения. Трусы намеренно скрывают его пол. Он андрогин и может быть кем угодно. Буква Алеф с которой он связан, воплощает идею Единства и Начала. Это то, что предшествует конкретному действию. Чтобы что-то сказать, нужно сделать вдох и открыть рот. В каббале считается, что материнская буква Алеф, с которой начинается ивритское слово «авир» (алеф вав йод рейш), что в переводе значит Воздух, содержит в себе Свет – «ор» (алеф вав рейш), который олицетворяет Божественное Присутствие. Воздух везде и нигде одновременно. Воздух нельзя потрогать руками, как и Свет. Можно только ощутить.
И эту идею также поддерживает Шут-Мато Сола Буска в хтоническом варианте.
В Каббале считается, что весь Мир, вся Вселенная была сотворена буквами иврита. Алфавит иврита имеет чёткую магическую структуру, и он стал родоначальником греческого, а потом и латинского алфавитов. Три материнских буквы: Алеф (Воздух) Мэм (Вода) и Шин (Огонь) символизируют первостихии Творения. Божественную Триаду. Семь двойных букв связаны с миром Творения и семью планетами солнечной системы. Двенадцать простых букв представляют собой Зодиак.
Но, буква Алеф ассоциируется не только со стихией Воздуха, но и с понятием Айн Соф, что тоже начинается с буквы Алеф, с Беспредельным и Бесконечным Светом, Небытиём в котором уже находится ВСЁ. Число Алеф 1, но в гематрии полной записи Алеф+Ламед+Пе конечная мы получаем 111. Три Единицы. Божественная Триада или Святая Троица – Кетер, Хокма и Бина. Сама буква Алеф состоит из четырёх букв Йод, это четыре аспекта Бога, заключенные в Одно, первый шаг Творения, Путь от Ничего к Нечто. Именно поэтому буква Алеф связана не только с Единицей, но и с Нулём. Изучение Каббалы даёт реальные ответы на символику карт Таро. Мне жаль, что многие мастера Таро и эзотерические школы упускают это. Именно такой подход к архетипу Шута, как Алеф от Ничего в Нечто, я и попыталась передать своим голым Шутом.
Ведь, по сути, не важно во что он одет. Важно понять, что в каждом Шуте Таро есть Присутствие Бога!
Подробнее о Магии Каббалы и о моей авторской колоде Таро Магических Порталов вы можете узнать курсах школы магии ДИАДЕМА, из материалов моего канала YouTube BaelTV и Инстаграм @cat_aid.
Посмотреть и приобрести одежду с арканами Таро на www.etsy.com/shop/KristysindWear и в Инстаграм @kristysind_wear
По всем вопросам приобретения авторских курсов обучения и MAGIC BOX c 22 авторскими шифоновыми палантинами Таро и колодой Таро Магических Порталов обращайтесь к автору.
Все контакты автора на сайте krissindalovesky.com
Контакты школы: https://vk.com/magicdiadema
Instagram @cat_aid @kristysind_wear
YouTube BaelTV
Телефон +79219412486