Тесты рубежного контроля




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Программа состоит из трех гипермодулей, которые в свою очередь могут подразделяться на модули. После каждого модуля даются тесты рубежного контроля, состоящие из 5 вопросов, «стоимость» каждого из которых – 2 балла. Только ответ –более или менее подробный – на все вопросы означает, что тема усвоена, «условный» зачет может получить тот, кто набрал 8 или 9 баллов. Исключение составляют модуль 6- материал в нем дается обзорно, носит ознакомительный характер, а потому вопросов для самоконтроля не предусмотрено, и гипермодуль 3- после него нет тестов, но есть итоговое задание для самостоятельной работы; это обусловлено спецификой материала, его итоговым характером; гиермодуль 3 – это переход к изучению новой русской литературы.

Тестовые задания и вопросы по всему курсу, а также примерные билеты представлены отдельно.

ГИПЕРМОДУЛЬ 1:ВВЕДЕНИЕ

Цель этого раздела – показать своеобразие русской средневековой литературы, ее типологическую и национальную специфику и – в то же время – то «вечное», что связывает литературу Х1-ХУ11 вв. с последующими периодами развития нашей культуры.

Проблема периодизации древнерусской литературы

МОДУЛЬ 1: Объем понятия "древнерусская литература ", ее хронологические, географические границы, принципы отбора памятников для курса. й

Тесты рубежного контроля

1.Почему специалисты по древнерусской литературе полагают, что древнерусская литература уже существовала в Х веке?

2.Почему граница между средневековой и новой русской литературой проходит по рубежу 17 – 18 вв.?

3.Почему в понятие «древнерусская литература» включены переводные сочинения?

4. Насколько достоверны наши представления о количестве существовавших древнерусских памятников?

5. Назовите главный критерий отграничения литературных сочинений от других письменных текстов.

МОДУЛЬ 2. Проблема периодизации древнерусской литературы. Предшествующие периодизации, их недостаточность Современная периодизация, основанная на понятии «стиль эпохи». Четыре основные стиля эпохи: монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко. Периоды, подчиненные стилю эпохи, и переходные периоды.

Тесты рубежного контроля

1. Какой принцип был положен в основу первой периодизации?

2. Чем не устраивают нас сегодня периодизация по историческим периодам и периодизация, представленная в учебнике В.В.Кускова?

3. Что такое стиль эпохи?

4. Определите хронологические границы четырех основных стилей эпохи.

5. Можно ли сказать, что во второй половине 17 века в русской литературе господствует один стиль эпохи – барокко?

МОДУЛЬ 3. Бытование древнерусских памятников: рукописный характер, ано­нимность, отсутствие понятия авторства, редактирование памятников, понятие о варианте, редакции, изводе, внешнее оформление книги, начерки.

Древнерусская литература как литература средневековая, типологические и национальные черты..

Основные темы древнерусской литературы, ее патриотический
пафос.

Проблема метода древнерусских книжников. Понятие о литературном этикете. Принципы исследования древнерусских памятников: конъектуры, определение редакций, датировка.

Источниковедение древнерусской литературы.

Тесты рубежного контроля

1.Какие начерки вам известны?

2.Что такое палимпсест?

3.Дайте определение понятия «извод».

4.Какие бывают редакции?

5.Можно ли говорить о едином художественном методе в древнерусской литературе?

Вопросы для контрольной работы по разделу «Введение»

1.Объем понятия «древнерусская литература».

2.Проблема периодизации древнерусской литературы.

3. Бытование древнерусских памятников.

4.Особенности изучения древнерусских текстов.

Гипермодуль 2:ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Цель этого раздела – показать историко-литературное развитие, его этапность, рассмотреть жанровую систему, становление и развитие жанров через призму понятия «стиль эпохи»; проанализировать тексты в связи с типологическими особенностями средневековой культуры в целом и спецификой определенного периода.

 

МОДУЛЬ 1. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (Х1-НАЧАЛО Х111 ВЕКА). СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА

ИСТОРИЗМА

Основная проблема – становление жанровой системы стиля монументального историзма в соотнесении с византийской литературой как основой христианского этапа культурного развития России, сочетание в литературе заимствованного и национально-своеобразного.

 

Переводная литература как основа дляразвития древнерусской литературы.

Основные жанры переводной литературы. Христианская книж­ность (библейские книги и апокрифы, патристика, жития, житийный канон, содержащийся в них). Светская книжность (естественнонауч­ные сочинения, хроники, повести).

Понятие "стиль монументального историзма". Становление жан­ровой системы древнерусской литературы".

Летопись как жанр. Эта­пы формирования летописного жанра. Источники, используемые ле­тописцами. Работа летописца над текстом летописи. Основные темы"Повести временных лет". Изображение человека в памятнике. Фи­лософия истории летописца. Летопись и византийские хроники: ста­новление особой жанровой формы. Стиль монументального историзма в летописи.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Становление жанра как движение к византийскому канону: от "Сказания о Борисе и Гле­бе" к каноническим житиям. Проповедническая литература. Своеоб­разие художественной манеры древнерусских проповедников (Иларион, Кирилл Туровской, Лука Жидята, Феодосий Печерский). Поэтика проповедей.

"Поучение Владимира Мономаха" как образец светской поучи­тельной литературы. Политические представления автора. Нравствен­ный его облик.

 

Жанр хождений как отражение политических, религиозных и нравственных представлений древнерусского человека ("Хождение игумена Даниила", "Книга паломник Добрыни Ядрейковича").

 

Стиль монументального историзма в житийной и проповедничес­кой литературе. Мир и человек в литературе стиля монументального историзма.

 

"Слово о полку Игореве" в связи с современной ему жанровой
системой и культурой в целом. Черты различных жанров в "Слове".
Поэтика "Слова". Образ автора.

Тексты для чтения :

Один из апокрифов (по выбору). Житие Алексия, человека божь­его. Отрывки из естественнонаучной и исторической литературы. Oдна из переводных повестей (по выбору): Александрия, Девгениево деяние или Повесть об Акире Премудром. Повесть временных лет. Слово о законе и благодати. Одна из проповедей Кирила Туровского. Сказа­ние о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Влади­мира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Слово о полку Игореве.

 

Тесты рубежного контроля

1.Охарактеризуйте состояние летописного жанра на всех этапах его развития.

2. В чем заключается индивидуальное своеобразие древнерусских проповедников?

3. Определите, в чем состоит отличие русских житий от византийского

канона.

4.Осмыслите своеобразие поэтики «Слова о полку Игореве».

5.Каковы основные черты жанра хождения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: