Педагогический процесс: общая характеристика
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Процесс (от лат. processus — продвижение) — 1) последовательная смена состояния; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Педагогический процесс - главная структурная единица процесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия учителей и учащихся: если понятие «процесс воспитания» включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.
Задачи процесса обучения:
· стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
· организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
· развитие мышления, творческих способностей и дарований;
· выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
· совершенствование учебных умений и навыков.
· Основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая.
Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса
· принцип целостного подхода к воспитанию;
· принцип непрерывности воспитания;
· принцип целенаправленности в воспитании;
|
· принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников;
· принцип природосообразности;
· принцип культуросообразности;
· принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
· принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
· принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
· принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
Структура педагогического процесса
Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов.
Цель – принципы – содержание – методы – средства – формы
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Структурные компоненты процесса обучения
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. | 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения. |
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). | 2. восприятие новых знаний, умений. |
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. | 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация. |
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. | 4. познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. |
5. Управление процессом перехода от теории к практике. | 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. |
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности. | 6. практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем. |
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся. | 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений. |
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.
|
Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.
|
Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.
Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
- анализа ситуации и постановки педагогической задачи;
- проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;
- осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;
- анализа результатов решения.
Движущие силы педагогического процесса. Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми. В последние годы в связи с демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социальнопедагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др. К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.
Сластёнин В.А. «Педагогика» М.: издательский центр «Академия», 2004.