Основные отрасли психологии




Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Основные отрасли психологии. История развития. Основные понятия.

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

 

 

Одним из научных понятий психологии является психика. Всякий организм не может существовать без внешней среды, она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды.

 

Выдающийся учёный И.М.Сеченов установил, что психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. В свою очередь психика является субъективным, т.е. внутренним отражением объективного мира. [И далее формулировка], что такое психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

 

Психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными факторами поведения. На человека влияет социальная среда, поэтому его сознание имеет свою системную и смысловую организацию. Различные проявления психики образуют бессознательную сферу. Психика проявляется у человека в следующих блоках психических явлений.

 

Первый блок включает психические процессы – это психические явления, которые длятся от доли секунды до десятков минут. Психическое существует как живой, непрерывный, развивающийся процесс, в результате которого возникают понятия, чувства, образы, мыслительные операции.

Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

 

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и они более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, хорошего или плохого настроения.

Третий блок – это психические свойства личности. Они присущи человеку на протяжении достаточно длительного периода жизни – это темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

 

Методы исследования

 

Сознание человека

Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Выделяют

первичное сознание - простое осознание внешних и внутренних раздражителей на уровне восприятия, и

рефлексивное сознание - осмысление собственных осознанных переживаний и мыслей.

Сознание тесно связано со вниманием: для того, чтобы что-либо осознать, необходимо сконцентрировать на этом внимание. В современной психологии выделяют ряд состояний сознания. Это:

1. Бессознательное состояние - регистрируется полное отсутствие познавательных и эмоциональных процессов, отмечаются лишь вегетативные реакции (работает сердце и другие внутренние органы).

2. Сон - состояние, которое предусматривает наличие сновидений, допускает подпороговое (неконтролируемое) восприятие и частичное запоминание содержания сновидений.

3. Ясность сознания - четкое осознание окружающего мира и себя. Осознать какой-либо объект - это включить его в систему своих знаний, назвать его. Сознание тесно связано с речью и волевыми процессами. Оно позволяет осмысливать действительность, ставить цели и выбирать способы их достижение, познавать собственную психику, осуществлять самоконтроль и т.п., Однако, человек не всегда может контролировать поток представлений и образов. В этом случае говорят о «потоке сознания».

Осознание человеком мира не сводится к отображению лишь внешних объектов. Фокус сознания может быть направлен и на самого субъекта, на его собственную деятельность, на его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя получило в психологии название самосознания.

Самосознание - это сложный психический процесс, сущность которого заключается в восприятии человеком образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми. Постепенно эти образы сочетаются в единое, целостное образование – «представление о себе», а затем в понятие «собственного «Я» как субъекта, который отличается от других субъектов.

Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своей позиции в обществе. Данное осмысление осуществляется с помощью самопознания (получения знаний о себе).

Вторым элементом самосознания является переживание собственного отношения к себе. Знание о себе, соединенное с определенным отношением к себе, составляет самооценку личности.

Третьим элементом самосознания является регуляция и самоорганизации собственного поведения. Процесс саморегулирования и самоорганизации собственного поведения характеризуется специфической активностью, направленной на соотнесение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов в соответствии с особенностями ситуации общения, межличностного взаимодействия. Функцию коррекции действий или языковых компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля.

Низший уровень психики составляет бессознательное. Это совокупность психических процессов, операций и состояний, которые имеют место, но не осознаются человеком.

Бессознательное представлено:

- в ощущениях (ощущение равновесия);

- в памяти (непроизвольная память, которая автоматически предоставляет материал для мышления, воображения);

- в речи (внутренняя речь) и т.п.

Примеры. Непроизвольное мышление имеет место во время решения творческих задач, неосознаваемые мотивы влияют на направленность и характер поступков человека и т.п.

В бессознательном выделяют:

1. Бессознательные установки, ориентации, мотивы, которые принципиально не могут быть осознаны.

2. Подсознание - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа. Пример.

3. Предсознание - определенная информация, которая в случае необходимости легко может быть осознана, Пример: последовательность знакомых танцевальных движений.

4. Сверхсознание (высшее бессознательное) - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

Кроме индивидуального (присущее человеку) существуют также коллективное (присущее человечеству) бессознательное, которое содержит определенные формы накопления наследственного опыта развития человечества. Его содержание составляют архетипы (врожденные идеи), которые определяют унаследованные от прошлых поколений образцы поведения, его схемы, а также особенности мышления, чувств. Пример: архетип «тень».

Личностные проявления бессознательного - это качества, интересы, потребности и прочие проявления, которые человек не осознает, поскольку их осознание может привести к внутреннему конфликту. Эти проявления можно наблюдать в повседневной жизни. К ним, в частности принадлежат:

1. Ошибочные действия: психологически значимые обмолвки, описки, ошибки при написании или восприятии слов. Пример.

2. Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, явлений, которые как-то связаны с неприятными переживаниями. Пример.

3. Сновидения (грезы, мечты, бред).

Соотношения сознания и подсознания в психике человека можно проследить на примере решение творческих задач. Сознание формулирует их условия, подсознание решает их и предоставляет ответы. Сознание, с учетом изначальных условий задачи, проверяет правильность полученных решений. На первом этапе - активно сознание, на втором - подсознание, на завершающем - опять сознание.

 

Основные отрасли психологии

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина Что изучает
Возрастная психология Развитие психики на протяжении всей жизни человека;
Педагогическая психология Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности
Социальная психология Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)
Психология личности Психологические особенности личности
Психогенетика Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека
Дифференциальная психология Индивидуальные различия в психике
Психодиагностика Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);
Специальная психология Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и тесно связана с дефектологией
Зоопсихология Психику животных
Музыкальная психология Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов
Психология творчества Психологические аспекты творчества

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: