Задания для дистанционного обучения по предмету «Теория» 8 класс ДПОП
Дата: 5.10.2021 г.
Тема урока: Сложные и смешанные размеры.
Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
· Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
· Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
· Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
· Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав.
Относительно сильные доли
Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли — относительно сильными долями.
Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли
На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля — она первая в такте, а синим — относительно сильная доля.
Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно.
Группировка
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
· указать одну ноту длительностью в такт;
· указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.
Смешанные размеры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.
Наиболее распространенные смешанные размеры:
· Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
· Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
Количество сильных долей в смешанном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.
В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на Рисунок 1, всё станет ясно:
Рисунок 1. Смешанные размеры
Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент). Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы получили 5/4.
Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):
Рисунок 2. Смешанные размеры
Из примеров видно, как важен порядок следования простых размеров в сложном: именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что сильные доли расположены не равномерно.
Свойства смешанных размеров
В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих сложный размер, наблюдается следующее:
· важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер. Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка простых размеров в сложном на протяжении одного и того же произведения);
· чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном размере неравномерное.
Обозначение смешанного размера
Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:
Рисунок 3. Пример обозначения смешанных размеров
Группировка
Группируются ноты в смешанном размере также, как и в сложном размере. Из-за разнородности простых размеров, ритмические группы неравномерны.
Домашнее задание: выслать фото группировки предыдущего задания.