Современная открытка в России.




Введение

Перед новогодними праздниками каждый из нас задумывается, как удивить своих близких, что им подарить. Всегда хочется, чтобы подарок остался надолго в сердце дорогого нам человека и радовал его. Одним из оригинальных подарков может быть открытка. Каждому из нас знакомы хлопоты по выбору в магазине наилучшей открытки или чувство радости от конверта с открыткой в почтовом ящике.

В наши дни цветная почтовая открытка удивления не вызывает. Многие дарители воспринимают выбор открытки, как пустую формальность. Очень часто на открытках уже написаны слова, остаётся подписать только имя отправителя. Казалось бы покупай и радуй. Но людей творческих такой вариант не устроит никогда.

Сам жанр открытки предлагает неограниченные возможности для творчества. Над открыткой можно работать как в традиционных техниках (акварель, гуашь, карандаш), так и в оригинальных (например, можно сделать коллаж из засушенных растений или сделать аппликацию из цветной бумаги). Можно также использовать компьютерные технологии для создания открытки.

Не бойтесь создавать открытки! Старайтесь отогнать от себя предательские мысли о том, что у вас ничего не получится, что вы не способны создать что – то оригинальное. Бойтесь мыслей о том, что вас не поймут. Поверьте, друзья и близкие по достоинству оценят ваши старания!

История открытки.

Итак, откуда же появилась открытка? Появление первой открытки относят к 1840 – м гг. По просьбе английского чиновника Генри Коула художник Джон Коллкотт Хорсли изготовил 40 одинаковых литографий, на которых была изображена семья сэра Генри, сидящая за рождественским столом, а снизу шла надпись «Весёлого Рождества и счастья в Новом году!». Открытки Генри Коул разослал семье, друзьям и знакомым.

Родственники Коулов с гордостью демонстрировали их окружающим. Аж спустя три года после появления их по – прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коула на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход. В 1843 г. с оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, и за каждую открытку авторы получили по шиллингу – это были очень большие деньги! С 1860 –х гг. производство открыток было поставленно на поток.

В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890 - х.. Причём предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке; её потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому продавали открытки по рублю, а то и дороже. За такие деньги в то время можно было купить 10 кг говядины!

Затем открытки стали печатать за рубежом (преимущественно в Германии) специально для России по заказу крупных книжных лавок.

Первая отечественная открытка была выпущена в 1898 г. религиозной общиной Святой Евгении. Поскольку это были благотворительные открытки, и стоили они дорого – 5 копеек (буханка хлеба стоила полкопейки).

Открытки, изданные Общиной, нередко выглядели настоящим шедевром по сравнению с привозными из – за границы. О русских открытках говорили: «Их было жаль посылать в почту…».

Вслед за Общиной Святой Евгении открытки стали выпускать издательства в Киеве, Риге, Петербурге, Москве.

Открытка на русской почве постепенно обретала неповторимую индивидуальность. Вместо рождественских гусей на наших открытках были снегири и синицы, вместо омелы и пальмы – ёлки, вместо лодок и мельниц – тройки и колядки.

Язык дореволюционной открытки был, как правило, символическим. Это и не удивительно, ведь на маленькой карточке должна была уместиться большая информация о человеке и его чувствах, который дарит открытку, и о том человеке, который её получает.

Открытка с определёнными растениями или цветами и без слов могла объяснить чувства отправителя: колокольчики – нежная любовь, фиалка – скромность, ромашка – привязанность, шиповник – уединение, розовая роза – предвестник любви.

Поток открыток значительно уменьшился после революции 1917 г., потому что небольшой кусок картона с картинкой стал для большевиков идеологической угрозой.

Вернулись новогодние открытки только в 1930 – е и в послевоенные годы. Только это уже были другие открытки. Семейная теплота их них ушла. Вместо милых сердцу колядок, детей с родителями и ангелов появились государственные символы и атрибуты.

События государственной важности рекламировались в новогодней открытке. Так, символ летней Олимпиады 1989 г. уже присутствовал во многих домах на Новый год в виде поздравительной открытки.

Диковинкой в 1980 – е гг. была стереооткрытка и музыкальная открытка.

В 1980 –е гг. выпускали откровенно скучные открытки с изображением новогоднего стола, стеклянных шаров и серпантина.

Современная открытка в России.

В настоящее время индустрия открыток велика. Мы получили возможность не только выбирать открытки отечественного производства, но и зарубежные. Много продаётся у нас китайской продукции – музыкальные, со световыми эффектами, прыгающими зайчиками и подмигивающими глазками…

Исследования социологов, посвящённые современной открытке в России, показали, что открытка испытывает на себе воздействие культурных трансформаций, которые произошли в нашем обществе.

В оформлении открытки чувствуется влияние виртуальных интернетовских канонов.

Современная открытка не имеет чётко выраженных лицевой и обратной сторон, она вся красочно оформлена, текст и рисунки на тему праздника есть на свех страницах. И главное, она включает элементы перехода от одной части к другой, включая читателя открытки в игру.

Появились открытки для ленивых, за которых всё уже нарисовано и написано. В таком качестве открытка выступает скорее как сувенир, памятный предмет. Это связано с влиянием информационной культуры «неписателя» и «нечитателя», а потребителя информации. Хотя первоначально открытки с текстом были придуманы в Японии для солдат, которые в силу вынужденных обстоятельств не могли написать свой текст («Я жив, здоров; адрес не сообщаю потому, что не знаю, где буду находиться завтра»). Отправителю такого письма оставалось поставить подпись.

На советской открытке доминировала идея равенства т стирания граней между социальными группами. Какой – ни будь государственный чиновник покупал ту же открытку с лаконичной надписью «Поздравляю!», что и рядовой учитель или врач. Сегодня эпоха достижений и карьеры спровоцировала появление открыток – гигантов со статусно – ролевой ориентацией поздравлений; например: «Любимому шефу!», «Нашему уважаемому главбуху!».

Открытки стали предельно адресными, вы можете выбрать в магазине открытку к юбилею, для человека любой профессии.

Появились открытки, акцентирующие женское и мужское начало («Классному парню!», «Клёвой девчонке!»).

Текст открытки также несёт адресную информацию, которая часто создаётся на основе ценностей современного общества, которые при более пристальном рассмотрении могут показаться комичными, если не грустными.

В поздравлении сотрудников своего начальства может благодаря открытке – гиганту прозвучать подобострастие чеховского Тонкого.

Если советские открытки в своё время унифицировали граждан, то сегодня открытка их клиширует, раздаёт им роли и прозвища.

 

Авторская открытка.

В застойные годы в Советском Союзе появился новый вид открыток – самодельные. Их делали люди, которых не устраивала советская всеобщая стандартизация, которые хотя бы в эпистолярной форме пытались заявить о своей индивидуальности. Среди них были и рождественские, и новогодние – с храмами и знаками зодиака. Выглядели они аляповато (обычно это были фотографии неважного качества, иногда раскрашенные вручную), но тоску по искреннему, непоказному, личному худо – бедно удовлетворяли.

Авторская открытка, кем бы она ни была выполнена – профессиональным художником, дилетантом или ребёнком, обладает уникальным качеством животворности. Она как никакая типографская открытка, даже без поздравительных слов несёт информацию о человеке, который её создавал, и о его отношении к адресату. Авторскую открытку создают не ленивые люди. Это труд. И поскольку он связан с тем, чтобы человеку сделать приятное близкому человеку или другу, можно сказать, что трудится душа.

Перед тем как вы просмотрите фотографии презентации наших открыток, хочется сказать, что все открытки являются авторскими, потому что сделаны своими руками и по собственным эскизам. В работе над открытками мы использовали технику коллажирования. Техника коллажирования – это синтез нескольких техник. Почти на всех открытках фон выролнен в солевой технике или технике горячего батика способом «набрызгов». Объёмное бумажно изображение достигалось при помощи объёмной бумажной пластики. Многие из ребят использовали такой материал как синтепон. Именно из него выполнены главные герои на открытках. Благодаря этому материалу зайцы и снеговики получились мягкими и белоснежными.

Для более чёткого контура в работе использовали специальные цветные гели для росписи по материалу и стеклу. Именно за счёт этого контура выделяется в композиции главное и отдаляется второстепенное. Для большего эффекта использовали бусинки и бисер, они превращались в глаза, носы, ёлочные игрушки и многое другое.

Открытка сделанная своими руками ценится больше чем купленная, потому что, создавая её вы вкладываете частичку своей души.

 

 

Презентация.

 

 

Учащийся отделения ДПИ Рябов Виталий и библиотекарь - наш постоянный помощник Небрасова Зоя Николаевна рассказывают историю открыток гостям презентации.

 

 

Выставка открыток.

 

 

 

 

 

 

Участники проекта.

Учащиеся отделения ДПИ Большеучинской ДШИ:

Ромина Юлианна 12 лет,

Бакаева Елизавета 12 лет,

Воронцов Пётр 12 лет,

Охотникова Марина 12 лет,

Кудрявцева Анастасия 12 лет,

Кудрявцева Лина 11 лет,

Калмацуй Виолета 12 лет,

Кружкова Евгения 13 лет,

Ермолаев Леонард 13 лет,

Ельцов Стас 13 лет,

Рябов Виталий 11 лет,

Николаева Мария 12 лет,

Шаранова Наталья 12 лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: