Кафедра клинической лабораторной диагностики
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии
Кафедра акушерства и гинекологии
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Козловский А.А. __________________________ «____»____________ 20_____ Регистрационный №УД- __________/р |
Врачебно-диагностическая производственная практика
(название дисциплины)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
1-79 01 04Медико-диагностическое дело
(код специальности) (название специальности)
Факультет: медико-диагностический
Кафедра: клинической лабораторной диагностики
кафедра пропедевтики внутренних болезней
кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии
кафедра акушерства и гинекологии
Курс: 4
Семестры: VIII
Дифференцированный зачет: VIII
Всего часов по дисциплине: 432
Форма получения высшего образования: очная
Гомель 2011
Учебная программа составлена на основе положений государственного Закона о здравоохранении Республики Беларусь, Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.11.2000 №1823, Образовательного стандарта ОСРБ 79 01 04 – 2007 по специальности I-79 01 04 Медико-диагностическое дело, типового учебного плана по специальности I-79 01 04 Медико-диагностическое дело, утвержденного 12.02.2009. рег. № L 79-001/тип.
Составили: И.А. Новикова, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;
Л.В. Романьков, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
|
А.М. Юрковский, ассистент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук.
И.Ф. Крот, ассистент кафедры акушерства и гинекологии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры клинической лабораторной диагностики.
«19» марта 2011, № 3
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________ __ И.А.Новикова
(подпись) (И.О. Фамилия)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
«19» марта 2011, № 8
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________ _______________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии
«-19-» марта 2011, № 3
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________ _______________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры акушерства и гинекологии
«17» марта 2011, № 2
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________ _______________
(подпись) (И.О. Фамилия)
|
Одобрена и рекомендована к утверждению Центральным учебным-научно-методическим Советом Гомельского государственного медицинского университета.
____________________
(дата, номер протокола)
Председатель ЦУНМС
________ ______________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Пояснительная записка
Учебная программа предназначена для проведения врачебно-диагностической производственной практики для студентов 4 курса медико-диагностического факультета (специальность I-79 01 04 Медико-диагностическое дело) высших медицинских учреждений образования.
Программа составлена на основе положений государственного Закона о здравоохранении Республики Беларусь, Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.11.2000 №1823, Образовательного стандарта ОСРБ 79 01 04 – 2007 по специальности I-79 01 04 Медико-диагностическое дело, типового учебного плана по специальности I-79 01 04 Медико-диагностическое дело, утвержденного 12.02.2009. рег. № L 79-001/тип, с учетом знаний, полученных студентами на кафедрах медико-биологического и клинического профиля.
Практика студентов составляет неотъемлемую и важнейшую часть учебного процесса подготовки врача и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и исполнительских навыков на каждом этапе обучения. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением и последующей самостоятельной практической деятельностью студентов.
|
Врачебно-диагностическая производственная практика является одним из видов практической подготовки по специальности I-79 01 04 Медико-диагностическое дело и предназначена для приобретения студентами 4 курса профессиональных навыков и умений по специальности, закрепления, расширения и систематизации знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, закрепления навыков работы в медицинском коллективе и среди больных.
Целью врачебно-диагностической производственной практики является: совершенствование навыков выполнения врачебных лечебно-диагностических манипуляций, углубленное ознакомление со структурой и организацией диагностической и лечебно-профилактической помощи пациентам терапевтического и акушерско-гинекологического профилей в стационаре и поликлинике.
Задачами врачебно-диагностической производственной практики студентов медико-диагностического факультета являются:
- закрепление, расширение и систематизация знаний по структуре, организации работы учреждений здравоохранения, их лечебных и диагностических подразделений;
- закрепление, расширение и систематизация практических умений и навыков по вопросам организации санитарно-противоэпидемического режима в функциональных подразделениях лечебных учреждений;
- приобретение и закрепление практических навыков, необходимых при проведении лабораторных и лучевых диагностических исследований.
- приобретение и закрепление практических навыков по выполнению основных врачебных терапевтических и хирургических манипуляций и операций;
- ознакомление с протоколами ведения пациентов терапевтического и акушерско-гинекологического профиля;
- ознакомление с вопросами экспертизы нетрудоспособности, диспансеризации, реабилитации больных.
- освоение навыков организации проведения санитарно-просветительной работы;
- освоение основных принципов медицинской этики и деонтологии.
Практика обеспечивает целостность подготовки специалиста, преемственность практического и теоретического обучения и поэтому должна проводиться на базе знаний, полученных на медико-биологических (биологии, анатомии, физиологии, патологической физиологии и биохимии) и клинических (внутренние болезни, хирургия, клиническая лабораторная диагностика, лучевая диагностика и терапия) кафедрах. В связи с этим практика проводится по окончании 4 курса в июне-июле месяце.
Врачебно-диагностическая производственная практика студентов 4 курса включает следующие разделы:
1. Работа в терапевтическом отделении – 6 дней (36 часов);
2. Работа в акушерском отделении – 5 дней (30 часов);
3. Работа в отделении лучевой диагностики – 10 дней (60 часов);
4. Работа в клинико-диагностической лаборатории – 27 дней (162 часа);
Длительность производственной практики составляет 48 рабочих дней при шестидневной рабочей неделе с шестичасовым рабочим днем.
В процессе прохождения практики студент должен знать:
1. В терапевтическом отделении:
1.1. Организацию работы базового терапевтического отделения;
1.2. Нормативные документы, регламентирующие работу отделений терапевтического профиля;
1.3. Особенности обследования и лечения больных терапевтического профиля в условиях стационара;
1.4. Вопросы этиологии, патогенеза, классификации, клинику, принципы диагностики, дифференциальной диагностики и лечения основных заболеваний внутренних органов;
1.5. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику и принципы оказания неотложной помощи при ургентных состояниях в клинике внутренних болезней.
2. В акушерском отделении:
2.1. Организацию акушерской и гинекологической помощи;
2.2. Физиологическое течение беременности, родов и послеродового периода;
2.3. Методы диагностики беременности и оценки состояния плода;
2.4. Принципы ведения физиологической беременности, родов, послеродового периода и периода новорожденности;
2.5. Осложнения беременности, родов, послеродового и раннего неонатального периодов. Методы их лечения и профилактика;
2.6. Неотложные состояния в акушерской практике и объем оказания экстренной помощи;
2.7. Основные принципы лечения беременных, рожениц и родильниц, методы профилактики и реабилитации;
2.8. Вопросы планирования семьи и современные методы контрацепции.
3. В отделении лучевой диагностики:
3.1. Свойства ионизирующих излучений, оборудование и методы регистрации ионизирующих излучений;
3.2. Физические основы медицинской визуализации (рентгенологические, ультразвуковые, радионуклидные и МРТ методы);
3.3. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность отделений (кабинетов) лучевой диагностики;
3.4. Принципы радиационной безопасности при проведении лучевых диагностических исследований;
3.5. Порядок подготовки и методику рентгенологического исследования пищевода, желудка, кишечника, мочевыделительной системы;
3.6. Порядок подготовки и методику ультразвукового исследования органов брюшной полости и забрюшинного пространства;
3.7. Порядок применения контрастных веществ (показания, противопоказания, возможные побочные эффекты);
3.8. Порядок подготовки к малоинвазивным манипуляциям под рентгенологическим или ультразвуковым контролем (режим чистой перевязочной, подготовка стерильного инструмента, материалов, халатов, необходимого набора препаратов, оформление направления в цитоморфологическую лабораторию, подготовка для стерилизации отработанных инструментов).
4. В клинико-диагностической лаборатории:
4.1. Организацию работы клинико-диагностических лабораторий учреждений здравоохранения;
4.2. Нормативные документы, регламентирующие работу в клинико-диагностических лабораториях, основные виды учетно-отчетной документации в лаборатории;
4.3. Основные требования по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима и техники безопасности в КДЛ;
4.4. Принципы организации и проведения внутреннего и внешнего контроля качества лабораторных исследований;
4.5. Правила подготовки биологического материала и препаратов для проведения биохимических, гематологических и бактериологических исследований;
4.6. Принципы лабораторной оценки нарушений функционирования различных органов и систем;
4.7. Порядок представления и выдачи результатов лабораторных исследований.
В процессе прохождения практики студент должен уметь:
1. В терапевтическом отделении:
1.1. Выполнять основные врачебные диагностические, лечебные манипуляции;
1.2. Диагностировать основные заболевания внутренних органов, проводить дифференциальную диагностику, составлять план лечения и лабораторно-инструментального обследования больных при основных заболеваниях внутренних органов;
1.3. Оказывать неотложную помощь при таких состояниях, как приступ бронхиальной астмы, гипертонический криз, приступ стенокардии, острый инфаркт миокарда, острая левожелудочковая недостаточность, аллергические реакции, нарушения ритма и проводимости сердца, комы при сахарном диабете, почечная и печеночная колики;
1.4. Проводить беседы и читать лекции на актуальные медицинские темы (санитарно-просветительная работа);
1.5. Вести медицинскую документацию;
1.6. Проводить учебно-исследовательскую работу.
2. В акушерском отделении:
2.1. Собрать акушерский анамнез;
2.2. Проводить наружное акушерское обследование, бимануальное исследование беременных, рожениц;
2.3. Оказывать акушерское пособие при приеме нормальных родов, проводить первичный туалет новорожденного, психопрофилактическое обезболивание в родах, профилактику кровотечений в раннем послеродовом периоде;
2.4. Взять мазки из влагалища, цервикального канала, уретры;
2.5. Составить план обследования беременной, обосновать использование лабораторных и инструментальных методов исследования, сопоставить клинические симптомы и данные дополнительного обследования;
2.6. Вести карту амбулаторного больного, историю родов;
2.7. Дать развёрнутый клинический диагноз с его основанием и составить план лечения, реабилитационных мероприятий в соответствии с установленным диагнозом;
2.8. Проводить беседы и читать лекции на актуальные медицинские темы (санитарно-просветительная работа), проводить учебно-исследовательскую работу.
3. В отделении лучевой диагностики:
3.1. Совместно с врачом лучевым диагностом определить алгоритм лучевого обследования;
3.2. Оформить журнал регистрации рентгенологических исследований (ф. 050/у);
3.3. Дать рекомендации по подготовке пациентов и выбрать методику рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта;
3.4. Дать рекомендации по подготовке пациентов и выбрать методику рентгенологического исследования мочевыделительной системы;
3.5. Дать рекомендации по подготовке пациентов и выбрать методику ультразвукового исследования органов брюшной полости и забрюшинного пространства;
3.6. Дать рекомендации по подготовке пациентов пациента к радионуклидному исследованию;
3.7. Дать рекомендации по подготовке пациентов к малоинвазивным манипуляциям под ультразвуковым контролем;
3.8. Распознать на диагностических изображениях основные лучевые симптомы и синдромы;
3.9. Оформить под контролем врача протокол лучевого исследования (рентгенологического, ультразвукового и др.) и, при наличии показаний, обосновать необходимость применения уточняющих методик;
3.10. Определить примерную индивидуальную эффективную дозу облучения пациентов при основных видах рентгенодиагностических исследований;
3.11. Оформить листок учета дозовых нагрузок (в ф.112, ф.025/у-87, ф.003/у) и индивидуальный радиационный паспорт.
4. В клинико-диагностической лаборатории:
4.1. Биохимический участок
4.1.1. Выполнять оценку углеводного обмена;
4.1.2. Выполнять оценку липидного обмена;
4.1.3. Выполнять оценку системы гемостаза;
4.1.4. Проводить анализ белков биологических жидкостей, выявлять парапротеины, определять азотистые компоненты сыворотки крови;
4.1.5. Определять активность ферментов в биологических жидкостях;
4.1.6. Оценивать состояние гидратации и электролитного баланса;
4.1.7. Оценивать минеральный обмен;
4.1.8. Оценивать кислотно-основное состояние;
4.1.9. Оценивать обмен железа и пигментов;
4.1.10. Осуществлять контроль качества биохимических и коагулологических исследований
4.1.11. Проводить интерпретацию результатов биохимических исследований.
4.2. Гематологический участок
4.2.1. Дифференцировать клетки гранулоцитарного, лимфоцитарного, моноцитарного, эритроцитарного ростков в мазке крови;
4.2.2. Определить в окрашенных препаратах анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, включения в них (базофильную зернистость, тельца Жолли, кольца Кебота);
4.2.3. Определить дегенеративные изменения лейкоцитов: токсическую зернистость в цитоплазме, вакуолизацию ядра и цитоплазмы, гиперсегментацию ядер нейтрофилов;
4.2.4. Подсчитать лейкоцитарную формулу;
4.2.5. Подсчитать количество тромбоцитов прямым и непрямым методом;
4.2.6. Подсчитать количество ретикулоцитов;
4.2.7. Идентифицировать бластные клетки в мазках крови и костного мозга;
4.2.8. Определить осмотическую резистентность эритроцитов;
4.2.9. Выполнить анализ крови на автоматическом гематологическом анализаторе;
4.2.10. Провести контроль качества гематологических исследований.
4.3. Бактериологический участок
4.3.1. Изготовить мазок, окрасить и провести бактериоскопию доставленного патологического материала;
4.3.2. Произвести посев различного клинического материала;
4.3.3. Оценить результаты посева с определением этиологически значимых микроорганизмов;
4.3.4. Произвести выбор дифференциально-диагностических питательных сред и методов посева на них;
4.3.5. Выполнить определение лекарственной чувствительности микроорганизмов дискодиффузионным методом;
4.3.6. Интерпретировать результаты оценки лекарственной чувствительности микроорганизмов;
4.3.7. Поддерживать и вести музейные штаммы для проведения внутрилабораторного контроля качества микробиологических исследований;
4.3.8. Производить выявление антигенов микроорганизмов в клиническом материале иммунохимическими методами;
1.1. Общие вопросы организации и контроля качества
выполнения программы практики
Студенты проходят врачебно-диагностическую производственную практику на клинических базах университетов, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Направление студентов на практику, а также сроки ее прохождения определяются типовым учебным планом по специальности I-79 01 04 – Медико-диагностическое дело, приказом ректора университета. Студент не имеет права самостоятельно изменить базу и время прохождения практики.
Руководство практикой осуществляют отдел производственной практики университета и профильные кафедры – внутренних болезней, акушерства и гинекологии, клинической лабораторной диагностики и лучевой диагностики.
Непосредственными руководителями практики являются главный врач лечебного учреждения и заведующие отделениями.
По прибытии на базу практики студенты предоставляют направление на практику руководителю организации здравоохранения (главному врачу или его заместителю по лечебной работе). Приказом по учреждению здравоохранения назначаются непосредственные руководители практики и определяются места прохождения практики каждым студентом.
Во время производственной практики студенты под руководством заведующих отделениями и под контролем ответственных за практику преподавателей университета знакомятся с работой лечебно-диагностического учреждения и отделений, обязанностями врачей-ординаторов этих отделений, осваивают навыки по ведению больных терапевтического и хирургического профиля и проведению диагностических мероприятий.
При прохождении врачебно-диагностической производственной практики студенты закрепляются за врачами-ординаторами соответствующих отделений (терапевтического, акушерского, лучевой диагностики, лабораторной диагностики) и под их руководством работают в качестве помощников врачей.
Обязанности руководителя учебной практики от курирующей кафедры:
1. За десять дней до начала учебной практики осуществляет выезд на ее базы для проверки готовности к приему студентов и ознакомления руководителей учреждений здравоохранения с программой производственной практики.
2. Организует непосредственное прохождение практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с руководством университета и базового лечебного учреждения.
3. Знакомит студентов с целями, задачами и программой практики, с базами ее прохождения, графиком работы и организацией работы на конкретном рабочем месте, оборудованием, охраной труда и т.д., готовит предложения о распределении студентов на практику.
4. Разрабатывает и по мере необходимости пересматривает, а также корректирует методические указания для студентов и преподавателей по производственной практике, формы отчетной документации.
5. Осуществляет постоянный контроль производственной работы практикантов, помогает им правильно выполнять все задания, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам.
6. Контролирует ведение дневников, подготовку отчетов практикантов и помогает заведующим соответствующими отделениями составлять на них производственную характеристику.
7. Выявляет и своевременно устраняет недостатки в организации производственной практики, а при необходимости сообщает о них руководству организаций.
8. По окончании практики вместе с руководителем этой практики от высшего учебного заведения организует принятие зачета у студентов, представляет декану зачетные ведомости и отчеты.
9. Обсуждает итоги и анализирует выполнение программы производственной практики на заседании кафедры.
10. Разрабатывает дополнения и изменения к отчетно-методической документации по производственной практике.
Обязанности студента при прохождении производственной практики:
1. Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики.
2. Подчиняться действующим в учреждении здравоохранения правилам внутреннего распорядка.
3. Изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
4. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками.
5. Вести дневник (журнал) практики, в котором записывается вся работа и наблюдения.
6. Активно участвовать в общественной жизни коллектива.
7. Участвовать в учебно-исследовательской работе по заданию кафедры.
8. Представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.
9. Строго выполнять основы деонтологии и медицинской этики:
9.1. чутко и внимательно относиться к больным и его родственникам;
9.2. внушать больному уверенность в благополучном исходе заболевания;
9.3. помнить о принципах профессиональной этики, правильно строя свои отношения с персоналом медицинского учреждения.