Российские идеологи купечества и их управленческие взгляды




Иван Тихонович Посошков (около 1652–1726) – русский мыслитель и публицист, один из первых идеологов купечества.

И. Т. Посошков – выходец из государственных крестьян, отец и дед его были умельцами серебряного дела. Сам он прошел путь от крестьянина до успешного купца. Сфера его деятельности охватывала оружейное дело, винокурение, серокурение, изготовление водки, полотняные фабрики, аптеки.

В связи со своей разносторонней деятельностью Посошков много ездил по стране, хорошо изучил современные порядки и серьезно задумывался над проектами улучшения политического устройства и экономического положения в государстве.

Результатом его "многодельного" опыта стала адресованная царю Петру I "Книга о скудости и богатстве" [1] (1724), в которой Посошков попытался выяснить причины народной скудости и процветающего в государстве беззакония. В этой работе автор изложил, как, по мысли купечества, должно было вести свою политику абсолютистское государство.

Посошков придерживается традиционно-теологического (божественного) обоснования царской власти. Все надежды он возлагает на царя: "Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть и по его царской власти надлежит всякой вещи быть"[2]. Государь, подобно богу, осуществляет свою власть путем издания властных велений. Не допуская даже мысли об ограничении монаршей власти, Посошков в тоже время предполагает для осуществления законодательной деятельности создание законосовещательного органа из представителей всех сословий даже низших чинов армии и крестьян, что несколько выводит его за пределы идеализации возможностей монарха. Выстроенный иерархически государственный аппарат на своем уровне должен отвечать за поддержание правопорядка. Низовое звено этой системы – выборные от населения лица, ответственные за свою сотню, пятидесяток и десяток. Ни один человек не должен был находиться вне поля зрения всей государственной системы[3].

Посошков – сторонник тотальной государственной регламентации производства, труда и многих сторон быта. Рассматривая социальное устройство российского общества с учетом интересов государства, мыслитель стоял на позициях четкой регламентации правового статуса сословий и детального распределения обязанностей.

Особое место он отводил купечеству, что соответствовало переходному состоянию российского общества и зарождению в нем буржуазных отношений. Посошков считал, что о купечестве следует позаботиться в первую очередь, поскольку "торг дело великое" для государства и от него большая прибыль казне: "понеже без купечества никакое не только великое, но и малое царство стоять не может. Купечество и воинству товарищ: воинство воюет, а купечество помогает, и всякие потребности им уготовляет".

Купечество, считал мыслитель, должно стать единственным торговым и промышленным сословием. Всем остальным торговля должна быть запрещена. Посошков ратует за "торг свободный", однако свобода торговли понимается им очень своеобразно: не как свобода конкуренции, а как свобода от конкуренции со стороны иностранных купцов, а также всех других сословий.

Купечеству, уверен мыслитель, необходимо создать благоприятные условия для торга и обеспечить покровительство со стороны государства. Посошков призывает царскими указами регламентировать порядок торговли, определять цены на товары, устанавливать стоимость самих денег, строго контролировать соблюдение царских указов. В частности, мыслитель предлагал ограничивать цены посредством наказания тех, кто их завышает: "А буде взял цену не противо настоящий цены излишнюю, то за всякую излишнюю копейку взять на нем штрафу по гривне или по две, и высечь батоги или плетьми, чтоб вперед так не делал". Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый "государственный... сбор..., то есть десятинный", и единую пошлину на товар. Посошков выступает за сохранение прав купечества владеть крепостными, за насильственное приобщение к труду здоровых нищих, за использование на заводах и фабриках труда крепостных в зимнее время.

Одним из основных условий успешного развития российского государства и преодоления "скудости" служит эффективная система пополнения государственной казны, поэтому значительное внимание он уделил предложениям но совершенствованию финансовой системы. Посошков предлагал пути увеличения доходов казны, состоявшие из прямых налогов, пошлин и сборов. Особое значение придавал введению поземельного налога и считал недопустимым использование земель только для личного обогащения, не внося в казну соответствующей платы. Это требование относилось ко всем, кто владел землей, и прежде всего к помещикам.

Мыслитель не выражает сомнений в необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанностях, чем на правах. Если, писал Посошков, дворянин "в доме своем живет и крестьянами владеет, а великому государю никакой службы не показал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отдавать тем, которые его царскому величеству служат". Основная обязанность дворян – государственная и военная служба. Посошков предложил меры по обеспечению служилых людей государственным жалованьем и обучению их современным приемам военного искусства. Опорой монаршей власти Посошков считал военную организацию. Он предлагал создать небольшую, хорошо обученную, обеспеченную и вооруженную армию. При этом он уделял большое внимание нравственному воспитанию воинов, чтобы они не чинили вреда мирному населению и верно служили отечеству.

Рассматривая состояние ремесел в государстве, мыслитель считал необходимым устройство системы образования ремесленников с получением ими надлежащего сертификата, дающего право заниматься тем или иным видом ремесла.

Основным производительным классом России Посошков считал крестьянство. "Крестьянское богатство – богатство царственное, а нищета крестьянская – оскудение царственное"[4]. Посошкова тревожит тяжелое положение крестьян, обремененных массой повинностей помещику и государству, беззащитных перед произволом дворянства и чиновников, нищих, безграмотных, лишенных каких-либо стимулов к труду. Однако корень проблем крестьянства Посошков не связывал с крепостным правом; напротив, выступал за его целенаправленное расширение. Посошков писал, что "крестьянское житие скудостно ни от чего иного, только от их лености, а потом от неосмотрительности правителей и от помещичьего насилия, и от их небрежения". Посошков предлагал обязать помещиков неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни, кроме праздничных. В отношении нерадивых рекомендовал применять строгие наказания, а для пресечения крестьянских побегов предлагал ввести паспортную систему. Крестьяне, по мнению Посошкова, должны работать постоянно – на помещика ли, на себя ли – лишь бы не "лежебочили", а своим трудом умножали богатство. Наряду с этим он предлагал меры для защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов, которые подрывают всякие стимулы крестьян к труду. Для этого считал необходимым ограничить царским указом крестьянские повинности в пользу помещика и государственной казны. Обращая особое внимание на положение помещичьих крестьян, Посошков с тревогой писал, что помещики забирают у крестьян все, что те производят, "и тем излишеством крестьянство в нищету пригоняют" – "и тако творя, царство пустошат, потому так их обирают, что у иного и козы не оставляют"[5]. Посошков не брался определять размер крестьянских повинностей, поскольку считал, что его должен определить специально для того созванный съезд дворян, а после этого – утвердить царь. Но мнение свое мыслитель высказал: повинности должны быть такими, "чтобы крестьянству было не тягостно", а главное в том, чтобы помещик не имел права требовать сверх положенного.

Посошков верил, что в России можно установить режим законности лишь в том случае, если вместо Соборного уложения 1649 г. будет введено в действие новое Соборное уложение, в разработке которого примут участие все слои российского общества. Для этого предлагалось подготовку проекта Уложения поручить собранию представителей всех сословий и чинов, в которое будут делегированы по два-три представителя от духовенства, дворянства, купечества, людей сыска и надзора, солдат, крестьянских старост и холопов.

Новый свод законов должен регулировать все сферы общественных отношений. При составлении законопроектов должен быть учтен не только предыдущий отечественный опыт, но и достижения в законотворчестве других стран. Подготовленный проект, по мысли Посошкова, следует передать на обсуждение всех сословий: "Всем народом освидетельствовали самым вольным голосом, а не под принуждением". Мыслитель уверен, что предоставление каждому возможности свободно высказаться, пока книга не завершена, – предпосылка высокого авторитета будущего Уложения: "Того ради и дана свободность, дабы потом не жаловались на сочинителей тоя новосочиненные книги". Проверка проекта "многонародным советом" имеет целью устранение ошибок, пробелов, более совершенное воплощение "правды". Предлагаемый порядок принятия нового уложения, по мнению Посошкова, нисколько не ограничивает царской власти, поскольку последнее слово в законодательном процессе остается за монархом, который по своему усмотрению может утвердить предложенный законопроект либо отклонить его.

И. Т. Посошков последовательно проводит мысль о необходимости равенства всех подданных перед законом и судом. Причины всех неурядиц внутри государства он видел в отсутствии порядка в судебной сфере.

Центральной задачей судебной реформы, по его мнению, выступает необходимость повышения профессионального уровня судьи, который должен суметь "но тонкому" допросить свидетеля и выявить ложные показания. Посошков предлагал повысить ответственность судей, сократить судебный аппарат, отмечая, что большая численность судебного ведомства неизбежно приводит к неразберихе, в результате которой не все дела доходят до судей. Одной из причин отсталости страны мыслитель считал неправосудие, волокиту и взяточничество в суде. Ответственность за эти пороки судебной системы мыслитель возлагал на господствующее в суде дворянское сословие с его круговой порукой и безнаказанностью. Реформа суда, предложенная Посошковым, предполагала изменение его состава. В судьи мыслитель предлагал посадить представителей низших чинов ("приказных людей", "военнаго чина, кии от службы отставлены" и "ис купечества"), но при этом обеспечить им независимость в принятии решений и свободу судейского усмотрения, ограниченную исключительно законом. Ему представлялось, что "низкородные" судьи, не имея за собой поддержки дворянского сообщества, будут ответственнее выполнять свою работу и бояться чинить беззаконие.

Для обеспечения равенства всех подданных перед судом мыслитель предлагал единый и доступный всем сословиям суд: "Суд устроите един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, солдату и офицеру. И чтоб суд учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его достунать"[4].

С эффективной деятельностью судов Посошков напрямую связывал правопорядок в обществе и нормальное функционирование всего государственного механизма.

Посошков предложил довольно строгую систему наказаний для судей или чиновников, уличенных во взяточничестве: попавшийся в первый раз карается штрафом; во второй раз – платит штраф за каждый взятый рубль "по двести рублев" и вдобавок к этому наказание на козле; "а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам".

Некоторые предложения автора болезненно затронули интересы господствующего дворянства. Вскоре после того, как "Книга о скудости и богатстве" попала к царю, Посошков был арестован и заключен по "важному секретному государственному делу" в Петропавловскую крепость, где и скончался уже после смерти Петра в 1726 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: