Функции процесса обучения.




Лекция 3. Процесс обучения как система

План:

1. Дидактика как теория обучения.

2. Основные категории дидактики.

3. Закономерности и принципы обучения.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы ».

М. Монтень

 

 

1. Дидактика как теория обучения.

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

DEF. 1. Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

DEF.2. Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека.

Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучен ия.

Выделяют две функции дидактики :теоретическую (диагностическую и прогностическую), которая связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п. и практическую (инструментальную), которая является конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов.

 

Структура дидактики

Что касается структуры дидактики, то она включает в себя 7 разделов.

· Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы.

· Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой-то степени психологии.

· Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения.

· Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам.

· В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса.

· Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения.

· Сравнительно молодым является седьмой раздел дидактики. Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

 

2. Основные категории дидактики.

Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся, это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание — это деятельность учителя по:

· передаче информации;

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа­ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме­ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на­выками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

 

Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Принципы обучения - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

Содержание образования - система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения - это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.

 

3. Закономерности и принципы обучения.

Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К Внешним относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования:

· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

· воспитывающий и развивающий характер последнего;

· обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

 

К внутренним относят — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала):

· зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

 

· отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

· подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;

· задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.

 

 

И.П. Подласый в учебнике "Педагогика" дает классификацию всех имеющихся закономерностей, действующих в учебном процессе. Эти закономерности подразделены на две группы: на общие и частные. Общие закономерности охватывают процесс обучения в целом, тогда как частные закономерности связаны лишь с отдельными компонентами учебного процесса.

Общие закономерности процесса обучения (И.П.Подласый):

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от:

а) от уровня и темпов развития общества;

б) потребностей и возможностей общества;

в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

 

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от:

а) общественных потребностей и целей обучения;

б) темпов социального и научно-технического прогресса;

в) возрастных возможностей школьников;

г) уровня развития теории и практики обучения;

д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

 

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых в нем результатов;

б) характера и объема изучаемого материала;

в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

г) обучаемости учащихся;

д) времени обучения.

 

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от:

а) знаний и навыков в применении методов;

б) цели обучения;

в) содержания обучения;

г) возраста учащихся;

д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

е) материально-технического обеспечения;

ж) организации учебного процесса.

 

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от:

а) интенсивности обратных связей в системе обучения;

б) обоснованности корректирующих воздействий.

 

6. Закономерность стимулирующего обучения.

Продуктивность обучения зависит от:

а) внутренних стимулов (мотивов) обучения;

б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

 

Знание этих закономерностей поможет учителям более эффективно планировать учебный процесс и управлять им.

 

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения:

· собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);

· гносеологические, т.е. познавательно оценочный (результаты обучения зависят от познавательной активности обучаемых, умения и потребности учиться и т.д.);

· психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей обучаемых, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

· социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения и т.д.);

· организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у обучаемых потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.)

 

 

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

 

Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.


В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.
Основополагающими, общепризнанными являются принципы:
1. Научность. Этот принцип играет особую роль, так существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных фактов и теорий. Этот принцип должен указывать пути решения ряда необходимых проблем, а именно: доказательное обоснование научности каждого нового содержания, включаемого в учебный предмет; установление критериев научности; методологическая оценка научного содержания предмета изучения.
2. Систематичность. Сообщение и усвоение знаний в определенной, педагогически обоснованной системе.


3. Последовательность. Каждое новое знание опирается на предыдущее.


4. Связь теории с практикой. Соединение теоретической и практической подготовки учащихся, их профессиональная ориентация при изучении всех предметов учебного плана.


5. Сознательность и самостоятельность обучения. Обоснованное самостоятельное мышление обучающихся. Сознательность рассматривается как личное убежденное направление в процессе приобретения знаний, умений, навыков и в своем творческом развитии. Сознательность неразрывно связана с активностью и самостоятельностью, с проявлением интереса, увлеченности, инициативности, требовательности к себе.

6. Наглядность. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.


7. Доступность. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.
8. Прочность знаний. Знания приобретаются не только для увеличения их объема, а для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения. Возрастающий объем информации, изменяющееся содержание научных областей требуют отбора сведений, подлежащих прочному запоминанию.


9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Функции процесса обучения.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Обучение, развитие и воспитание тесно связаны между собой. Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее обучения целостен и един. Формировать всесторонне развитую личность - значит обучать основам наук, общим методам познания, творческому мышлению и рациональному использованию знаний на практике, эмоциональному восприятию окружающей действительности. Процесс обучения предполагает и овладение учащимися специальными умениями и навыками.

Сложен вопрос о соотношении обучения и развития. Развитие, являясь результатом обучения, выступает как готовность личности к самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности. Признаками развития можно считать: дисциплинированность мышления, способность продуктивно усваивать новое, системность знаний, умение применять их в разнообразных условиях, способность переносить приемы умственной деятельности в новые условия, познание сущности явлений, теоретическое мышление и способность организовать свои действия. По ходу обучения необходимо развивать у учащихся восприятие, память, наблюдательность, мышление, речь, воображение. Эти качества личности формируются в процессе такого обучения, которое вовлекает учащихся в творческую систематическую самостоятельную работу.

Обучение выполняет и воспитывающую функцию. Воспитание осуществляется через содержание, формы и методы обучения. Огромное влияние на учащихся оказывает личность учителя. На каждом уроке решаются такие воспитательные задачи: формируются мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, поведение и деятельность в обществе, система идеалов и потребностей. Решение этих задач невозможно без усвоения знаний, определенных понятий, соблюдения требований, норм, традиций. Реализация воспитательной функции обучения и состоит в том, что оно придает формированию новых положительных качеств личности целенаправленный характер.

Системный подход является методологическим направлением научных исследований, ориентирующих ученых на изучение сложных систем не только как целостных объектов, но и отдельных элементов в их взаимосвязях и отношениях. В учебно-воспитательном процессе внутри одной учебной дисциплины также возможен системный подход.

В педагогике таким целостным объектом исследования является единство обучения, воспитания и развития учащихся. Имея данные о результатах системного исследования соответствующих объектов, учитель может успешно применять системный подход к учебно-воспитательному процессу.

6. Цели обучения.

Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса обучения, определяет его направление и в значительной степени детерминирует общий результат, эффективность педагогических воздействий.

В педагогической литературе отмечается многоуровневый характер педагогических целей. Так, Т.И. Ильина предложила три уровня педагогических целей:

1) цель, задающая общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества и определяющая характер педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку;

2) педагогические цели на определенном уровне формирования личности;

3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного занятия или какого-то иного мероприятия.

Реализация целей образования невозможна без постановки и решения главных и соответствующих частных целей. При определении конкретных целей обучения важно установить не только то, что должны, но и что реально могут достичь обучаемые. Четкая научная организация учебно-познавательной деятельности учащихся и предполагает осмысление конкретных целей и задач урока, которые ими будут решаться сознательно и последовательно в течение всего занятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: