Операционная система как менеджер ресурсов




Операционная система предназначена для управления всеми частями весьма сложной архитектуры компьютера. Представим, к примеру, что произойдет, если несколько программ, работающих на одном компьютере, будут пытаться одновременно осуществлять вывод на принтер. Мы получили бы мешанину строчек и страниц, выведенных различными программами. Операционная система предотвращает такого рода хаос за счет буферизации информации, предназначенной для печати, на диске и организации очереди на печать. Для многопользовательских компьютеров необходимость управления ресурсами и их защиты еще более очевидна. Следовательно, операционная система, как менеджер ресурсов, осуществляет упорядоченное и контролируемое распределение процессоров, памяти и других ресурсов между различными программами.

Операционная система как защитник пользователей и программ

Если вычислительная система допускает совместную работу нескольких пользователей, то возникает проблема организации их безопасной деятельности. Необходимо обеспечить сохранность информации на диске, чтобы никто не мог удалить или повредить чужие файлы. Нельзя разрешить программам одних пользователей произвольно вмешиваться в работу программ других пользователей. Нужно пресекать попытки несанкционированного использования вычислительной системы. Всю эту деятельность осуществляет операционная система как организатор безопасной работы пользователей и их программ. С такой точки зрения операционная система представляется системой безопасности государства, на которую возложены полицейские и контрразведывательные функции.

Операционная система как постоянно функционирующее ядро

Наконец, можно дать и такое определение: операционная система – это программа, постоянно работающая на компьютере и взаимодействующая со всеми прикладными программами. Казалось бы, это абсолютно правильное определение, но, как мы увидим дальше, во многих современных операционных системах постоянно работает на компьютере лишь часть операционной системы, которую принято называть ее ядром.

Как мы видим, существует много точек зрения на то, что такое операционная система. Невозможно дать ей адекватное строгое определение. Нам проще сказать не что есть операционная система, а для чего она нужна и что она делает. Для выяснения этого вопроса рассмотрим историю развития вычислительных систем.

Просмотрев этапы развития вычислительных систем, мы можем выделить шесть основных функций, которые выполняли классические операционные системы в процессе эволюции:

· Планирование заданий и использования процессора.

· Обеспечение программ средствами коммуникации и синхронизации.

· Управление памятью.

· Управление файловой системой.

· Управление вводом-выводом.

· Обеспечение безопасности.

Каждая из приведенных функций обычно реализована в виде подсистемы, являющейся структурным компонентом ОС. В каждой операционной системе эти функции, конечно, реализовывались по-своему, в различном объеме. Они не были изначально придуманы как составные части операционных систем, а появились в процессе развития, по мере того как вычислительные системы становились все более удобными, эффективными и безопасными. Эволюция вычислительных систем, созданных человеком, пошла по такому пути, но никто еще не доказал, что это единственно возможный путь их развития. Операционные системы существуют потому, что на данный момент их существование – это разумный способ использования вычислительных систем. Рассмотрение общих принципов и алгоритмов реализации их функций и составляет содержание большей части нашего курса, в котором будут последовательно описаны перечисленные подсистемы.

Концептуальные основы построения ОС для создания защищенных вычислительных систем защищенных вычислительных систем

Большинство операционных систем используют определенные основные понятия и абстракции, такие как процессы, адресные пространства и файлы, которые играют главную роль в осмыслении самих систем и создании.

Процессы

Ключевым понятием во всех операционных системах является процесс. Процессом, по существу, является программа во время её выполнения. С каждым процессом связано его адресное пространство — список адресов ячеек памяти от нуля и до некоторого максимума, откуда процесс может считывать и куда записывает данные. Адресное пространство содержит выполняемую программу, данные этой программы и ее стек.

Кроме этого, с каждым процессом связан набор ресурсов, который обычно включает регистры (в том числе счетчик команд и указатель стека), список открытых файлов, необработанные предупреждения, список связанных процессов и всю остальную информацию, необходимую в процессе работы программы. Таким образом, процесс — это контейнер, в котором содержится вся информация, необходимая для работы программы.

Более подробно понятие процесса будет рассмотрено в другой лекции, а сейчас, для того чтобы выработать интуитивное представление о процессе, рассмотрим систему, работающую в мультипрограммном режиме. Пользователь может запустить программу редактирования видео и задать ей конвертирование одночасового видеофайла в какой-нибудь определенный формат (что займет несколько часов работы), а затем переключиться на блуждания по Интернету. При этом может заработать фоновый процесс, который периодически «просыпается» для проверки входящей электронной почты. И у нас уже будет (как минимум) три активных процесса: видеоредактор, веб-браузер и программа получения (клиент) электронной почты.

Периодически операционная система будет принимать решения остановить работу одного процесса и запустить выполнение другого, например, потому, что первый исчерпал свою долю процессорного времени в предыдущую секунду или две. Если процесс приостанавливается таким образом, позже он должен возобновиться именно в том состоянии, в котором был остановлен. Это означает, что на период приостановки вся информация о процессе должна быть явным образом где-то сохранена. Например, у процесса могут быть одновременно открыты для чтения несколько файлов. С каждым из этих файлов связан указатель на текущую позицию (то есть номер байта или записи, которая должна быть считана следующей). Когда процесс приостанавливается, все эти указатели должны быть сохранены, чтобы вызов read, выполняемый после возобновления процесса, приводил к чтению нужных данных.

Во многих операционных системах вся информация о каждом процессе, за исключением содержимого его собственного адресного пространства, хранится в таблице операционной системы, которая называется таблицей процессов и представляет собой массив (или связанный список) структур, по одной на каждый из существующих на данный момент процессов.

Таким образом, процесс (в том числе и приостановленный) состоит из собственного адресного пространства, которое обычно называют образом памяти, и записи в таблице процессов, с содержимым его регистров, а также другой информацией, необходимой для последующего возобновления процесса. Главными системными вызовами, используемыми при управлении процессами, являются вызовы, связанные с созданием и завершением процессов. Рассмотрим простой пример. Процесс, называемый интерпретатором команд, или оболочкой, считывает команды с терминала. Пользователь только что набрал команду, требующую компиляции программы. Теперь оболочка должна создать новый процесс, запускающий компилятор.

Когда этот процесс завершит компиляцию, он произведет системный вызов для завершения собственного существования. Если процесс способен создавать несколько других процессов (называющихся дочерними процессами), а эти процессы в свою очередь могут создавать собственные дочерние процессы, то перед нами предстает дерево процессов. Связанные процессы, совместно работающие над выполнением какой-нибудь задачи, зачастую нуждаются в обмене данными друг с другом и в синхронизации своих действий. Такая связь называется межпроцессным взаимодействием.

Другие системные вызовы, предназначенные для управления процессом, позволяют запросить выделение дополнительной памяти (или освобождение незадействованной), организовать ожидание завершения дочернего процесса или загрузку какой-нибудь другой программы поверх своей.

Временами возникает потребность в передаче информации запущенному процессу, который не находится в состоянии ожидания этой информации. Можно привести в пример процесс, который обменивается информацией с другим процессом, запущенным на другом компьютере, и посылает удаленному процессу сообщение по сети. Чтобы обезопаситься от возможной утраты сообщения или ответа на него, отправитель может запросить свою собственную операционную систему уведомить его по истечении определенного интервала времени, чтобы он мог повторно отправить сообщение, если ранее не получит подтверждения его получения. После установки такого таймера программа может выполнение другой работы. Когда истечет заданный интервал времени, операционная система посылает процессу сигнал тревоги. Этот сигнал заставляет процесс приостановить выполняемую работу, сохранить в стеке состояние своих регистров и запустить специальную процедуру обработки сигнала тревоги, для того чтобы, к примеру, заново передать предположительно утраченное сообщение. Когда обработчик сигнала завершит свою работу, запущенный процесс возобновится в том самом состоянии, которое было до поступления сигнала.

Сигналы являются программными аналогами аппаратных прерываний. Они могут генерироваться в различных ситуациях, а не только по истечении времени, установленного в таймере. Многие аппаратные прерывания (например, выполнение недопустимой команды или обращение по неверному адресу) также преобразуются в сигналы процессу, при выполнении которого произошла ошибка.

Каждому пользователю, которому разрешено работать с системой, системным администратором присваивается идентификатор пользователя — UID (User IDentification). Каждый запущенный процесс имеет UID того пользователя, который его запустил. Дочерние процессы имеют такой же UID, что и у родительского процесса. Пользователи могут входить в какую-нибудь группу, каждая из которых имеет собственный идентификатор группы — GID (Group IDentification). Пользователь с особым значением UID, называемый в UNIX «суперпользователем» (superuser), имеет особые полномочия, позволяющие пренебрегать многими правилами защиты. В крупных компьютерных системах только системный администратор знает пароль, необходимый для получения прав суперпользователя, но многие обычные пользователи (особенно студенты) прикладывают немалые усилия, пытаясь отыскать бреши в системе, которые позволили бы им стать суперпользователем без пароля.

Адресные пространства

Каждый компьютер обладает определенным объемом оперативной памяти, используемой для хранения исполняемых программ. В самых простых операционных системах в памяти присутствует только одна программа. Для запуска второй программы сначала нужно удалить первую, а затем загрузить в память вторую на её место. Более изощренные операционные системы позволяют одновременно находиться в памяти нескольким программам. Чтобы исключить взаимные помехи (и помехи работе операционной системы), нужен какой-то защитный механизм. Несмотря на то что этот механизм должен входить в состав оборудования, управляется он операционной системой.

Вышеупомянутая точка зрения связана с вопросами управления и защиты оперативной памяти компьютера. Другой, но не менее важный вопрос, связанный с памятью, — это управление адресным пространством процессов. Обычно каждому процессу отводится под использование некоторый непрерывный набор адресов, как правило, с нуля и до некоторого максимума. В простейшем случае максимальный объем адресного пространства, выделяемого процессу, меньше объема оперативной памяти. Таким образом, процесс может заполнить свое адресное пространство и для его размещения в оперативной памяти будет достаточно места. При этом на многих компьютерах используется 32- или 64-разрядная адресация, позволяющая иметь адресное пространство размером в 232 или 264 байт соответственно.

Что произойдет, если адресное пространство процесса превышает объем оперативной памяти, установленной на компьютере, а процессу требуется использовать все свое пространство целиком? На первых компьютерах такой процесс неизменно терпел крах. В наше время, как уже ранее упоминалось, существует технология виртуальной памяти, согласно которой операционная система хранит часть адресного пространства в оперативной памяти, а часть — на диске, по необходимости меняя их фрагменты местами. По сути, операционная система создает абстракцию адресного пространства в виде набора адресов, на которые может ссылаться процесс.

Адресное пространство отделено от физической памяти машины и может быть как больше, так и меньше ее по объему. Управление адресными пространствами и физической памятью является важной частью работы операционной системы.

Файлы

Другим ключевым понятием, поддерживаемым практически всеми операционными системами, является файловая система. Как отмечалось ранее, основная функция операционной системы — скрыть специфику дисков и других устройств ввода-вывода и предоставить программисту удобную и понятную абстрактную модель, состоящую из независимых от устройств файлов.

Вполне очевидно, что для создания, удаления, чтения и записи файлов понадобятся системные вызовы. Перед тем как файл будет готов к чтению, он должен быть найден на диске и открыт, а после считывания он должен быть закрыт. Для проведения этих операций предусмотрены системные вызовы.

Чтобы предоставить место для хранения файлов, многие операционные системы используют понятие каталога как способа объединения файлов в группы. Например, у студента может быть по одному каталогу для каждого изучаемого курса (для программ, необходимых в рамках данного курса), каталог для электронной почты и еще один — для своей домашней веб-страницы. Для создания и удаления каталогов нужны системные вызовы. Они также нужны для помещения в каталог существующего файла и удаления его оттуда. Элементами каталога могут быть либо файлы, либо другие каталоги. Эта модель стала прообразом иерархической структуры файловой системы.

Иерархии файлов, как и иерархии процессов, организованы в виде деревьев, но на этом сходство заканчивается. Иерархии процессов не отличаются глубиной (обычно не более трех уровней), а иерархии файлов обычно имеют глубину в четыре, пять и более уровней. Иерархии процессов обычно имеют короткий период существования, в большинстве своем не более нескольких минут, а иерархия каталогов может существовать годами.

Определение принадлежности и меры защиты для процессов и файлов также имеют различия. Обычно только родительский процесс может управлять дочерним процессом или даже обращаться к нему, но практически всегда существуют механизмы, позволяющие читать файлы и каталоги не только их владельцу, но и более широкой группе пользователей. Каждый файл, принадлежащий иерархии каталогов, может быть обозначен своим полным именем, с указанием пути к файлу, начиная с вершины иерархии — корневого каталога. Этот абсолютный путь состоит из списка каталогов, которые нужно пройти от корневого каталога, чтобы добраться до файла, где в качестве разделителей компонентов служат символы косой черты (слэша).. Первая косая черта является признаком использования абсолютного пути, который начинается в корневом каталоге.

В любой момент времени у каждого процесса есть текущий рабочий каталог, относительно которого рассматриваются пути файлов, не начинающиеся с косой черты.

Процесс может изменить свой рабочий каталог, воспользовавшись системным вызовом, определяющим новый рабочий каталог. Перед тем как с файлом можно будет работать в режиме записи или чтения, он должен быть открыт. На этом этапе также происходит проверка прав доступа. Если доступ разрешен, система возвращает целое число, называемое дескриптором файла, который используется в последующих операциях. Если доступ запрещен, то возвращается код ошибки.

Ввод-вывод данных

У всех компьютеров имеются физические устройства для получения входной и вывода выходной информации. Действительно, какой будет прок от компьютера, если пользователи не смогут ему поставить задачу и не смогут получить результаты по завершении заданной работы? Существует масса разнообразных устройств ввода-вывода: клавиатуры, мониторы, принтеры и т. д. Управление всеми этими устройствами возлагается на операционную систему. Поэтому у каждой операционной системы для управления такими устройствами существует своя подсистема ввода-вывода.

Некоторые программы ввода-вывода не зависят от конкретного устройства, то есть в равной мере подходят для применения со многими или со всеми устройствами ввода-вывода.

Другая часть программ, например драйверы устройств, предназначена для определенных устройств ввода- вывода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: